ИРКУТСКОЕ ЗАСТОЛЬЕ В XIX веке Иркутск называли "сибирским Парижем". Вряд ли можно сравнивать историю, значение и архитектуру двух этих городов, но в чем иркутяне точно превосходили парижан, так это в организации праздничных застолий. Описание такого застолья мы находим, например, в книге "Записки и замечания о Сибири", изданной в 1837 году: "Для званых обедов [иркутяне] готовили множество кушаньев, блюд 30 и более. На стол ставили пиво, квас, мед, вино; наливки обносили после. Порядок блюд был следующий: сначала подавали холодные, потом суп и щи, затем соусы, жаркое и пирожное. Стол уставляли холодными блюдами и пирожным. Чаши с супом и щами подавали на стол, и кто-нибудь из знакомых разливал. Холодные, которые ставили на стол: окорок ветчины целый; кость у него обвита мелко выстриженною бумагою и завязана ленточкою; окорок свежей свинины или буженины, убранный таким же образом; поросенок. обсыпанный яйцами; курицы, то же обсыпанные яйцами; гуси, обложенные солеными огурцами и обсыпанные зеленью; утки, убранные таким же образом. Дичина. тетерки, глухие тетерева, обложенные лимонами. К холодным блюдам подавали лимонный сок, уксус и горчицу. К супу и щам подавали пирожки, более жареные в масле; их называли спускными. Соусы подавали сначала кислые, потом сладкие: с говядиной, в виде небольших круглых котлет, с луком красный; с почками тоже красный, кислый; с курицей белый соус. Соусы с гусем, утками и языком делались красные, сладкие, с изюмом, черносливом и миндалем; соусы с дичиной кислые, красные; паштет слоеный. Пшенник, в соусе запеченный, с яйцами и сахаром. Жаркие всех родов подавались каждое розно. К жаркому огурцы соленые, капуста свежая шинкованная, летом зеленый салат, арбузы и дыни соленые. Пирожные: пирог сладкий, слоеный; торты разными манерами, слоеные: их называли тарки; вафли, кольца, кудри, стружки, трубочки, розочки, наливашники двух сортов; бисквиты; большой бисквит, испеченный в кастрюле; миндальное разное, в формах печеное, крестиками, с вареньем; желе и бланманже". В посты порядок застолья соблюдали тот же с той разницей, что "наперед подавалась икра осетровая, потом кулебяка пребольшая, иногда в аршин, с осетриною, подсыпанная визигою. Еще в числе жарких одно составлялось из рыбы. Тело рыбы толкли в тесто, середину начиняли визигой с фаршем и жарили в масле. Это блюдо называлось круглое тельное, и чем больше кулебяка и тельное, тем лучше". Хотите хорошо покушать? Непременно поезжайте в Иркутск! Лучше всего в 1837 год. на фото: Иркутск, Амурские ворота. #иркутск #еда #застолья #историясибири #сибирь читайте также: ФАЛЬШИВЫЙ ЛЕСНИЧИЙ, САМОЗВАННЫЙ ПЕРЕПИСЧИК, НЕГРАМОТНЫЙ АДВОКАТ (томские… | Мифоистория Сибири | Дзен
Мифоистория Сибири
124
подписчика
Доброго времени суток, дорогой читатель!…
Как Хрущев хотел Амур в Китай повернуть
Три устья Амура. Рисунок из журнала "Вокруг света", 1957, №5 “Летом 1956 года на берегах Амура появилось много новых людей. Их встречали в тайге искатели золота и заветного “корня жизни” ― женьшеня. Люди говорили на разных языках ― на русском и китайском, но хорошо понимали друг друга. Они забирались в таежную глухомань и карабкались на отвесные берега, нависшие над водой. Их донимала таежная мошкара, дорогу им преграждали болота и бурелом, но люди упрямо шли дальше. А на реке появилась целая флотилия небольших пароходов и катеров...
Кто у кого остров Ольхон украл? (монгольская и бурятская легенды)
Говорят, историю пишут победители. На самом деле побежденные тоже пишут свою историю. Сравним две легенды о байкальском острове Ольхоне, монгольскую и бурятскую. МОНГОЛЬСКАЯ В давние времена владел островом Гэгэн-бурхан. Он был повелителем местных монголов. Но однажды остров понравился потомку небесных тэнгэринов (духов) жестокому и коварному Хан-гуте-бабаю и он вызвал Гэгэна на поединок. Долго боролись они и никто не смог победить. Тогда согласились богатыри решить дело жребием. Взяли чашки, наполнили...
