Если вы хоть раз открывали юмористические паблики, листали утреннюю газету за чашкой кофе или просто искали в сети картинку, чтобы поздравить коллегу, вы наверняка видели его карикатуры Евгения Крана.
Яркие, сочные, с персонажами, чьи носы и животы живут по законам какой-то своей, очень смешной анатомии. Евгений Кран — это тот случай, когда человек с дипломом инженера-строителя понял, что строить гримасы у него получается ничуть не хуже, чем автомагистрали.
В сегодняшнем выпуске на канале «Мир комиксов» предлагаем изучить творчество этого тюменского самородка. Узнаем, почему серьезный «технарь» взялся за карандаш и почему его «толстенькие человечки» вызывают у нас такую теплую улыбку.
От кульмана к карикатуре
Обычно художники рассказывают, как они рисовали на партах и получали нагоняи от учителей. У Евгения история похожая, но с нюансом, он учился в английской спецшколе.
Представьте себе советского школьника в конце 70-х, который зубрит неправильные глаголы, а на полях тетради уже набрасывает шаржи на одноклассников. Видимо, английский юмор с его любовью к парадоксам впитался где-то на подсознательном уровне.
Однако после школы Кран выбрал путь, максимально далекий от богемы. В 1983 году он получил диплом инженера-строителя автомобильных дорог. Казалось бы, всё предрешено: чертежи, сметы, асфальтоукладчики и суровые планерки в прорабской.
И он действительно работал по специальности, честно трудился в проектных отделах. Но творческая жилка — штука упрямая. Она как трава сквозь асфальт (уж простите за каламбур, уместный для дорожника) пробивается везде.
Переломный момент случился в 1989 году. В газете «Тюменская правда» вышла его первая официальная карикатура. Сюжет был пророческим: городской садовник, который так усердно подстригает деревья, что оставляет от них одни пеньки.
Тема благоустройства, видимо, не отпускала инженера даже в юморе. С тех пор Евгений понял, что проектировать можно не только развязки, но и хорошее настроение.
Гипер-гротеск и «резиновые» люди
Вы когда-нибудь замечали, как Кран рисует людей? Это не реализм и даже не классическая школа советской карикатуры а-ля «Крокодил». Это настоящий мультипликационный взрыв. Его стиль можно назвать «гипер-гротеском».
Главная фишка Евгения — пластичность. Его персонажи словно сделаны из яркого, качественного каучука. Если они удивляются, то челюсть падает буквально до пола. Если чиновник ворует (а это любимый типаж автора), то его руки загребают всё с невероятным размахом, а лицо расплывается в такой широкой улыбке, что за ней можно спрятать небольшой бюджет района.
Его любимый герой — это собирательный образ. Толстенький, ленивый, хитроватый субъект, подверженный всем мыслимым человеческим слабостям. И знаете, в чем магия? Глядя на этого персонажа, вы не испытываете злости. Кран умудряется изображать наши пороки так, что они кажутся не зловещими, а нелепыми. А над нелепостью хочется смеяться, а не злиться.
Кстати, если вы думаете, что создать такой «легкий» рисунок просто, попробуйте нарисовать шарж на своего начальника так, чтобы он сам посмеялся, а не уволил вас. Это требует ювелирного баланса, которым Кран владеет в совершенстве.
Жизнь как источник сюжетов
Евгений Кран — убежденный реалист в своем подходе к юмору. У него есть золотое правило: «Из пальца — не смешно». Он не выдумывает абстрактные миры с говорящими тостерами (хотя, возможно, у него и такое есть, но это не основа). Он смотрит вокруг.
Его философия проста, карикатура живет там, где есть человек. Адюльтеры, очереди, бесконечные совещания, бытовые неурядицы, вечная нехватка денег до зарплаты — всё это Кран перерабатывает в визуальные анекдоты. Он словно говорит нам: «Ребята, посмотрите, как мы живем. Это же комедия!»
И тут важно отметить его колоссальную продуктивность. В портфолио художника более десяти тысяч работ! Вдумайтесь в эту цифру. Это как если бы вы шутили каждый день без выходных на протяжении 27 лет.
Такой объем возможен только тогда, когда автор искренне влюблен в свое дело. Он работал в штате газеты 16 лет, а сейчас — на вольных хлебах, но продолжает выдавать контент с завидной регулярностью.
Щедрость и открытость
Есть в биографии Евгения Крана факт, который лично меня восхищает и многое говорит о нем как о человеке. В эпоху, когда все трясутся над авторскими правами и ставят водяные знаки размером с дом, Кран разрешает публиковать свои карикатуры бесплатно. Единственное условие — указать автора и источник.
Это позиция уверенного в себе мастера. Он понимает, что главная награда для карикатуриста — это когда картинка «ушла в народ». Когда её пересылают в мессенджерах, распечатывают и вешают на стену в офисе.
К слову о признании. В 2019 году, к столетию «Тюменской правды», в драмтеатре прошла его персональная выставка. И сам Евгений относится к своим регалиям с фирменной иронией. На вопрос о званиях он обычно отшучивается, мол, наград нет, зато на шутки обижаться не принято. Отличная позиция, согласитесь?
В работах Евгения Крана нет тяжести. Даже когда он касается тем, от которых в реальной жизни хочется взвыть (вроде ЖКХ), он делает это с какой-то солнечной, почти детской непосредственностью. Он не читает мораль, не тычет пальцем с трибуны. Он просто сидит где-то в Тюмени, точит карандаш (или натирает стилус) и превращает серые будни в цветные картинки.
Евгений Кран доказывает, что бывший инженер-дорожник может прокладывать путь не только из асфальта, но и к человеческим сердцам, через улыбку. И пусть дороги у нас пока не идеальные, зато с карикатурами нам точно повезло.
А какая из тем в карикатурах вам ближе всего: офисные будни, семейные перепалки или сказочный переполох? Поделитесь в комментариях, обсудим!
Источник изображений: http://cartoon.kulichki.com/
Больше интересного: