Дорогие читатели и гости данного блога!
С чем в первую очередь у вас ассоциируется пейзаж среднестатистического российского города? Древние палаты, кремли и монастыри? Классические усадьбы и купеческие особняки? Доходные дома в стиле модерн и торжественные сталинки? Все они, безусловно, имеют свое место в городской застройки России, но очевидно, и близко не могут тягаться по количеству и видимости с типовыми панельками, хрущевками и брежневками второй половины XX века. Панельные дома уже не первое десятилетие являются неотъемлемой частью пейзажа любого крупного города России, что называется, от Калининграда до Владивостока.
Одинаковость панелек и их повсеместное распространение даже легли в основу сюжета знаменитой новогодней кинокомедии «Ирония судьбы, или С легким паром!». Как известно, снималась она на западе Москвы, в районе станции метро «Юго-Западная», где расположены два экспериментальных панельных дома 1970-х годов, Жени (по сюжету московский) и Нади (ленинградский). Невероятно, но факт: на противоположном конце города, в Восточном округе, на целую четверть века раньше появилась самая первая панелька Москвы, в своем роде прародительница большинства многоквартирных домов и даже целых столичных районов. Туда мы сегодня и направимся.
Наш путь будет лежать на проспект Буденного, в район Соколиная Гора. История заселения данной территории без преувеличения насчитывает сотни лет, однако, наиболее массовая застройка района началась в середине прошлого века, вместе с размещением здесь целого ряда фабрик, заводов и научно-исследовательских институтов. Строить для представителей рабочего класса требовалось быстро, недорого и в меру качественно. Проработкой вопроса занимались целые группы архитекторов и даже специально созданные научные институты. Первый экспериментальный в стране панельный дом появился в декабре 1945 года, спустя всего несколько месяцев после окончания войны, в городе Березовский в Свердловской области. А спустя два года первая панелька появилась в Москве, на проспекте Буденного, который тогда, при жизни советского маршала, еще именовался Мейеровским проездом.
Сегодня здесь, как, впрочем, и по всей Москве, вырастают многоэтажные человейники по 20+ и даже по 30+ этажей. Хотя сам район, надо признать, по большей части сохраняет свой сложившийся еще в советские годы облик. Здесь представлены практически все основные серии советского жилищного строительства: от ранних сталинок, через хрущевки и брежневки, и вплоть до позднесоветских высоток. Но среди всего этого многообразия есть как минимум один жилой дом, заслуживающий отдельного, более тщательного рассмотрения. Его адрес: проспект Буденного, 43.
В этом неприметном на первый взгляд доме странно практически все. Во-первых, этажность, ведь этажей здесь всего четыре. Во-вторых, наличие, пусть и в минимальном объеме, декора, чего хрущевки почти никогда не могли похвастаться. В-третьих, сроки строительства, всего 100 дней, хотя в те времена строительство кирпичных зданий на такое же количество квартир, всего их здесь 32 (по 8 на этаже), обычно занимало до года. В-четвертых, цвет: со стороны двора он нежно-розовый. Да и в целом сам дом выглядит весьма непривычно, это уже не сталинка, но в то же время еще далеко не хрущевка. Эдакий промежуточный вариант массового жилищного строительства.
Первым этапом строительства стало возведение стального каркаса, на который затем «нанизывали» различные элементы заводского производства: стеновые панели, плиты перекрытия, лестничные марши. Наружная облицовка была выполнена заранее, а вот внутри еще оставалось выполнить теплоизоляцию, а также чистовую отделку гипсовыми плитами для последующей поклейки обоев. Эти работы выполнялись непосредственно на стройплощадке, что несколько увеличило сроки введения дома в эксплуатацию. Но уже при возведении зданий второй очереди 100 дней строительства превратились в 60. Рекордная по тем временам скорость!
Новоселами первой панельки стали педагогические работники. Насколько мне удалось установить по открытым данным, все квартиры в доме одинаковые – двушки размером около 46 метров. К слову, ровна такая же площадь и у двухкомнатных квартир в хрущевках. Должно быть, во времена, когда многие москвичи были вынуждены ютиться в коммуналках, такой метраж был далеко не худшим вариантом. Да и сегодня, когда массово вводятся в эксплуатацию малометражные квартиры, 46 м² – не так уж и плохо.
Лифта в доме нет, а в основе его планировки лежит коридорная схема: в центре лестничная площадка, в обе стороны от которой вытягиваются коридоры, по четыре квартиры в каждом. Общие пространства жильцы, как можно заметить, используют по своему усмотрению.
Конечно, по нынешним временам первая московская панелька выглядит во всех отношениях устаревшей. Однако, несмотря на это она уже пережила и продолжает переживать нескольких своих соседей хрущевской эпохи. Прямо сейчас в двух шагах от нее, на проспекте Буденного, но чуть ближе к шоссе Энтузиастов, идет снос кирпичной (не панельной!) хрущевки, за которым уже возвышаются гигантские новостройки. Такие же, надо полагать, появятся и вместо нее.
Радоваться, правда, пока нечему. Никакого охранного статуса у первого панельного здания нет. Его общее состояние с натяжкой можно назвать удовлетворительным, хотя следы какого-то минимального ремонта и ухода за домом все же видны. Плюс он по-прежнему остается жилым, в отличие, например, от первой московской хрущевки. В общем, судьба его туманна, но, как и всегда, хочется верить в лучшее.
Да, и кстати, панельный дом на проспекте Буденного нередко сравнивают со знаменитым Ажурным домом на Ленинградского проспекте. Оба они возводились по экспериментальным проектам в качестве вариантов типовой застройки для будущего массового ввода жилья. Ажурный дом появился на семь лет раньше, вот только он представляет собой один из ранних примеров крупноблочного, а не панельного строительства, что, несмотря на схожесть, все-таки предполагает несколько иную технологию строительства.
Панельное строительство, несмотря на ряд недостатков, все-таки является более дешевым, а минимизация стоимости массового возведения жилых домов сегодня стоит во главе угла так же, как и 80 лет тому назад. Распределяют ли квартиры или свободно продают на рынке, в данном случае не так уж и важно. В большинстве своем хрущевки, брежневки и даже нынешние прямоугольные человейники представляют собой примеры именно панельных зданий. Быстро, дешево и сердито.
В качестве резюме стоит лишний раз заметить, что первый московский панельный дом на проспекте Буденного стал не только пионером, но и в своем роде революционером в жилищном строительстве столицы. Стала очевидна возможность возводить многоэтажные жилые здания с применением заводских методов, вне зависимости от погоды и времени года. А дальнейшего удешевления строительства удалось добиться, заменив применявшийся в данном случае стальной каркас дома железобетонным. Очень хочется надеяться, что это инновационное, по-настоящему прорывное для своего времени здание будет сохранено и признано архитектурным наследием в масштабах столицы.
И на этом о первой московской панельке на сегодня все. Спасибо, что дочитали! Надеюсь, было интересно.
Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые статьи о самых интересных фактах и местах в Москве, России и за рубежом.