Найти в Дзене

Самая важная картина для фильма «Общество мертвых поэтов»

Фильм «Общество мертвых поэтов», снятый в 1989 году, до сих пор влияет на современную культуру и остается одним из самых важных фильмов о взрослении. Эта драматическая история западает в душу и заставляет задуматься. Конфликт поколений, нереализованный потенциал, сила творчества и цена жизни – основные темы фильма. Внимание! Далее спойлеры! В этой статье мы расскажем о картине «Мальчик в красном» Томаса Лоуренса, репродукция которой в фильме показана на прикроватном столике отца Нила Пэрри. Трагическая кончина этого юноши стала поворотным моментом сюжета фильма. А также в статье мы выскажем мнение о том, как это полотно помогает раскрыть один из важных философских посылов фильма. Портрет задумчивого мальчика в красном бархатном комбинезоне на прикроватной тумбе показывают в кадре буквально за несколько мгновений до гибели Нила. Так он становится зловещим предзнаменованием, ведь изображенный на портрете мальчик, как и Нил, умер слишком рано. И на него так же, как на Нила, родители возл
Оглавление

Фильм «Общество мертвых поэтов», снятый в 1989 году, до сих пор влияет на современную культуру и остается одним из самых важных фильмов о взрослении. Эта драматическая история западает в душу и заставляет задуматься. Конфликт поколений, нереализованный потенциал, сила творчества и цена жизни – основные темы фильма.

Постер фильма «Общество мертвых поэтов»
Постер фильма «Общество мертвых поэтов»
Внимание! Далее спойлеры!

В этой статье мы расскажем о картине «Мальчик в красном» Томаса Лоуренса, репродукция которой в фильме показана на прикроватном столике отца Нила Пэрри. Трагическая кончина этого юноши стала поворотным моментом сюжета фильма. А также в статье мы выскажем мнение о том, как это полотно помогает раскрыть один из важных философских посылов фильма.

Картина «Мальчик в красном». Кадр из фильма  «Общество мертвых поэтов»
Картина «Мальчик в красном». Кадр из фильма «Общество мертвых поэтов»

Портрет-предсказание

Портрет задумчивого мальчика в красном бархатном комбинезоне на прикроватной тумбе показывают в кадре буквально за несколько мгновений до гибели Нила. Так он становится зловещим предзнаменованием, ведь изображенный на портрете мальчик, как и Нил, умер слишком рано. И на него так же, как на Нила, родители возлагали большие надежды.

Картина «Мальчик в красном». Кадр из фильма  «Общество мертвых поэтов»
Картина «Мальчик в красном». Кадр из фильма «Общество мертвых поэтов»

Но все-таки между Нилом Пэрри и «Мальчиком в красном» – юным Чарльзом Лэмбтоном – есть большая разница. Именно она помогает лучше раскрыть и подчеркнуть главный смысл фильма.

Любимый сын, надежда семьи

Томас Лоуренс. «Мальчик в красном». 1825 г.
Томас Лоуренс. «Мальчик в красном». 1825 г.

Портрет Чарльза Уильяма Лэмбтона был заказан его отцом, графом и государственным деятелем, когда ребенку было примерно шесть лет. Этого мальчика нежно любили в семье, им трепетно восхищалось и светское общество. Отец Чарльза заказал портрет известному художнику, Томасу Лоуренсу, который незадолго до этого создал серию портретов людей, принявших деятельное участие в свержении Наполеона.

Художник сразу же поставил перед собой цель создать незаурядный детский портрет, а заказчик не поскупился доплатить за такую работу. В итоге картина привела в восторг как современников, так и потомков. «Мальчик в красном» – первая картина, в 1967 году попавшая на почтовую марку Великобритании.

«Мальчик в красном». Фрагмент.
«Мальчик в красном». Фрагмент.

«Мальчик в красном» стал важной вехой в истории детского портрета так как показывает ребенка способным к лирической мечтательности и полету мысли. Этот портрет признает существование у детей богатого внутреннего мира и чуткой, деятельной души.

Одежда как забота о ребенке

«Костюм-скелет» Чарльза Уильяма Лэмбтона
«Костюм-скелет» Чарльза Уильяма Лэмбтона

Одежда Чарльза Уильяма подчеркивает трепетное внимание семьи к нуждам ребенка – он одет в так называемый «костюм-скелет». До конца XVIII века в Европе детей одевали в уменьшенные копии взрослой одежды, которая была неудобна и сковывала движения. Однако с распространением идей Руссо, призывающих вернуться к естественности, детская одежда начинает меняться, становясь более комфортной, лаконичной и удобной для подвижных игр, которые считались невероятно важными для развития ребенка.

На момент написания картины «костюмы-скелеты» уже не были на пике моды, что дает нам возможность трактовать этот красный костюм в ностальгическом ключе. Но также его можно рассматривать как символ заботы о комфорте и удобстве ребенка, символ признания родителями потребностей сына.

Сафьяновые ботинки Чарльза Уильяма Лэмбтона
Сафьяновые ботинки Чарльза Уильяма Лэмбтона

На такое отношение родственников указывают и ботинки, сделанные из нежной и дорогостоящей сафьяновой кожи, которая может менять форму под растущую детскую ножку. О том, как идеально подошла эта одежда портретируемому в одном из писем указала его мать – леди Луиза. Что подтверждает: над выбором наряда для этого портрета внимательно размышляли.

«Последнее, что я вижу перед сном и первое – когда проснусь»

«Мальчик в красном» очень понравился заказчикам. Отец Уильяма сразу же привез картину в свой дом и повесил в своей спальне. «Его ангельское лицо – последнее, что я вижу перед сном и первое – когда проснусь», – писал заказчик.

В фильме «Общество мертвых поэтов» эта картина, созданная с вниманием к потребностям мальчика, показывающая ребенка как настоящую личность, достойную внимания, оказалась на прикроватной тумбочке отца Нила, который, увы, ничего этого не умеет. Ни понять потребности сына, ни признать в нем отдельную личность.

Собрание «Общества мертвых поэтов»
Собрание «Общества мертвых поэтов»

«Мальчик в красном» так же мечтателен, как Нил, так же в своих размышлениях расположился на огромном камне, как Нил во время собраний «Общества мертвых поэтов», его взор также с надеждой устремлен в будущее. Но для отца Нила такой ребенок – лишь красивая картинка на тумбочке. От своего сына он требует отказаться от мечтаний и ждет поистине взрослых решений и жертв, которые отразятся на всей жизни. В этом недопонимании главная трагедия семьи Пэрри.

Однако, несмотря на любовь и трепетную заботу родителей, юный Чарльз Уильям Лэмбтон скончался в возрасте 13-лет от чахотки, несчастный Нил Пэрри также слишком рано отошел в мир иной. Так в чем же смысл этой сильной параллели двух судеб? Есть ли здесь какая-то мораль?

Самое время вспомнить одну из главных фраз фильма «Общество мертвых поэтов», произнесенную учителем Джоном Китингом:

В латыни есть выражение Carpe diem – «лови мгновение». «Срывайте бутоны роз в юности…». Почему поэт написал эти строки? Потому что мы пища для червей, юноши. Как бы ни казалось невероятным, но каждый из нас в один прекрасный момент перестанет дышать, похолодеет и умрет… Carpe diem… Ловите мгновение, мальчики! Пусть ваша жизнь будет необыкновенной!
 «Срывайте бутоны роз в юности…»
«Срывайте бутоны роз в юности…»

Читайте также: