Найти в Дзене

История поиска: купец 2-ой гильдии и его жена

Свои фабрики, виноградники и дома в Крыму, личный автомобиль и дача в Судаке (для начала XX века это огромная роскошь!). И вместе с тем – крах прежней жизни и бегство от гонений: в XIX веке из Турции в Крым, в XX-м – из Крыма на Кавказ. В судьбе этой купеческой семьи из Феодосии периоды блестящих взлетов и благополучия чередуются со страшными трагедиями. Но сегодня мы расскажем о ее дореволюционном периоде, в которой Георгий Кешишев и Екатерина Аведова – молодые, красивые, богатые и невероятно деятельные. История этой пары бережно хранится у их правнучки Екатерины Ушаковой – жены основателя Дома семейных традиций «Кристиан» Михаила Шевелёва. Она собрана из устных рассказов, дневников, документов, артефактов и, конечно, находок наших историков. Петр Артемьевич Аведов в конце XIX века бежал из Турции, от массовой резни армян. Он обосновался в Старом Крыму, по первости работал водовозом. Долго и сложно добивался российского гражданства, писал прошения. Постепенно жизнь налаживалась, рос

Свои фабрики, виноградники и дома в Крыму, личный автомобиль и дача в Судаке (для начала XX века это огромная роскошь!). И вместе с тем – крах прежней жизни и бегство от гонений: в XIX веке из Турции в Крым, в XX-м – из Крыма на Кавказ. В судьбе этой купеческой семьи из Феодосии периоды блестящих взлетов и благополучия чередуются со страшными трагедиями. Но сегодня мы расскажем о ее дореволюционном периоде, в которой Георгий Кешишев и Екатерина Аведова – молодые, красивые, богатые и невероятно деятельные.

История этой пары бережно хранится у их правнучки Екатерины Ушаковой – жены основателя Дома семейных традиций «Кристиан» Михаила Шевелёва. Она собрана из устных рассказов, дневников, документов, артефактов и, конечно, находок наших историков.

Петр Артемьевич Аведов в конце XIX века бежал из Турции, от массовой резни армян. Он обосновался в Старом Крыму, по первости работал водовозом. Долго и сложно добивался российского гражданства, писал прошения. Постепенно жизнь налаживалась, рос капитал.

Карикатура на султана Абдул-Хамида II, «Le Rire», 29 мая, Париж, 1897
Карикатура на султана Абдул-Хамида II, «Le Rire», 29 мая, Париж, 1897

Аведов подружился с Айвазовским, тоже армянином по происхождению. Художник настоял, чтобы роды супруги Петра Артемьевича Марии Онуфрьевны прошли у него в имении в Субашах (ныне село Золотой Ключ). Так и случилось: в 1884 году там появилась на свет Екатерина Петровна Аведова.

Петр Аведов души не чаял в своей единственной дочери Екатерине и желал для нее лучшей партии. Таковой оказался Георгий Кешишев, статный красавец, купец 2-й гильдии и крупный предприниматель. Он начинал с торговли бакалейными товарами, а затем купил виноградники и освоил винное производство. Его вино славилось на всю Российскую империю.

В цветущем мае 1904 года в Старом Крыму сыграли свадьбу. В качестве приданного Петр Артемьевич отдал зятю табачную фабрику.

Приглашение на свадьбу Е. Аведовой и Г. Кешишева
Приглашение на свадьбу Е. Аведовой и Г. Кешишева

У молодой пары дела шли в гору. Екатерина Петровна воспитывала трех сыновей. Георгий Павлович скупал и строил дома в Феодосии, развивал виноделие и табачное производство.

Купца Георгия Кешишева любили в Феодосии за его великодушие. Однажды он послал мальчишку-работника в банк внести туда 500 рублей. По дороге деньги то ли потерялись, то ли были украдены. Юноша заявил о пропаже в полицию, но его приняли за афериста, избили и посадили в камеру.

Узнав о произошедшем, Георгий Павлович сам пришел в участок и потребовал освободить парня. Тот бросился ему в ноги в слезах, умоляя не наказывать его и обещая, что его родные продадут коров и прочее хозяйство, чтобы возместить утраченные деньги. Кешишев поднял успокоил юношу с колен и успокоил его: «Мне ничего не нужно от тебя. Я верю тебе и прощаю. Ты можешь спокойно вернуться на свою работу и работать также, словно ничего не случилось».

«Нет столько теплых и могущественных слов, чтобы выразить Вам нашу искреннюю благодарность за сочувствие, оказанное нашему сослуживцу. Своим поступком Вы выказали свое человеческое достоинство, за что мы признательно Вас благодарим и сохраним навечно в наших сердцах память о Вашем великодушии»

– такое обращение написали Кешишеву 22 служащих торговых фирм.

Какие испытания ждали Георгия Павловича, его жену и трех детей после революции – расскажем в будущем посте!