Найти в Дзене
ОСК | Севмаш

Жизнь как открытая книга

Встреча с Зорей Михеевной Чигаревой состоялась в квартире её дочери Светланы Валентиновны. К себе тоже приглашала, но с родными надёжнее, поддержка всё же, добавят что-нибудь, напомнят. Так и получилось. Светлана активно участвовала в разговоре. Присоединилась к нам и внучка Анастасия, приехавшая недавно из Санкт-Петербурга с крохотной малышкой. Периодически давали о себе знать зять и даже два кота. Все на кухню подтягивались. Хоть и многое известно, но послушать интересно. Работа в колхозе В трудовой книжке Зори Михеевны всего две записи о трудоустройстве: Онежская районная тракторная станция да наше предприятие, и десятки поощрений. Здесь же, на столе, альбом с фотографиями. Она в числе первых выпускников Вельской школы механизации сельского хозяйства. В фуфайке и сапогах стоит у трактора, на котором отработала десять лет. Вот ей вручают удостоверение о занесении портрета на заводскую Доску почёта. А это в кругу родных на «Поле чудес» с Леонидом Якубовичем. Здесь возлагает цветы к п
-2

Встреча с Зорей Михеевной Чигаревой состоялась в квартире её дочери Светланы Валентиновны. К себе тоже приглашала, но с родными надёжнее, поддержка всё же, добавят что-нибудь, напомнят. Так и получилось. Светлана активно участвовала в разговоре. Присоединилась к нам и внучка Анастасия, приехавшая недавно из Санкт-Петербурга с крохотной малышкой. Периодически давали о себе знать зять и даже два кота. Все на кухню подтягивались. Хоть и многое известно, но послушать интересно.

Работа в колхозе

В трудовой книжке Зори Михеевны всего две записи о трудоустройстве: Онежская районная тракторная станция да наше предприятие, и десятки поощрений. Здесь же, на столе, альбом с фотографиями. Она в числе первых выпускников Вельской школы механизации сельского хозяйства.

В фуфайке и сапогах стоит у трактора, на котором отработала десять лет. Вот ей вручают удостоверение о занесении портрета на заводскую Доску почёта. А это в кругу родных на «Поле чудес» с Леонидом Якубовичем. Здесь возлагает цветы к памятной доске с фамилиями погибших селян в годы войны. Разное время, разные события… Жизнь Зори Чигаревой как открытая книга, любую главу читать начнёшь – дальше узнать захочется.

Родом она из деревни Павловский Бор Онежского района. В семье было трое детей, Зоря младшая. Мама дояркой на ферме работала; отец пастухом был и валенки на дому катал, он инвалид с детства. Когда началась война, девочке было восемь лет. Зимой в школе училась, матери на ферме и по дому помогала. А в летние месяцы, как и все её сверстники, в поле работала. Особенно запомнилось, как колоски собирали в корзинки, ни один не должен после жатвы на земле остаться.

– Деревня была большая, а колхозные поля казались бескрайними. Засевали

рожью, ячменём, сажали картошку, капусту, брюкву, – вспоминает Зоря Михеевна. – Два бригадира задания распределяли. Раньше ведь за отработанное время начисляли трудодни. Иногда на них что-нибудь немного выделяли – овощей или зерна, а так всё для фронта отправляли. Когда война закончилась, мне было 12 лет, но учёбу в школе я продолжила лишь спустя четыре года. В колхозе рабочих рук не хватало, многих мужчин вой­на забрала. Мы с подругой водителями кобыл были, сено возили.

– Жили бедно, – продолжает она. – В самом начале войны корова у нас пропала, без молока остались. Хлеб по карточкам в деревне не выдавали, сами пекли. На своём участке выращивали ячмень. Мама сноп сожнёт, на печи высушит, перемелет, добавит всякой лабуды – и в печь, а снять такой хлеб со сковороды невозможно, так ложками и ели. В супе мяли картошку и добавляли перемолотые съедобные растения. Керосиновые лампы позднее появились, а в войну лучиной освещались.

В город корабелов

Профессию тракториста Зоря получила в 1951 году. Из сорока выпускников онежской группы всего три девушки были. Работала она в районной тракторной станции, считалась лучшим водителем, про неё даже в местной газете писали. Маленькая, худенькая, но бойкая и с характером. Десять лет за рулём откатала, работала бы и дальше, но всё изменил случай... Как передовику Зоре выделили бесплатную туристическую путёвку на Кий-остров. Ехать не хотела, упиралась, отправили, можно сказать, насильно, а потом пожалели. Там Зоря познакомилась с северодвинцем, вскоре вышла за него замуж и уехала в город корабелов.

Устроилась на завод, в цех 20 грузчиком, через пять лет перешла в другое подразделение и ещё пятилетку в грузчиках ходила, потом рубщиком проволоки стала. «Тяжёлая работа, – соглашается Зоря Михеевна. – Но что поделаешь, лёгкой жизни для себя не искала». Но по труду и честь.

В трудовой книжке Зори Чигаревой записаны почётные грамоты, благодарности, дипломы, ценные подарки, медали «Ветеран труда» и «300 лет Российскому флоту».

«Зоря – супер»

С малой родиной она не расстаётся, каждый год на лето отправляется в свой Павловский Бор. Деревня за годы сильно изменилась в худшую сторону, поля не засевают, постоянных жителей осталось немного. Но на тёплое время избы оживают. Несколько лет назад летопись родной деревни решили создать, как-никак 80 домов раньше было, и в каждом – большая

семья. Зоря Михеевна активное участие в этой работе приняла. Непросто было по крупицам собрать информацию о древнем поселении, о том, кто в этих домах жил, о их детях, внуках. Кто на фронт ушёл страну защищать и не вернулся. Так появилась история родного края. В деревне открыта мемориальная памятная доска с фамилиями погибших на полях сражений. Есть куда принести цветы, поклониться подвигу земляков.

Зорю Михеевну в деревне все знают и ждут, она заводила, ни один сельский праздник, ни одни посиделки без неё не обходятся – и поёт, и пляшет, и историй всяких много знает. Как-то соревнования проходили, кто кого частушками перепоёт, так Чигаревой не было равных. Без дела не сидит: грядки, теплица, лес; наростит всего, варенья наварит, огурцов насолит и в город своим везёт.

– Мама готовит хорошо, печёт замечательно – шаньги, пироги, калитки, рыбники… На столе, к чаю, всегда всё есть, – говорит дочь Светлана Чуракова. – Бабушка у нас хлебосольная была и мама в неё, да и я всегда гостям рада.

У дедушки Михея Ивановича в роду 12 братьев и сестёр было – сами, их дети, внуки, правнуки – все в наш деревенский дом шли. А всё потому, что рады им были, принимали душевно.

Впрочем, и теперь так. Как лето, так родня даёт о себе знать. Вот племянник недавно приезжал в Павловский Бор, привёз в подарок бейсболку, на которой крупными ярко-красными буквами написано «Зоря – супер». «Кепка красивая, белоснежная, на меня хорошо села. Ну, куда я в ней пойду, – сетует Зоря Михеевна. – Что люди подумают? Так и висит».

У Зори Михеевны семья тоже большая. С мужем Валентином Андреевичем вырастили двух дочерей, род продолжили четверо внуков и пятеро правнуков. Прабабушка с младшей правнучкой полтора месяца в Санкт-Петербурге водилась, сейчас продолжает здесь помогать. «Бабушка нам хорошая помощника, всё знает, умеет, я ей очень благодарна», – говорит Настя.

За чаем с ещё тёплым пирогом собственной выпечки, которым угощала Светлана, легко и непринуждённо шла беседа. Вспоминали о том, как на «Поле чудес» внучка получила приглашение и привезла с собой всю родню. Как в своё время в числе первых на двухэтажном поезде по Крымскому мосту ехали на отдых. Как неоднократно в Санкт-Петербурге знакомились с достопримечательностями северной столицы. Как праздновали 9 Мая в Белоруссии, получив массу ярких впечатлений. Зоря Михеевна охотно показывала фотографии, уточняла, кто где. «Езжу, а куда денешься, если везут», – немного нарочито вздыхает она. Но улыбка, теплота в голосе давали понять, что она довольна вниманием и заботой родных. «А куда же мы без тебя? – в тон ей продолжает Светлана. – Ты ведь у нас в семье главная. Куда скажешь, туда и везём».

Материал из газеты "Корабел"

Людмила ТЕЛЬТЕВСКАЯ

Фото из альбома семьи