...Перейдем к “Музеям”... Но, чтобы поговорить о них из дня сегодняшнего с запросом на будущее, вспомним некоторые исторические факты, которые даже сами по себе весьма… “вдохновляющие”, то есть буквально наполнены “вдохом нового”. Итак…
Читаем в энциклопедии: "Александрийский мусейон (или Александрийский музей; др.-греч. Μουσεῖον τῆς Ἀλεξανδρείας) - религиозный, исследовательский, учебный и культурный центр эллинизма. Храм Муз. Основан в начале III века до н. э. при Птолемее Сотере по инициативе Деметрия Фалерского, находился на государственном обеспечении. В состав мусейона входила обширная Александрийская библиотека..." Запомним и этот факт. Мы к нему еще вернемся. Сотрудники и служащие мусейона занимались натурфилософией, математикой, астрономией, географией, медициной, теорией музыки, лингвистикой и другими науками. Культурная и религиозная роль мусейона сохранилась и в Римской империи. Здесь возник неоплатонизм с его "культом муз". Только в III веке его жрецы-учёные встали в оппозицию Александрийской школе, и по мере вхождения в римскую жизнь христианства, мусейон утратил религиозные функции, оставшись только светским учреждением. Однако, продолжал действовать до VII века.
За время своего существования «мусейон» стал пространством музыкально-художественной и научно-исследовательской деятельности, рождающейся в религиозном самосознании, как эллинов, так и латинян. Здесь, кроме ритуалов, проходили праздники, церемонии и творческие соревнования. Все это описывалось текстами и сопровождалось различными артефактами, сохраняемыми в пространстве Храма Муз. Кроме культовых обрядов здесь занимались изучением философии, естествознания, медицины. Достижения и открытия каждого вида деятельности отражались в коллекциях, с сакральными целями собираемых при каждом музее. При этом мусейон, в отличие от современных музеев, не занимался выставками каких-либо экспонатов и их целенаправленным собиранием. Это было естественное "вспоминание, создание и представление” "Всеобщей Истории человека, как Божьего творения и Человечества, как сообщества таких “тварей”". Сохраненные в Афинском, а затем и в Александрийском мусейоне коллекции стали базой для образовательного и исследовательского процесса. Они были открыты и для заинтересованной публики.
Стоит отметить, что в «Политике» Аристотеля содержится описание идеального города, в котором выделена специальная территория для мест почитания народом и нацией своих богов и героев, залы общественных трапез, гимнасиев и произведений искусства. Позже Птолемей III в Александрии учредил культ Сераписа, эллинистического бога изобилия, плодородия, подземного царства и загробной жизни. Плодородие и загробная жизнь… Для древних людей связь была очевидной. В храме, ему посвященном, Сераписа изображали как греческого бога, но с египетской атрибутикой, сочетавшей в себе иконографию многих культов, символизирующих изобилие и воскрешение. В дополнение к основной Александрийской библиотеке, которая находилась рядом с мусейоном в том храме, располагалась ещё одна библиотека поменьше, которая, возможно, была открыта непосредственно для учёных. Вот описание Аммиана Марцеллина: «Серапей, украшенный широчайшими атриями и колоннадами, живыми образами статуй, настолько выделялся великолепием своей отделки и украшений, что после Капитолия, навеки прославившего досточтимый Рим, нет ничего, что могло бы считаться более выдающимся во всей вселенной».
При том, что основателем мусейона и библиотеки был Птолемей I Сотер, важную роль в формировании концепции мусейона сыграл Деметрий Фалерский, который прибыл в Египет между 297 и 294 годами до н. э.. Он был мистиком и горячим поклонником культа Сераписа. Собирание коллекций и библиотеки было длительным процессом, который продолжался всё царствование Птолемея Филадельфа. Были созданы ботанический и зоологический сады. Медицинская школа. Коллекции и книжное собрание Серапея были обустроены при Птолемее III Эвергете. Накопление художественных произведений и иноземных диковин продолжалось вплоть до времён Клеопатры, которой Марком Антонием были подарены коллекции Пергамского мусейона и библиотеки.
"При Птолемеях (это был расцвет мусейона) глава мусея и библиотеки был одновременно и воспитателем наследника престола. Птолемей Филадельф учредил мусические игры в честь Аполлона и муз, на которых выдающимся писателям присуждались награды. После гонений на "интеллигенцию" при Птолемее Фисконе во главе библиотеки встал один из военачальников царя. До времен правления Клеопатры мусейон вступил в стабильную пору своего существования. Собрания и здания мусея сильно пострадали во время гражданской войны 48-47 годов до н. э., когда в Александрии находился Юлий Цезарь. В результате военных действий в городе и царском квартале случился большой пожар..." Мало изменился статус учреждения и после римского завоевания. Особенное внимание в римскую эпоху уделялось развитию филологии. При римских императорах членство в Мусейоне не ограничивалось выдающимися учёными, но включало политиков, спортсменов и других людей, награждённых за лояльность императору. Окончательный упадок наступил во время войны Зенобии и Аврелиана, когда комплекс дворцов и садов, в который входил мусейон, был уничтожен пожаром по приказу императора Аврелиана (примерно в 269-270 или 273 году).