Стул Григория Распутина (тюменская легенда)
Фото с сайта музея в с. Покровском Тюменской области В 2014 году в Сочи доставили стул одного из самых неоднозначных персонажей русской истории – Григория Распутина. Необычный артефакт хранился в музее села Покровское и обладал, по рассказам тюменцев, магическим свойством усиливать мужскую потенцию. Вместе со стулом в Олимпийском павильоне Тюменского региона выставили ишимские ковры с изображением Конька-Горбунка, лапти из соломы, берестяной самовар, подвески из бивня мамонта и другие самобытные экспонаты...
СУББОТНЯЯ ФОТОЗАГАДКА №6 В прошлую субботу читатели опять разгадали мою загадку и вырвались вперед в общем зачете: 3:2. Пора спасать положение и дать более сложное задание! Итак, угадайте, какое событие истории Сибири изображено на этом рисунке из старой летописи? Ответ, как всегда, в следующую пятницу в комментариях под постом. #фотозагадки #историческиезагадки #загадки
Каким виделся XXI век из 1927 года
Город будущего. Рис. К. Ротова из журн. «30 дней» 10 ноября 1927 года газета «Советская Сибирь» опубликовала большое стихотворение некоего поэта под псевдонимом А. д`Актиль. За этой подписью скрывался советский поэт-песенник Анатолий Адольфович Френкель, родившийся в Иркутске, учивший в Томске, а живший в Ленинграде. Он написал много текстов к песням Леонида Утесова, а самым знаменитым его творением стал «Марш конников Буденного». Напечатанное новосибирской газетой стихотворение называлось «Десятью...
"АНАДЫРСКАЯ БОЛЕЗНЬ": НЕДУГ ИЛИ ОБМАН? В середине позапрошлого века среди жителей Анадыря распространился странный и загадочный недуг, походивший на спиритическое исступление. Женщины, подверженные "анадырской болезни" внезапно приобретали способность исступленно вещать на языках, которых никогда до этого не слышали. На русском же "часто требовали различные вещи, внешний вид и местонахождение которых подробно объясняли; и если их желание не было исполнено, то приходили в совершенное бешенство, с ними делались судороги и они кричали и пели [на незнакомом языке]. Ничто не могло их успокоить, кроме обладания желаемой вещью" (1) Американский путешественник Дж. Кеннан описывал случай, как в дом, где он квартировал, ворвался взмыленный мужчина и умолял хозяина отдать ему шерстяной шарф, который потребовала супруга. Американец заинтересовался странным недугом и принялся расспрашивать местных жителей. Ему поведали десятки разных историй, похожих одна на другую (одному из несчастных мужей пришлось отправиться на лошадях аж за 300 километров в поисках шелкового платья). Никто не мог объяснить происхождение недуга, никто не знал способов его излечения. Разве что местный исправник заявил Кеннану, что "все это обман и лучшее лекарство - это телесное наказание". По словам исправника "анадырская болезнь" - просто обман, с помощью которого женщины добиваются исполнения всех своих желаний. "Женщина, которой муж отказывал в новой шляпке, - убеждал он Кеннана, - требовала пото шляпку как физиологическую необходимость. Если и тут муж оставался непреклонным, то достаточно было несколько хорошо поставленных судорог и одной или двух песен, чтобы заставить его исполнить все требования жены". Грубый человек был этот исправник. Но его жена никогда не болела "анадырской болезнью". Фото: Анадырь. #анадырь #сибирь #историясибири #забавныйслучай #городскиебайки #городскиеистории Цитата: Дж. Кеннан "Степная жизнь в Сибири" (СПб, 1871) Читайте на моем канале: "И БИЛИ ЖЕНИХА ПО САМОМУ ЧУВСТВИТЕЛЬНОМУ МЕСТУ" (корякский обычай) В… | Мифоистория Сибири | Дзен
