Найти в Дзене
Мифоистория Сибири

Каким виделся XXI век из 1927 года

Город будущего. Рис. К. Ротова из журн. «30 дней» 10 ноября 1927 года газета «Советская Сибирь» опубликовала большое стихотворение некоего поэта под псевдонимом А. д`Актиль. За этой подписью скрывался советский поэт-песенник Анатолий Адольфович Френкель, родившийся в Иркутске, учивший в Томске, а живший в Ленинграде. Он написал много текстов к песням Леонида Утесова, а самым знаменитым его творением стал «Марш конников Буденного». Напечатанное новосибирской газетой стихотворение называлось «Десятью десять» и повествовало о праздновании 100-й годовщины Октябрьской революции в 2017 году: Итак, позвольте быть пророком и по полученным урокам грядущее предугадать В Нью-Йорке 2017 года, предвещал Френкель, будет выходить газета «The Truth» («Правда»), в Париже – «La Verite» (тоже «Правда»), а вместо Лиги Наций (нынешней ООН) решать судьбы мира будет Коминтерн. И по всей планете возникнут социалистические города будущего: И, может быть, сама Земля изменится в огне пыланий. Предвижу, сердце

Город будущего. Рис. К. Ротова из журн. «30 дней»

10 ноября 1927 года газета «Советская Сибирь» опубликовала большое стихотворение некоего поэта под псевдонимом А. д`Актиль. За этой подписью скрывался советский поэт-песенник Анатолий Адольфович Френкель, родившийся в Иркутске, учивший в Томске, а живший в Ленинграде. Он написал много текстов к песням Леонида Утесова, а самым знаменитым его творением стал «Марш конников Буденного». Напечатанное новосибирской газетой стихотворение называлось «Десятью десять» и повествовало о праздновании 100-й годовщины Октябрьской революции в 2017 году:

Итак, позвольте быть пророком
и по полученным урокам
грядущее предугадать

В Нью-Йорке 2017 года, предвещал Френкель, будет выходить газета «The Truth» («Правда»), в Париже – «La Verite» (тоже «Правда»), а вместо Лиги Наций (нынешней ООН) решать судьбы мира будет Коминтерн. И по всей планете возникнут социалистические города будущего:

И, может быть, сама Земля
изменится в огне пыланий.
Предвижу, сердце веселя,
невиданные штемпеля
на бланках радио-посланий.
Страна – стране, как брату – брат,
везде, Америка-ль, Европа-ль,
тут Ленинбург,
там Ленинополь,
здесь Ленинвиль,
там Ленинштадт.

Первый юбилей революции отметил футурологическими прогнозами писателей и популярный московский журнал «30 дней». По прошествии века эти наивные прогнозы эти невозможно читать без улыбки.

Федор Гладков (автор романа «Цемент», а позднее – кавалер двух орденов Ленина и лауреат двух Сталинских премий) писал, что исчезнут тюрьмы, войны, несгораемые кассы и замки на домах, а также кухни и «унизительные семейные гнезда, где женщина и по сие время подъяремная невольница, – будут только предметом изучения историков, объективное спокойствие которых будет нарушено изумлением и гневом перед многовековым распятием матерей».

Георгий Никифоров (автор популярного в те годы романа «У фонаря») фантазировал об использовании некоей «электронной энергии» и «сжатого воздуха», подземных фабриках и кругосветных летающих поездах. Он, кстати, предсказал прямую трансляцию: «Ныне обыкновенная человеческая речь слышна со всех точек земли, – сообщает герой его рассказа. – Все вот эти музейные предметы я могу демонстрировать перед глазами всего мира. Меня в любой момент могут видеть и слышать».

Ефим Зозуля (сооснователь журнала «Огонёк») писал о городских экскурсионных аэропланах: «Каждого туриста будет возить отдельный мягко реющий аэропланчик, одинаково удобный как на большой высоте, так и на высоте одного-двух метров от земной поверхности. Он будет залетать в музеи и там превращаться в стул – этот замечательный аэропланчик, – а на туристских базах он же будет превращаться в удобную постель». В отличие от остальных «футурологов», Зозуля отнёсся к вопросу с юмором. «Замечательно то, – писал он, – что ни один фантастический беллетрист не предвидел правильно будущего». В рассказе Ефима Давидовича, у каждого туриста – индивидуальный гид («достоверно известно, что через сто лет гиды перестанут врать»), в 50-этажном дворце живут пятьдесят тысяч писателей («по тысяче на этаж»), а в Москве существует несколько домов, похожих на куски мыла – это общежития для подхалимов. В мрачном саду, окруженном со всех сторон рвом и стеной, обитают «духовные воры» – те, кто крадёт чужие идеи. («А что же они делают в этом саду?», «Они стыдятся! Чувство стыда у таких воров появилось только с 1941 года и с каждым годом крепло»).

Отметим ещё несколько любопытных предсказаний: Ф. Березовский предсказывал перемещение центра материальной культуры в Азию, Н. Асеев – межзвёздные рейсы, Л. Никулин – гигантские стеклянные бассейны и огромные пассажирские геликоптеры. Но лучше всех написал Александр Яковлев:

«Жизнь внешне станет удобной и легкой. Но этот успех будет так же безрадостен, как безрадостен успех техники сейчас. Люди и тогда будут мало замечать их, как мало замечают в наши дни».

#футурология #предсказанияобудущем #несбывшиесяпредсказания

Читайте также на моем канале - "Фальшивый лесничий, самозванный переписчик, неграмотный адвокат": https://dzen.ru/b/aUKW1u4l2iRxqcDo