Найти в Дзене

Музеи, Библиотеки, Сторибанки, Храмы Историй… Кладбищи, театры, стадионы, фабрики и т.д. Часть 3

(начало здесь...) ...И здесь я должен несколько слов посвятить непосредственно Александрийской библиотеке… Снова обратимся к словарям: "Александрийская библиотека - одна из крупнейших и наиболее значительных библиотек древнего мира. Входила в состав исследовательского института, известного как Александрийский мусейон. Идея универсальной библиотеки в Александрии была предложена Деметрием Фалерским, изгнанным афинским государственным деятелем, жившим в Александрии, Птолемею I Сотеру, который и разработал планы такой библиотеки, которая быстро приобрела много папирусных свитков, в основном благодаря агрессивной и хорошо финансируемой политике царей Птолемеев по приобретению текстов. Их количественная оценка варьируется от 40 000 до 700 000 текстов во времена расцвета. Многие важные и влиятельные учёные работали в библиотеке в течение III и II веков до нашей эры. Собственно, библиотечных собраний было два: главное, располагавшееся в царском дворце в квартале Брухейон (оно пострадало во вре

(начало здесь...)

...И здесь я должен несколько слов посвятить непосредственно Александрийской библиотеке…

Снова обратимся к словарям: "Александрийская библиотека - одна из крупнейших и наиболее значительных библиотек древнего мира. Входила в состав исследовательского института, известного как Александрийский мусейон. Идея универсальной библиотеки в Александрии была предложена Деметрием Фалерским, изгнанным афинским государственным деятелем, жившим в Александрии, Птолемею I Сотеру, который и разработал планы такой библиотеки, которая быстро приобрела много папирусных свитков, в основном благодаря агрессивной и хорошо финансируемой политике царей Птолемеев по приобретению текстов. Их количественная оценка варьируется от 40 000 до 700 000 текстов во времена расцвета.

Многие важные и влиятельные учёные работали в библиотеке в течение III и II веков до нашей эры. Собственно, библиотечных собраний было два: главное, располагавшееся в царском дворце в квартале Брухейон (оно пострадало во время войны Юлия Цезаря в 48 году до н. э.), и вспомогательное, в храме Сераписа (Серапеум), там хранились общедоступные фонды и учебная литература. Несмотря на распространённое мнение, что Александрийская библиотека исчезла в результате какого-то конкретного события, упадок александрийской библиотеки растянулся на несколько столетий.

Всё началось с изгнания интеллектуалов из Александрии в 145 году до н. э. во время правления Птолемея VIII Эвергета, в результате чего Аристарх Самофракийский, главный библиотекарь, ушёл в отставку и отправился в добровольное изгнание на Кипр. Многие другие учёные, в том числе Дионисий Фракийский и Аполлодор Афинский, бежали в другие города, где продолжали преподавать и проводить научные исследования. Библиотека, или часть её коллекции, была сожжена Юлием Цезарем во время гражданской войны в 48 году до н. э., но неясно, насколько велики были разрушения. Вероятно, библиотека сохранилась либо была восстановлена вскоре после войны. Библиотека сократилась в Римский период из-за отсутствия финансирования и поддержки. Штат работников библиотеки, по-видимому, исчез к 260-м годам нашей эры.

Основной фонд библиотеки прекратил существование в ходе боевых действий римлян под командованием императора Аврелиана в 273 году. Есть версия, что часть библиотеки, хранившаяся в Александрийском Серапеуме, была уничтожена во время столкновений 391 года между христианами и язычниками. Однако... в то время там книг уже не было, и в основном он использовался как место сбора философов-неоплатоников. Существует также версия, что уничтожение библиотечных фондов завершилось в ходе арабского завоевания в первой половине VII века…”

“...Александрийская библиотека была не первой библиотекой такого рода. Давняя традиция библиотек существовала как в Греции, так и на древнем Ближнем Востоке. Самый ранний зарегистрированный архив письменных материалов происходит из древнего шумерского города-государства Урук примерно в 3400 году до нашей эры. Из этого города был знаменитый Гильгамеш. Научное изучение литературных текстов началось уже в 2500 году до н. э. Формировалась традиция книжного коллекционирования. Древние хетты и ассирийцы имели огромные архивы, содержащие записи, написанные на многих языках. Самой известной библиотекой древнего Ближнего Востока была библиотека Ашшурбанипала в Ниневии. Большая библиотека существовала в Вавилоне во время правления Навуходоносора II. Все это VII век до н.э. В Греции афинский тиран Писистрат основал первую крупную публичную библиотеку в VI веке до нашей эры. Именно из этого смешанного наследия как греческих, так и ближневосточных книжных коллекций родилась идея Александрийской библиотеки. Македонские властители, сменившие Александра Македонского на месте правителей Ближнего Востока, стремились распространять эллинистическую культуру и знания по всему известному тогда миру. Именно Библиотеки повышали престиж города, привлекали учёных и оказывали практическую помощь в вопросах управления государством. Птолемеи же, создававшие Александрийскую библиотеку хотели создать хранилище всех знаний.

Александрийская библиотека, как продолжение Мусейона, представляла собой более Академию, чем обычное собрание книг. Здесь жили и работали учёные, занимавшиеся как исследованиями, так и преподаванием. При библиотеке состоял штат копиистов, переписывавших книги. Был составлен каталог книг. Александрия была главным центром производства папируса в античности, а политика Птолемеев была направлена на создание кадров подготовленных специалистов - писцов и грамматиков-текстологов. Библиотека и Музей создавались одновременно и должны были дополнять друг друга. Музей был культовым учреждением, но поклонение Музам носило практический характер, в форме разнообразных научных и литературных занятий, осуществляемых штатными учёными и литераторами. Такая работа была похожа на постановку трагедий в Афинах классической эпохи. Своеобразный акт культовой обрядности бога Диониса…”

"Как уже было сказано, в 48-47 годах до н. э. Юлий Цезарь воевал в Египте, вмешавшись в династическую войну между Клеопатрой и её братом Птолемеем XIII Дионисом. В результате военных действий в городе и библиотеке случился большой пожар и часть книг сгорела..." И тут высказывания историков разнятся. Разброс мнений от того, что сгорело все, до того, что все было сохранено, но вывезено. Жгли библиотеку и в 273 году, при императоре Аврелиане. Опять же есть сведения, что часть библиотеки, хранившаяся при храме Сераписа, была утрачена. Обвиняли в уничтожении библиотеки и христиан, и мусульман. Александрийская библиотека с течением веков стала архетипическим символом хранилища знания и культуры, равно как и символом скоротечности бытия. Сгорела ли она или была уничтожена со временем... нам теперь не узнать. Но, одно мы знаем точно: "Рукописи не горят!"

Знаменитые библиотеки Константинополя, Багдада, а позднее Ватикана, тоже, наверное, возникли не на пустом месте. Важно понимать сакральный, а не буквальный смысл приведенной цитаты. Речь идет о созданных текстах, которые, даже если и были уничтожены их носители не исчезают и не отправляются в небытие, откуда их уже нет никакой возможности извлечь. Напротив, эти тексты и не создавались никогда, в том смысле, что не их формальные авторы были их создателями. Авторы лишь вспоминали. Свое настоящее, прошлое и будущее. Тексты эти никогда не покидали своего главного хранилища, своей главной библиотеки - человеческого сознания, где они хранятся вечно, и лишь некоторые счастливчики получают доступ к ним. Тогда мы начинаем говорить о "новых авторах". О “новых открытиях”. Они же (эти авторы) просто научились вспоминать. А вспомнив, записывали.

Поэтому, самое глупое, что может придумать человек... это жечь книги и библиотеки. Весь этот огонь - всего лишь иллюзия. Текст огнестоек и прочен. Именно поэтому Слово сохранило себя от "начала" времен. Когда не было языков и письменности. Не было бумаги и компьютерных программ. Но было Слово... Из него-то и сплетались все тексты. И эти полотна не подвластны огню и разрушению.

(продолжение следует...)

...................................................................

Об авторе: Гопиус Кирилл Павлович, сторителлер, исследователь, модератор, идеолог, советник руководителя.

Ссылка на резюме на hh.ru: https://domodedovo50.hh.ru/resume/be455c75ff0afcba200039ed1f6e6a78373041

Ссылка на Дзен канал (больше 3000 статей 14 000 подписчиков): https://dzen.ru/id/5c584c0186e4a700adce84cb

Когда нужно “портфолио”, сюда…

https://realmir-gopius.livejournal.com/818219.html

Карьеру свою начал с дворника и санитара, разнорабочего на стройке. Работал экспедитором и торговым представителем. Позже занимал руководящие посты в различных бизнес структурах (строительство, машиностроение, продажи, финансы, безопасность). Работал по России и за границей (Кувейт, Саудовская Аравия, Швейцария).

С 2004 года изучает, исследует, популяризирует, преподает и практикует сторителлинг, как мировоззрение, философию, фундаментальную науку и коммуникационную технологию. Помогает людям, компаниям, сообществам, территориям вспоминать, создавать, представлять свои истории, вписывать их в глобальные контексты, что проявляет внутренние ценности и смыслы людей, компаний, сообществ, территорий. Самоидентификация и коммуникация с любой аудиторией.

В 2010 году основал и руководил Центром прикладных знаний в Санкт-Петербурге. В 2017 году учредил “ГопиусСториБАНК”. Написано тысячи статей, взято сотни интервью. Почти 40 книг о методологии и философии сторителлинга, сценарии сторителлинг спектаклей. Кроме того, пьесу по книге “От первого лица. Разговоры с Владимиром Путиным”, пьесу по воспоминаниям о Е.М. Примакове (по линии ТПП), корпоративную историю компании QIWI, книгу о “Международном генеалогическом центре”, биографию героя Калмыкии Церена Санджеевича Балзанова, тренера олимпийского призера по боксу, биографию Александра Васильевича Зимина, тренера российских профессиональных боксеров.

Создал несколько образовательных программ по сторителлингу, которые применял в работе с депутатами (ГБУ “Центр социальных коммуникаций”), управленцами (“Президентская программа подготовки управленческих кадров”), с членами некоммерческих организаций (“Общественная палата РФ”), предпринимателями, актерами (Центр имени Мейерхольда), учителями, спортсменами и пр.

Был организатором 7-ми фестивалей сторителлинга в России.

В 2011 году в течении года вел подкасты про сторителлинг. в 2019 году сделал несколько авторских программ на “Радио 1”. В 2017 было написано 20 сценариев для видео роликов, представляющих косметическую фирму “Солинг” их услуги и продукты. Имеет большой опыт телевизионных съемок, съемок в кино, участия в театральных представлениях.

За последние несколько лет работал: Ген. директором СРО “Ассоциация ЖЕЛДОРБЕЗОПАСНОСТЬ”, Пресс-секретарем “Российского профсоюза работников транспортной безопасности”, экскурсоводом-проводником смыслов на Международной выставке-форуме “Россия (Москва, ВДНХ). По итогам работы на форуме написал книгу “Театр проводников смыслов” (о новом туристическом формате представления историй людей, компаний, сообществ, территорий), включающую в себя две пьесы для такого театра: “Мой 75-й. Наша Россия” и “Издалека долго… Диалоги с рекой”. Несколькими годами ранее была написана книга о “Театре предпринимателя” (основанная на опыте работы с предпринимателями). Экскурсоводом в Музее «Дедушкин чердак», «Космический чердак», Музей радио и телевидения.

С 2015 по 2018 год был ректором образовательной Академии экспертной сети “Союзконсалт”.