Дорогие читатели и гости данного блога!
Сегодня вас ждет довольно необычный пост. Нам вновь предстоит совершить виртуальную прогулку по Москве, но вместо того, чтобы любоваться столичными красотами в виде памятников архитектуры и исторических достопримечательностей, мы взглянем на современную застройку московских окраин. Застройку, которая многих заставила вспомнить давно забытое слово «человейники», ставшее пренебрежительным названием для многоэтажных жилых домов эконом-класса. Казалось, что, начиная с 60-х годов прошлого века, отмеченных массовым строительством хрущевок, жилая застройка российских городов, а уж Москвы особенно, становилась комфортнее, удобнее, красивее, а каждая новая серия жилых домов лучше предыдущей. Но внезапно во второй половине 2010-х по всей столице, от окраин и почти до самого центра, в огромных количествах начали появляться однотипные прямоугольные многоэтажки, которым практически удалось повернуть историю вспять. Им и будет посвящена сегодняшняя статья.
Пожалуй, ни одна предыдущая серия многоэтажных жилых зданий не меняла облик Москвы столь радикально. Напротив, все они в той или иной степени гармонично вписывались в лоскутное одеяло столичной архитектуры, дополняя то, что существовало до них, и не перетягивая внимание на себя. Но вот среди разноцветных лоскутов пастельных тонов вдруг появился прямоугольный кусок темной ткани, вносящий явную дисгармонию, затем еще один, а потом еще и еще. И вот все одеяло уже выглядит совершенно иначе, при этом продолжая меняться далеко не в лучшую сторону. Так, несколько лет тому назад я стал свидетелем разговора двух коренных москвичей о стремительном изменении внешнего облика столицы. Один из них то и дело вздыхал, во что же, мол, превращается Москва, что уже и прогуляться-то негде, кругом одним торговые центры, эстакады и многоэтажные новостройки. Ну, а теперь, приступив к написанию сегодняшней статьи, я и сам чувствую себя на его месте. Но ведь любовь к городу отнюдь не предполагает принятие всех происходящих в нем изменений. Так что, полагаю, родившись в Москве, прожив здесь всю жизнь и написав не один десяток хвалебных статей в адрес Москвы, я имею полное право выступить с обоснованной критикой. Итак, приступим.
Ну, а для начала немного киноаналогий. Нынешние масштабы застройки Москвы прямоугольными зданиями таковы, что так и напрашиваются новые продолжения бессмертной советской кинокомедии «Ирония судьбы, или С легким паром!», но только в роли Москвы и Ленинграда теперь могут быть два абсолютно любых московских микрорайона. Ну, а учитывая, что за столицей обычно тянется и провинция, в том числе и в архитектурном плане, как бы для всей России не стала актуальна такая вот неоднозначная, почти что злая ирония. В наши дни «прямоугольная архитектура» шагает бодрым шагом по всей России, а в Москве так и вовсе вот-вот начнет превалировать над зданиями более ранних эпох.
При этом современная застройка столичных окраин максимально неброская и невыразительная: строгие, прямоугольные здания идеальной геометрической формы, без каких бы то ни было архитектурных излишеств, да что уж там, даже без балконов, стоящие практически вплотную друг к другу и отличающиеся только цветами и/или этажностью. Объединяет их еще и невысокая стоимость строительства и, как следствие, квартир. Ну, и, конечно же, массовость. В последние годы столичные застройщики будто бы всеми силами решили опровергнуть расхожую фразу «Москва – не резиновая», год от года вводя все бо́льшие количества квадратных метров жилья. Отсутствие инфраструктуры, износ коммуникаций, 10-балльные пробки – все это вторично, когда на первый план выходит вопрос выгоды.
При этом критиковать действия расчетливых застройщиков хочется в последнюю очередь. Если кто-то из инженеров, маркетологов и прочих менеджеров по развитию в какой-то момент смекнул, как при минимальных затратах застроить всю Москву однотипными зданиями и при этом заработать по максимуму, ему остается только поаплодировать. Людей упрекнуть тоже особо не в чем: жилье в наше время стоит огромных денег, так не упускать же возможность сэкономить, пусть даже частично пожертвовав комфортом. В конце концов пока есть те, кто в поисках лучшей жизни стремится переехать в Москву, найдутся и те, кто захочет заработать на подобном стремлении. Краеугольный камень во всем этом лишь один: кто-то ведь согласует внешний вид этих зданий и полностью застраиваемых ими микрорайонов, кто-то принимает решения о необходимости тотальной застройки Москвы бюджетными человейниками, и кто-то тем самым предопределяет облик столицы на годы и целые десятилетия вперед.
