Найти в Дзене
Мир комиксов

Чёрный юмор в сказочных карикатурах Алексея Меринова

Все мы знаем, чем заканчиваются классические сказки: «И жили они долго и счастливо». Но никто никогда не рассказывал нам, что было на следующее утро. А вот Алексей Меринов знает. В его версии сказочной вселенной Буратино влюбляется в снежную Бабу, а Золотая Рыбка смотрит на старика с немым вопросом: «Дед, ты что такой завистливый то?». Сегодня мы поговорим о человеке, чьи рисунки уже тридцать лет заменяют россиянам утренний кофе и валерьянку. Этот художник — не просто иллюстратор, а, пожалуй, главный «переводчик» нашей с вами действительности на язык графического фольклора. Если вы когда-нибудь чувствовали себя Буратино, которого жизнь тешет рубанком, или рыцарем, который вместо дракона сражается с телефонным спамом — добро пожаловать в клуб. Вы тоже полюбите карикатуры про сказки. Буратино в параллельном мире Главная сила Меринова — в его способности взять стерильный, сахарный образ из детства и поместить его в наши суровые реалии, где асфальт кладут прямо в снег. Его персонажи не жив
Оглавление

Все мы знаем, чем заканчиваются классические сказки: «И жили они долго и счастливо». Но никто никогда не рассказывал нам, что было на следующее утро. А вот Алексей Меринов знает.

-2

В его версии сказочной вселенной Буратино влюбляется в снежную Бабу, а Золотая Рыбка смотрит на старика с немым вопросом: «Дед, ты что такой завистливый то?».

-3

Сегодня мы поговорим о человеке, чьи рисунки уже тридцать лет заменяют россиянам утренний кофе и валерьянку. Этот художник — не просто иллюстратор, а, пожалуй, главный «переводчик» нашей с вами действительности на язык графического фольклора.

-4

Если вы когда-нибудь чувствовали себя Буратино, которого жизнь тешет рубанком, или рыцарем, который вместо дракона сражается с телефонным спамом — добро пожаловать в клуб. Вы тоже полюбите карикатуры про сказки.

-5

Буратино в параллельном мире

Главная сила Меринова — в его способности взять стерильный, сахарный образ из детства и поместить его в наши суровые реалии, где асфальт кладут прямо в снег. Его персонажи не живут в тридевятом царстве. Они живут в соседнем подъезде.

-6

Взгляните на его любимца — Буратино. У Меринова этот деревянный паренек давно перестал быть веселым проказником. Это философ-стоик, вечный страдалец с длинным носом, который в любой непонятной ситуации рискует пойти на растопку. Через этот образ художник транслирует одну из своих ключевых мыслей: человек в современном мире хрупок, неуклюж и сделан из горючих материалов.

-7

Его юмор часто называют «черным», но это не совсем верно. Это скорее «бытовой нуар». Меринов не смеется над героями, он им сочувствует. Когда его принцессы-лягушки сидят в ряд и ждут принцев, а принцы уткнулись в газеты, в этом нет злобы. Есть понимание того, что ожидание чуда в наших широтах — это национальный вид спорта.

-8

Из цыганского театра — в главные художники

Стиль Меринова невозможно спутать ни с чем. Эти грубые, порой «нечесаные» линии, огромные носы (фирменный знак!), вечная трехдневная щетина у персонажей — всё это выглядит так, будто нарисовано наспех на салфетке в прокуренной кухне.

-9

И в этом его гениальность. Академически правильный рисунок убил бы этот хулиганский дух. Мало кто знает, что Алексей — абсолютный самоучка. Никаких художественных академий и скучных лекций по композиции.

-10

Его университетами были жизнь и... цыганский театр «Ромэн», где он работал бутафором в молодости. Представьте себе эту школу жизни: яркие краски, эмоции через край, шум, гам.

-11

Возможно, именно оттуда в его работах эта театральная выразительность, когда один жест персонажа говорит больше, чем страница текста.

-12

А потом был Военно-Морской Флот. Служба на Северном флоте, где, как шутит сам художник, юмор был единственным способом не сойти с ума от холода и устава. Этот флотский, просоленный цинизм навсегда въелся в его рисунки.

-13

Он не сюсюкает со зрителем. Он разговаривает с нами как старый боцман, грубовато, но честно. И это по настоящему цепляет.

-14

Человек, который рисует новости

Уже более тридцати лет Меринов — бессменный художник «Московского комсомольца». Это уникальный случай. Представьте ритм ежедневной газеты: утром новость — в обед уже должна быть картинка.

-15

Здесь нет времени ждать музу или пить абсент, глядя на закат. Нужно бить точно в цель. И Меринов бьет.

-16

Он создал свой собственный жанр — визуальный комментарий, который порой острее самой статьи. Он работает быстро, почти рефлекторно. Его философия проста: картинка должна быть понятна за секунду.

-17

Пока вы пьете чай и пробегаете глазами заголовок, рисунок уже должен сработать, как укол булавкой.

-18

Кстати, вы замечали, что у его героев почти всегда усталые глаза? Это глаза не весельчаков из сказки, а людей, которые видели всё: переезды и дудня-начальника, ипотеку и ремонт дорог в декабре.

-19

Меринов не рисует «типажи», он рисует состояние души. Его «сказочный персонаж» — это смесь пофигизма и невероятной живучести.

-20

В сети часто гуляют байки о том, как он работает. Говорят, что Меринов может нарисовать шедевр, просто разговаривая по телефону, не прерывая беседы. Рука движется сама.

-21

А еще он ненавидит пафос. Если вы попробуете назвать его «мэтром» или «великим карикатуристом», он, скорее всего, отшутится или нарисует на вас шарж, где вы будете выглядеть как истинный герой карикатуры.

-22

Интересно, что его работы часто воруют. В интернете можно найти тысячи мемов с его картинками, где затерта подпись автора. Алексей относится к этому философски, если народ ворует, значит, ушло в народ. Значит, стало фольклором. А для художника, работающего с архетипами, это высшая награда.

-23

Больше интересного: