Найти в Дзене

С криком «бей буржуев» разъяренная толпа ворвалась в винный погреб

... и начала бить огромные сорокаведерные бочки с вином. Сначала затопило весь подвал, а потом вино рекой потекло вниз по улице. Люди черпали его в ладони и фуражки и пили допьяна… Так яростно и грубо вошла революция в дом Георгия Кешишева, купца 2-й гильдии и одного из самых богатых людей в Феодосии. Продолжаем делиться историей семьи Екатерины Ушаковой — жены основателя Дома семейных традиций «Кристиан» Михаила Шевелёва. Через какие испытания прошли Кешишевы, и как мама Екатерины чудом нашла важнейший для истории семьи и города документ. Крым раздирала гражданская война, немецкая оккупация, голод и красный террор. Все имущество Кешишева отобрали, он прекрасно понимал, какая участь ждет его самого. С помощью знакомого священника он спрятался в склепе на кладбище. Как выяснилось много лет спустя – так он избежал казни. А потом вдруг снова показалось солнце над полуостровом и в доме Кешишевых. В период НЭПа ожила частная торговля. Георгий Павлович открыл винный оптовый склад и смог быст

... и начала бить огромные сорокаведерные бочки с вином. Сначала затопило весь подвал, а потом вино рекой потекло вниз по улице. Люди черпали его в ладони и фуражки и пили допьяна…

Так яростно и грубо вошла революция в дом Георгия Кешишева, купца 2-й гильдии и одного из самых богатых людей в Феодосии. Продолжаем делиться историей семьи Екатерины Ушаковой — жены основателя Дома семейных традиций «Кристиан» Михаила Шевелёва. Через какие испытания прошли Кешишевы, и как мама Екатерины чудом нашла важнейший для истории семьи и города документ.

Е. Аведова и Г. Кешишев
Е. Аведова и Г. Кешишев

Крым раздирала гражданская война, немецкая оккупация, голод и красный террор. Все имущество Кешишева отобрали, он прекрасно понимал, какая участь ждет его самого. С помощью знакомого священника он спрятался в склепе на кладбище. Как выяснилось много лет спустя – так он избежал казни.

Георгий Павлович Кешишев
Георгий Павлович Кешишев

А потом вдруг снова показалось солнце над полуостровом и в доме Кешишевых. В период НЭПа ожила частная торговля. Георгий Павлович открыл винный оптовый склад и смог быстро поправить материальное положение семьи. Но счастье длилось недолго. В 1930 году торговцев обложили неподъемными налогами. Георгий Павлович влез в страшные долги, а сверх того подвергся травле в газетах, где его изобличали как домашнего тирана и «кулака». Он был вынужден уехать сначала в Сухум, а оттуда в Тбилиси. Вслед за ним покинули родной город его жена и сыновья.

Жизнь вдали от родного дома была нелегкой. Двое сыновей Георгия Павловича и Екатерины Петровны – Петр и Павел – умерли молодыми. Сын Лев работал в Москве и редко навещал родителей. Разлученные со своими детьми, супруги тяжело переживали горе.

Годы спустя Лев Георгиевич вернулся с семьей в Феодосию. Его дочь Джульетта устроилась работать в Краеведческий музей, который временно обосновался в галерее Айвазовского. Однажды ей поручили разобрать архив. В кипе бумаг ей попался очень важный и трагический приказ от 18 апреля 1918 года: «Комиссариат по военным делам обязывает всем нижепоименнованным лицам явиться…», а дальше список из сотен мужских фамилий – многих с сыновьями. Всем, кто пришел, была уготована пуля в затылок. В списке значился и Георгий Кешишев – он единственный выжил.

Уведомление от комиссариата по военным делам
Уведомление от комиссариата по военным делам

А этим летом Михаил Шевелёв чудом смог найти в Грузии могилу прародителей его жены — Георгия Павловича и Екатерины Петровны. Не зная названия кладбища, по ориентирам из дневниковой записи дедушки Екатерины и фрагменту ограды на фотографии. Настоящий детектив!

Могила Георгия Павловича и Екатерины Петровны
Могила Георгия Павловича и Екатерины Петровны