Новые кварталы в старой Москве зачастую вырастают на месте бывших промзон. Где еще вчера располагались производственные цеха, склады и прочие хозяйственные помещения, сегодня «красуются» однотипные прямоугольные новостройки.
Бывает и так, что цеха до сих пор работают (ну, или по крайней мере создают видимость), а на их фоне уже вырастают новые многоэтажки. Конечно, скоро никаких цехов и пустырей, как на фото ниже не будет. Все лишнее должно быть снесено, а оставшиеся пустыри застроены.
Для ускорения ввода дополнительных квадратных метров сносить старое и строить новое можно параллельно. Девиз нового московского строительства – «БЫСТРЕЕ, ВЫШЕ, СИЛЬНЕЕ ДЕШЕВЛЕ».
Если вдруг какое-то советское жилье состарилось и задряхлело, то его тоже непременно нужно снести и построить на его месте новые многоэтажки. Тут все очевидно: реставрировать всегда дороже, чем построить с нуля, а главное, новый дом может быть в два, три, пять или даже десять раз выше снесенного.
Вот, на переднем плане «архитектура здорового человека» конца нулевых и начала десятых, а на ее фоне уже вырастают новые бетонные коробки, друг от друга почти не отличимые.
В этом плане особенно интересно сравнивать виды, снятые с одним и тех же точек с интервалом в два-три года. Разница порой может быть колоссальная. Помнится, в 90-х нередко критиковали Лужкова за бесконтрольную (а также точечную) застройку. Но современные масштабы строительства, прямо скажем, Юрию Михалычу могли только сниться.
Не успеют появиться одни бетонные коробки, а на их фоне уже вырастают новые, естественно, больше, выше, массивнее. Прибыли много не бывает.
И ведь все это бетонное великолепие буквально меняет облик Москвы на наших с вами глазах. По сути это и есть новое лицо города: идеально гладкое, без единой морщинки, но при этом абсолютно неброское и совершенно не запоминающееся. На фото ниже – обновленная набережная в районе Фили, едва ли не главное «новостроечное» место в современной Москве. Ну, неужели все здания в нем и впрямь должны были стать настолько однотипными, незначительно отличаясь друг от друга лишь цветовыми оттенками?
В Новой Москве ситуация еще более критическая. С возводимыми кварталами здесь все те же самые проблемы, что и в старой, но помноженные на транспортную недоступность, дикие автомобильные пробки, отсутствие нормальной инфраструктуры, проблемы с обслуживанием и прочие неудобства. Но все это, конечно же, компенсируется более низкой ценой за квадратные метры жилья.
По старой доброй новой, но уже набравшей обороты русской традиции вновь возводимые микрорайоны строятся прямо посреди поля. Ну, а что, красиво же. Просторы вокруг бескрайние, виды до самого горизонта, раздолье молодецкое! «...Поле, русское поле, пусть я давно человек городской...»
Само собой, никаких дорог по полям не прокладывается. В итоге новоселы вынуждены выбираться из собственных микрорайонов по каким-то проселочным асфальтированным тропкам. Хорошо еще, если дороги остались в наследство от снесенной прежней застройки, вот только они ожидаемо оказываются не готовы для резко возросшей загрузки. Как результат, огромные пробки на выезд из микрорайона по утрам и на въезд вечером.
Любопытной особенностью новомосковской прямоугольной застройки является «переменная этажность». Должно быть, тот, кто ввел данное добровольно-принудительное строительное правило, любил бывать в Нью-Йорке и любоваться его небоскребами, один другого выше, создающими неповторимый скайлайн (силуэт города на фоне неба), если смотреть на город издалека.
Данное правило было воспринято и затем выполнено буквально. В итоге многие московские прямоугольные новостройки получили «выпирающие» части, вдвое выше остального здания.
Хотя правила тоже созданы для того, чтобы их нарушать, так что порой вместо переменной этажности мы получаем ровненькие как на подбор почти одинаковые коро́бки́ (оба ударения допустимы).
Строить такие, конечно же, надо как можно ближе друг к другу. Всегда ведь интересно подглядеть, как оно там у соседа из дома напротив. Эдакая программа «Окна», но только по-настоящему.
