Найти в Дзене
Функция Архитектура

Хелен Макниколл. Стиль и техника. Натурализм и пленэр.

Будучи студенткой AХM, Макниколл имела возможность посещать занятия по рисованию на открытом воздухе, где могла перенять европейский опыт Браймнера. Во Франции он познакомился с живописью на пленэре, которая к 1870-м годам стала популярной из-за расширения натуралистического движения. Натурализм на пленэре включал в себя сельские жанровые сцены и пейзажи, часто сочетая академический подход к изображению с современной трактовкой света и цвета. Крестьянские сюжеты Жюля Бастьена-Лепажа (1848-1884) и других художников пользовались огромным влиянием и огромной популярностью у современной публики. В Канаде натуралистическая тенденция была наиболее заметна в работах голландской гаагской школы, которые занимали видное место на стенах галерей AХM и в домах частных коллекционеров, включая семью Макниколл. Влияние этой школы сильно ощущается в ранних работах Макниколл, таких как "Речной пейзаж" и "Коттедж, Вечер", 1905 года. Когда Браймнер брал своих учеников с собой в сельскую местность, что
Хелен Макниколл, "Речной пейзаж", холст, масло, 45,7 х 60,8 см, галерея Роберта Маклафлина, Ошава.
Хелен Макниколл, "Речной пейзаж", холст, масло, 45,7 х 60,8 см, галерея Роберта Маклафлина, Ошава.

Жюль Бастьен-Лепаж, "Сенокос", 1877 год, холст, масло, 160 х 195 см, Музей Орсе, Париж.
Жюль Бастьен-Лепаж, "Сенокос", 1877 год, холст, масло, 160 х 195 см, Музей Орсе, Париж.

Будучи студенткой AХM, Макниколл имела возможность посещать занятия по рисованию на открытом воздухе, где могла перенять европейский опыт Браймнера. Во Франции он познакомился с живописью на пленэре, которая к 1870-м годам стала популярной из-за расширения натуралистического движения. Натурализм на пленэре включал в себя сельские жанровые сцены и пейзажи, часто сочетая академический подход к изображению с современной трактовкой света и цвета. Крестьянские сюжеты Жюля Бастьена-Лепажа (1848-1884) и других художников пользовались огромным влиянием и огромной популярностью у современной публики. В Канаде натуралистическая тенденция была наиболее заметна в работах голландской гаагской школы, которые занимали видное место на стенах галерей AХM и в домах частных коллекционеров, включая семью Макниколл. Влияние этой школы сильно ощущается в ранних работах Макниколл, таких как "Речной пейзаж" и "Коттедж, Вечер", 1905 года.

Уильям Браймнер, "Один летний день", 1884 год, масло, дерево, 26,7 х 37,5 см, Национальная галерея Канады, Оттава.
Уильям Браймнер, "Один летний день", 1884 год, масло, дерево, 26,7 х 37,5 см, Национальная галерея Канады, Оттава.

Хелен Макниколл, "Приятный ветерок", 1909 год, холст, масло, 50,8 х 61 см, частная коллекция.
Хелен Макниколл, "Приятный ветерок", 1909 год, холст, масло, 50,8 х 61 см, частная коллекция.

Когда Браймнер брал своих учеников с собой в сельскую местность, чтобы они рисовали непосредственно с натуры, он советовал им использовать в качестве темы населенный ландшафт, внимательно наблюдать за эффектами света и воздуха и стремиться к естественному подходу в работе кистью и "отделке" поверхности. Макниколл продолжала работать на пленэре до конца своей карьеры, создавая эскизы на открытом воздухе, которые затем заканчивала в студии. В этой практике она извлекла бы пользу из относительно недавнего изобретения переносных тюбиков с масляной краской; типичный ящик для рисования мы видим на картине "Под сенью шатра", 1914 года. Хотя у нее, по-видимому, был фотоаппарат, она, похоже, не использовала его в качестве художественного инструмента, предпочитая делать наброски непосредственно с натуры. Эти уроки пленэра продолжали оказывать влияние на творчество Макниколл еще долго после того, как она покинула Монреаль; один критик похвалил такие картины, как “Приятный ветерок" (1909), за то, что они обладают "качеством солнечного света на открытом воздухе, лишают всех мыслей о работе в студии и... достигают отличительной высоты искусства, скрывающего искусство".

Хелен Макниколл, "Английский пляж", 1910 год, холст, масло, 36 х 46 см, частная коллекция.
Хелен Макниколл, "Английский пляж", 1910 год, холст, масло, 36 х 46 см, частная коллекция.

Макниколл покинула Монреаль в 1902 году, чтобы поступить в престижную школу изящных искусств имени Слейда в Лондоне. Известный как авангардистская альтернатива старомодной Королевской академии искусств и как учреждение, ориентированное на женщин, Слейд был домом для многих выдающихся преподавателей и студентов, которые сформировали современную художественную сцену Англии в первые годы двадцатого века. Среди них были такие преподаватели, как Генри Тонкс (1862-1937), Фред Браун (1851-1941) и Филип Уилсон Стир (1860-1942), а также студенты, такие как Уиндхэм Льюис (1882-1957), Уильям Орпен (1878-1931), Огастес и Гвен Джон (1878-1961 и 1876-1939). Выставка Слейд, а также доступ, который она предоставляла галереям, музеям и студиям Лондона, дали Макниколл возможность приобщиться к современной художественной практике на уровне, пока недоступном в Монреале.

Элджернон Талмедж, "Кукурузные стога", 1899, холст, масло, 33 х 44 см, Музей и художественная галерея Буши, Великобритания.
Элджернон Талмедж, "Кукурузные стога", 1899, холст, масло, 33 х 44 см, Музей и художественная галерея Буши, Великобритания.

Англия также открыла новые возможности для занятий пленэром. Макниколл уехала из Лондона в отдаленную юго-западную деревушку Сент-Айвс в 1905 году, где она посещала Корнуоллскую школу пейзажной и морской живописи. Школа, которой руководил шведско-британский художник Юлиус Олссон (1864-1942), была популярным местом для студентов, которые хотели серьезно заниматься живописью в сельской местности. Олссон сам был в первую очередь художником-маринистом, его любимой темой были волны, разбивающиеся о скалистый берег. Он был известен тем, что доводил практику проведения пленэров до предела своих возможностей. Он позволял своим ученикам работать в переоборудованном рыбацком сарае, который во время грозы служил школьной студией, но в остальное время заставлял их рисовать на пляже при ярком солнечном свете. Ассистент Олссона Элджернон Талмейдж (1871-1939) также был ярым сторонником техники пленэра, предлагая студентам рисовать на залитых солнцем полях и фруктовых садах. На многочисленные работы Макниколл, изображающие морские и сельские пейзажи, явно повлияло то время, когда она работала на открытом воздухе с Олссоном и Талмеджем в Сент-Айвсе.

Хелен Макниколл, "Время жатвы", 1909 год, холст, масло, 63 х 76,8 см, частная коллекция.
Хелен Макниколл, "Время жатвы", 1909 год, холст, масло, 63 х 76,8 см, частная коллекция.

Сент-Айвз был одной из немногих сельских деревень по всей Европе, где жили художники, стремившиеся вырваться из городских центров. Будь то в Англии, Франции или за ее пределами, они, как правило, могли рассчитывать найти дружелюбных коллег, необычные сюжеты и готовую инфраструктуру для занятий живописью в этих "колониях художников". Колонии были также относительно недорогими и привлекательно богемными. Художники часто путешествовали из деревни в деревню: Макниколл работала в нескольких городах Англии и на континенте, в том числе в Грез-сюр-Луане во Франции. Во многом благодаря этой сети натурализм на пленэре, а затем и импрессионизм распространились по всей Европе. Несмотря на то, что на творчество Макниколл явно оказали влияние Браймнер, Олссон и Талмедж, в конечном итоге она продвинулась дальше в более полно осознанном стиле импрессионизма, чем кто-либо из ее ранних учителей.

Стиль и техника: