Найти в Дзене
Всеволод Алипов

Формула успеха

Джон Кавелти о законах жанровых произведений Как я писал в прошлый раз, произведения массовой культуры всегда построены по определённым стандартам. Свои законы есть у детективов, триллеров, фэнтези, научной фантастики, ужасов и так далее. Но если все они сделаны по одному лекалу, то почему одни считаются шедеврами, а другие — бездарным мусором? И почему так сложно добиться успеха в этом деле? Американский писатель и культуролог Джон Кавелти рассуждает об этих вопросах в статье 1969 года «Изучение литературных формул». Сразу отмечу: несмотря на то, что Кавелти писал о литературе, его выводы полностью применимы и ко всем другим формам жанровых медиумов (кино, видеоигры, комиксы и т.д.) Для начала разберёмся с тем, что он понимает под «формулами». Вот как он их определяет: «средство обобщения свойств больших групп произведений путём выделения определённых комбинаций культурного материала и архетипических моделей повествования». Говоря простым языком, это определённый набор тем, сюжетов

Формула успеха

Джон Кавелти о законах жанровых произведений

Как я писал в прошлый раз, произведения массовой культуры всегда построены по определённым стандартам. Свои законы есть у детективов, триллеров, фэнтези, научной фантастики, ужасов и так далее. Но если все они сделаны по одному лекалу, то почему одни считаются шедеврами, а другие — бездарным мусором? И почему так сложно добиться успеха в этом деле?

Американский писатель и культуролог Джон Кавелти рассуждает об этих вопросах в статье 1969 года «Изучение литературных формул». Сразу отмечу: несмотря на то, что Кавелти писал о литературе, его выводы полностью применимы и ко всем другим формам жанровых медиумов (кино, видеоигры, комиксы и т.д.)

Для начала разберёмся с тем, что он понимает под «формулами». Вот как он их определяет: «средство обобщения свойств больших групп произведений путём выделения определённых комбинаций культурного материала и архетипических моделей повествования». Говоря простым языком, это определённый набор тем, сюжетов, приёмов и прочего, с помощью которых автор создаёт произведение в рамках определённого жанра.

Формула по своей сути противоречива: она должна обладать уникальными свойствами, но в то же время воплощать устоявшуюся форму. Мастерство подобного автора заключается в том, чтобы одновременно дать «новую жизнь стереотипам», но при этом не выйти за границы формулы.

Кавелти указывает, что в современном западном обществе (на мой взгляд, его выводы актуальны и сейчас) люди постоянно испытывают дискомфорт, разрываясь между стремлением к порядку и желанием избежать скуки. Эскапистское переживание, которое предлагают формульные произведения (подробнее об эскапизме я писал здесь), на время синтезирует обе потребности и снимает напряжение с человека.

С одной стороны, формулы в высшей степени упорядочены и традиционны, а, с другой, — насыщенны символами опасности, неопределённости, насилия и секса. (Идеальным примером эскапистского переживания Кавелти считал порнографическую литературу.)

Воспринимая формульное произведение, мы сталкиваемся с глубокими переживаниями любви и смерти, но таким образом, что наше чувство безопасности и порядка не разрушается, а, наоборот, укрепляется. Почему? Во-первых, мы твёрдо знаем, что всё это — воображаемый, а не реальный опыт. Во-вторых, наши возбуждение и беспокойство полностью контролируются и замыкаются в привычном мире формульной структуры.

Однако Кавелти не сводит роль формульного искусства исключительно к эскапизму. Он приводит четыре основные функции, которые делают его важным для общества:

1) Формульные повествования укрепляют существующие установки людей. К примеру, боевики про «крутых парней» подтверждают наши представления о том, что истинная справедливость — дело рук личности, а не закона.

2) Формулы разрешают напряжение, которое возникает из-за конфликтов интересов разных социальных групп и разному отношению к определённым ценностям. Тот же герой боевика из прошлого примера не только укрепляет идеологию индивидуализма, но и снимает противоречие между этой идеологией и общими представлениями о законе и порядке. Ведь насилие в таком случае — последний способ защитить общество от хаоса.

3) Формулы помогают аудитории исследовать в воображении границу между разрешённым и запрещенным и осторожно, надежно подстраховавшись, попробовать перешагнуть эту границу. Почему так популярны произведения о гангстерах? Запретный плод сладок. Эти произведения воплощают искушение людей пойти по неправедному, преступному пути в стремлении разбогатеть.

4) Формулы способствуют процессу включения ценностных изменений в наши традиционные представления. Формула американского вестерна принципиально не изменилась, но при этом кардинально изменился подход к воплощению в них индейцев, чернокожих, женщин и так далее.

Так что просто знать формулу недостаточно. Главное — уметь её правильно использовать.

#ВА_Искусство