ФАЛЬШИВЫЙ ЛЕСНИЧИЙ, САМОЗВАННЫЙ ПЕРЕПИСЧИК, НЕГРАМОТНЫЙ АДВОКАТ (томские истории) Едва в газетах конца XIX века опубликовали сообщение о будущей переписи населения, как в губернском Томске объявился самозваный статистик. Он ходил по городу с толстой тетрадкой, стучался в дома и проводил «по особому поручению» опись соблюдающих и не соблюдающих церковный пост. С тех, кто не соблюдал, собирал по 10-20 копеек, аккуратно записывая сборы в тетрадь. В конце концов, как писали классики, «его рыжие кудри примелькались» и полиция отправила незадачливого сборщика в кутузку. Другой томич подвизался в местных кабаках составлять для безграмотных различного рода прошения. За кружкой дармового пива, он обстоятельно выспрашивал у нуждающихся все подробности, сочувствовал, обещал составить жалобу по всем правилам и самолично отправить по почте. Плату брал умеренную, намного ниже официальной. Слухами земля полнится, и через некоторое время крестьяне ближних деревень толпами разыскивали по городским кабакам «народного аблаката». Когда его, наконец, арестовала полиция, выяснилось, что аферист безграмотен. И жалобы заполнял аккуратными, но совершенно бессмысленными каракулями. Но более всего отличился томич Хмелевцев. Он сшил себе «мундир лесничего» и поехал по деревням штрафовать крестьян за незаконные порубки леса. Слухи об аферисте настолько разозлили настоящего лесничего, что тот самолично отправился в погоню за мошенником и задержал его. Набил ли настоящий работник леса физиономию поддельному, история умалчивает. #Томск #история #Сибирь #мошенники #аферисты Читайте также на моем канале: СЪЕЛ МЫШЬ! Ничто не ново под Луной. И современные «корпоративы», призванные… | Мифоистория Сибири | Дзен
ВИНЕГРЕТ С ИКРОЙ И ЖЕЛУДЯМИ (старинный рецепт) Путешествуй я пароходами Товарищества Западно-Сибирского пароходства и торговли, непременно попробовал бы винегрет из рыбы (см. "Карту кушаньям"). Под шустовский коньяк, популярный в те времена. Рецепт похожего винегрета я вычитал в книге Галины Райхерт "Сказание о еде сибирской": "смешать вареный горох, фасоль, морковь, брюкву с толченой сухой кетовой икрой, мелко нарезанными сырыми листьями черемши и луковицами сараны. Добавить в отваренные в рыбном жире ягоды боярышника, по желанию немного толченых желудей или кедровых орехов, заправить рыбьим жиром". Читаешь, и слюнки текут, не правда ли? #еда #рецепт #старинныерецепты #винегрет #сибирь #повареннаякнига Читайте также: СУП ИЗ ХОЛОДЦА И ОСЕТРОВАЯ СОЛЯНКА (рецепт) "Нарежь небольшими кусочками… | Мифоистория Сибири | Дзен
Яйцо (северный рассказ)
На картинке иллюстрация к одной из популярных светских забав позапрошлого века. Зима, лед, на льду чертятся две линии - мужская и женская. Между линиями на лед выкладываются яйца. Задача мужчин закатить яйцо носом за "женскую" черту, задача дам - закатить его за "мужскую" черту. А бонусом к этой маленькой заметке - небольшой рассказ под тем же названием. ЯЙЦО Зима вычесывала небесную шкуру мелким гребнем: третьи сутки валил снег. Лапин сидел у окна и медленно сходил с ума: ему до жути хотелось яичницы...
Золотой конь, могила воина и нечистая сила (легенда Суенги)
Подвесной мост через Суенгу Река Суенга – это граница, за которой начинается таинственный мистический край Салаирской тайги. Говорят, что название реки сложено из двух тюркских слов: “су” (вода) и “анга” (глухолесье). Подвесной деревянный мост длиною в пятьсот шагов (двести пятьдесят четыре метра) раскачивается под ногами и ведет к подножию холма, поросшего лесом. По этому мосту путник покидает привычный мир и переходит в иное измерение – туда, где властвуют таежные духи, опасные и недобрые. Местные жители называют эти места лешаковками...
Свадьба-самокрутка (сибирский обычай)
До 1830 года в России разрешалось вступать в брак юноше с пятнадцати лет, девушке - с тринадцати . Затем "призывной брачный возраст" повысили до восемнадцати и шестнадцати лет соответственно. Любопытно, что верхний свадебный возраст тоже был ограничен: венчать указом Синода от 1744 года разрешалось лиц до восьмидесяти лет: "Ибо брак от Бога уставлен есть ради умножения рода человеческого, чего от имеющего за 80 лет надеяться весьма отчаянно". Если открыть словарь Даля и отыскать в нём слово "убегать", то среди поясняющих примеров можно встретить странное выражение - свадьба убегом...
