Что помогает вам, когда вы злитесь? Может быть, сосчитать до десяти? Новый тренд предлагает более экспрессивный подход - «комнаты ярости», где посетители могут разбивать старые телевизоры, тарелки и мебель.
Считается, что подобные аттракционы «плати и круши» возникли в Японии в 2008 году, но с тех пор вышли на международный уровень. Только в Великобритании подобные площадки можно найти от Бирмингема до Брайтона, и многие из них пропагандируют разрушение как способ снятия стресса.
По словам представителя аттракциона Smash It Rage Rooms на юго-востоке Лондона, где 30-минутный сольный сеанс стоит 50 фунтов стерлингов, «каждый удар — это катарсис освобождения, всплеск чистой, первобытной радости».
«Мы работали на пределе, нам пришлось искать другое место, так как мы не справляемся с растущим спросом», — утверждает Амелия Смевинг, которая основала бизнес вместе с мужем после того, как искала способ помочь сыну справиться с посттравматическим стрессовым расстройством.
Роб Кларк, директор Urban Xtreme Ltd, отметил, что популярность «Комнат ярости» растет из года в год, причем клиентами здесь становятся как молодые люди, ищущие уникальных впечатлений, так и группы женщин, празднующих расставание, и люди, использующие пространство в качестве «здоровой отдушины» для снятия стресса или решения проблем с психическим здоровьем.
Кларк отмечает, что многие клиенты сталкиваются со сложными личными проблемами. «Мы получаем неизменно положительные отзывы: «Комната ярости» дает безопасный и конструктивный способ выплеснуть накопившийся гнев и разочарование, и это действительно улучшает психическое благополучие», — сказал он, добавив, что несколько детских приютов регулярно приводят сюда подростков, а несколько психотерапевтов активно направляют клиентов, когда традиционной разговорной терапии оказывается недостаточно.
Люси Би, основательница Rage Rooms Leamington Spa, рассказывает, что ее заведение также принимает посетителей из школ и детских домов. Но люди приходят и просто повеселиться. «Это противоречит тому, как нас учили себя вести, — сказала она. — Это так неприлично».
По словам Би, как и в других заведениях, типичный посетитель — женщина. «Речь идет о женщинах чуть старше 40 лет, с парой детей, хорошей работой», — поясняет она.
Би добавила, что, при обучении на холистического терапевта, она обнаружила, что многие женщины испытывают чувство вины и стыда из-за гнева.
«Многие женщины находятся на грани, постоянно балансируют, живут в режиме выживания. И это дает им возможность просто выплеснуть эмоции», — отметила Би, добавив, что для некоторых людей, столкнувшихся с трудностями, этот опыт может стать отправной точкой для поиска дальнейшей помощи.
Несмотря на счастливую домашнюю жизнь, меня раздражают ремонт дома, ужасное железнодорожное сообщение и состояние дел в стране. Поэтому я надеваю защитный костюм, опускаю забрало и вхожу в одну из комнат ярости Би.
За считанные секунды я превращаю бутылки из-под вина в осколки стекла, и, к своему удивлению, радостно смеюсь. Но мне не нравится шум, и я больше думаю о беспорядке, чем об освобождении.
У экспертов тоже есть сомнения.
В прошлом году доктор Софи Кьярвик, ныне работающая в Норвежском центре исследований насилия и травматического стресса в Осло, стала соавтором исследования, посвященного тому, какие действия разжигают или подавляют ярость. Она заявила, что данные свидетельствуют о контрпродуктивности «выпускания эмоций».
«Вы активируете тело таким образом, что мозг может интерпретировать это как усиление гнева, — объясняет она. — Мы обнаружили, что медитация, практика осознанности и мышечная релаксация — гораздо более продуктивные способы справиться с гневом». Кьярвик отметила, что когнитивно-поведенческая терапия также оказалась очень эффективной.
Доктор Райан Мартин, декан Висконсинского университета в Грин-Бей и автор нескольких книг о гневе, отметил, что люди, склонные к катарсису, дольше сохраняют гнев и чаще проявляют агрессию после случившегося. «Думаю, проблема в том, что это приятно, поэтому люди считают, что это им полезно, — поясняет он. — Но в то же время другие вещи, которые, как мы знаем, могут вызывать приятные ощущения, когда мы испытываем сильные эмоции, например, употребление алкоголя, переедание тоже могут быть вредны».
Профессор Брэд Бушман из Университета штата Огайо, соавтор исследования вместе с Кьярвиком, также выразил сомнения в эффективности метода. «Когда люди выплескивают гнев в этих комнатах ярости, они просто отрабатывают более агрессивное поведение», — считает он.
Смевинг подчеркивает, что комнаты ярости — это искусственная среда. «То, что они разбили фритюрницу в комнате ярости, не означает, что они придут домой и разнесут кухню», — поясняет она.
Сьюзи Ридинг, член Британского психологического общества и автор книги «Как быть эгоистом», отмечает, что дело не в том, что гнев не следует выражать, а в том, что существует множество способов сделать это, включая письмо и дыхательные упражнения. Ридинг также отметила, что, хотя комнаты гнева могут дать выход стрессу, они стоят денег и не дают понимания причин этих чувств.
«Если нет понимания причины, то мы просто возвращаемся к домашней жизни, работе, обществу, и ничего не меняется, — говорит она. — И для многих женщин причиной становятся неудовлетворенные потребности».
Рединг отмечает, что для эффективного общения важно уметь справляться с чувством гнева. «Важно уметь регулировать нервную систему, чтобы мы могли хорошо выражать мысли», — сказала она.