Еще одно требование (естественно, необязательно) это проектирование пешеходного променада в каждом микрорайоне. Даешь в каждый двор по Арбату!
Теоретически это является одним из признаков ухода от микрорайонной планировки в сторону планировки квартальной, которую и связывают воедино такие вот прогулочные зоны. Однако, фактически это превращает город в какие-то бесконечные бетонные джунгли, гулять по котором как минимум не слишком-то комфортно.
В редких случаях строители и проектировщики закладываются на какие-то комфортные общественные пространства и современное благоустройство, обычно ограничиваясь парой лавочек и фонарей, да детской площадкой.
Озеленения, как правило, тоже нет никакого. В лучшем случае воткнут в землю несколько росточков, но ведь и им потребуется полтора-два десятилетия на то, чтобы превратиться в полноценные деревья.
Свой отпечаток на качество жизни во многих новых микрорайонах накладывает их изолированность: вести сюда может всего одна небольшая дорога, в связи с чем помимо пробок могут возникать проблемы с вывозом мусора и снега в зимнее время.
Ну, а если из района долго и неудобно выбираться, должна существовать нормальная альтернатива, как провести досуг в пешей доступности от дома. На бумаге проектировщики предусматривают такую возможность: первые этажи практически всех зданий отдаются под различные мелкие бизнесы, магазины, кофейни, салоны красоты. Но больше всего в новых районах бросается в глаза огромное количество алкомаркетов. Порой кажется, что люди просто не въедут в новые квартиры, если в паре минут ходьбы не окажется точки, где разливают пенный напиток.
Еще одна проблема – транспортная. Мало того, что в новые районы зачастую ведут совсем узкие, не предназначенные для повышенного транспортного потока дороги, так еще и, добравшись до дома, более чем реально не найти место для парковки. Они здесь элементарно не предусмотрены в достаточном количестве.
Возможно, предполагается, что, раз уж жилье в районе относительно бюджетное, то и жители будут передвигаться преимущественно на общественном транспорте. Вот только так это, увы, не работает. В действительности, если человек может позволить себе новую квартиру, пусть даже в ипотеку, то и на средненький автомобиль деньги наверняка найдутся. Пусть даже в кредит. Ну, а как итог, полностью забитые дворы, улицы и проезды, а также уйма времени, потраченного на поиск парковочного места.
Есть ли в новых московских кварталах плюсы? Разумеется, есть. Чаще всего среди прочего упоминают широкое разнообразие жилых площадей, от небольших апартаментов до просторных трешек, современный дизайн подъездов (отсутствие лестниц, прозрачные двери), внешние корзины для уличных блоков кондиционеров, хорошую тепло- и звукоизоляцию. Ну, и в целом выдержанность и минимализм во внешнем облике зданий.
Вот только по прошествии десяти лет бурного строительства этого самого минимализма стало максимально много. Признаюсь честно, новая московская архитектура поначалу мне и самому вполне пришлась по вкусу. Но в какой-то момент (осталось понять, в какой) произошло перенасыщение. И вот сегодня угловатые, прямоугольные здания, уже сформировавшие облик нескольких новых районов Москвы, продолжают бесцеремонно вторгаться в старые районы, переделывая их на новый лад. И конца-края этому не видно.
Ну, и в качестве резюме. Что делать с этим обилием бетонных параллелепипедов? По всей видимости, ждать, когда им на смену придут новые серии домов массовой жилищной застройки. Ну, а пока москвичи и гости столицы, становящиеся москвичами, продолжают голосовать рублем, Москва активно застраивается и уплотняется, становится выше и прямоугольнее. Очевидно, придется смириться с тем, что российская столица постепенно обретает свой новый облик на годы и даже десятилетия вперед. В конце концов брежневки, хрущевки, сталинки, а до них здания в стиле конструктивизма, модерна и классицизма тоже не сразу приживались в Москве, активно критиковались и вызывали гневные отклики. А потом как будто бы прижились и стали неотъемлемой частью знаменитой московской эклектики. Только такими мыслями и остается тешить себя, глядя на то, как в Москве появляется очередная прямоугольная многоэтажка...
И на этом о новостройках Москвы на сегодня все. Спасибо, что дочитали. Надеюсь, было интересно!
Читайте также:
Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые статьи о самых интересных фактах и местах в Москве, России и за рубежом.