"Преподавание после этого ещё велось косвенно оказывая влияние на александрийских учителей христианской церкви; со времени Константина Великого мусейон встал в оппозицию к Александрийской школе. Неоплатонизм, ставший в III-IV веках господствующим мировоззрением александрийских интеллектуалов, иначе, чем старая древнегреческая религия, относился к материальному миру и собиранию предметов. Неоплатоников собираемые коллекции вещей интересовали как символы высшей духовной реальности. Например, распространённое в Античности собирание гемм и резных камней превратилось в учение о нахождении и использовании магической силы, заключённой в драгоценном камне. В период христианизации римского мира Серапеум превратился исключительно в культовое место, служители которого выступали ревностными защитниками язычества, в то время как мусейон наоборот начал терять свои религиозные функции..."
Сложно сказать, когда этот комплекс пространств и внутри пространственной деятельности прекратил свое существование, однако, гораздо важнее, что он... был. Что это была религиозно-научная система познания себя и окружающего мира. Система вспоминания древними культурами и цивилизациями своего прошлого, равно, как и своего будущего. "Мусей служил для создания и поддержания эстетической среды, позволяющей воспринимать образы богов и героев в передаче поэтов и актёров. Вербальная форма выражения считалась первичной и основной. Появился специфический античный жанр описания произведений пластики и живописи. Александрийский мусейон стал площадкой развития филологии и текстологии. Главным достижением школы мусея стало создание мифологической картины мироздания..."
....................................................................
Об авторе: Гопиус Кирилл Павлович, сторителлер, исследователь, модератор, идеолог, советник руководителя.
Ссылка на резюме на hh.ru: https://domodedovo50.hh.ru/resume/be455c75ff0afcba200039ed1f6e6a78373041
Ссылка на Дзен канал (больше 3000 статей 14 000 подписчиков): https://dzen.ru/id/5c584c0186e4a700adce84cb
Когда нужно “портфолио”, сюда…
https://realmir-gopius.livejournal.com/818219.html
Карьеру свою начал с дворника и санитара, разнорабочего на стройке. Работал экспедитором и торговым представителем. Позже занимал руководящие посты в различных бизнес структурах (строительство, машиностроение, продажи, финансы, безопасность). Работал по России и за границей (Кувейт, Саудовская Аравия, Швейцария).
С 2004 года изучает, исследует, популяризирует, преподает и практикует сторителлинг, как мировоззрение, философию, фундаментальную науку и коммуникационную технологию. Помогает людям, компаниям, сообществам, территориям вспоминать, создавать, представлять свои истории, вписывать их в глобальные контексты, что проявляет внутренние ценности и смыслы людей, компаний, сообществ, территорий. Самоидентификация и коммуникация с любой аудиторией.
В 2010 году основал и руководил Центром прикладных знаний в Санкт-Петербурге. В 2017 году учредил “ГопиусСториБАНК”. Написано тысячи статей, взято сотни интервью. Почти 40 книг о методологии и философии сторителлинга, сценарии сторителлинг спектаклей. Кроме того, пьесу по книге “От первого лица. Разговоры с Владимиром Путиным”, пьесу по воспоминаниям о Е.М. Примакове (по линии ТПП), корпоративную историю компании QIWI, книгу о “Международном генеалогическом центре”, биографию героя Калмыкии Церена Санджеевича Балзанова, тренера олимпийского призера по боксу, биографию Александра Васильевича Зимина, тренера российских профессиональных боксеров.
Создал несколько образовательных программ по сторителлингу, которые применял в работе с депутатами (ГБУ “Центр социальных коммуникаций”), управленцами (“Президентская программа подготовки управленческих кадров”), с членами некоммерческих организаций (“Общественная палата РФ”), предпринимателями, актерами (Центр имени Мейерхольда), учителями, спортсменами и пр.
Был организатором 7-ми фестивалей сторителлинга в России.
В 2011 году в течении года вел подкасты про сторителлинг. в 2019 году сделал несколько авторских программ на “Радио 1”. В 2017 было написано 20 сценариев для видео роликов, представляющих косметическую фирму “Солинг” их услуги и продукты. Имеет большой опыт телевизионных съемок, съемок в кино, участия в театральных представлениях.
За последние несколько лет работал: Ген. директором СРО “Ассоциация ЖЕЛДОРБЕЗОПАСНОСТЬ”, Пресс-секретарем “Российского профсоюза работников транспортной безопасности”, экскурсоводом-проводником смыслов на Международной выставке-форуме “Россия (Москва, ВДНХ). По итогам работы на форуме написал книгу “Театр проводников смыслов” (о новом туристическом формате представления историй людей, компаний, сообществ, территорий), включающую в себя две пьесы для такого театра: “Мой 75-й. Наша Россия” и “Издалека долго… Диалоги с рекой”. Несколькими годами ранее была написана книга о “Театре предпринимателя” (основанная на опыте работы с предпринимателями). Экскурсоводом в Музее «Дедушкин чердак», «Космический чердак», Музей радио и телевидения.
С 2015 по 2018 год был ректором образовательной Академии экспертной сети “Союзконсалт”.