В прошлой статье мы проснулись на рассвете на берегу Финского залива, южного берега Невской губы. Вернулись в Петергоф и до обеда гуляли по аллеям Нижнего парка. Радуясь красоте и солнечной, летней погоде.
Пришло время расставаться. Во время обеда решили, что хочется отдыха и безделья. Возвращаться на старое, пусть и такое уютное место совсем не было желания. Любознательность требовала смены обстановки.
Разглядывая карту интерес вызвала западная оконечность острова Котлин. Лес, море, пляжи и парковка. Все казалось в наличии. Беспроигрышный вариант. Тем более такое звонкое и известное имя Кронштадт прибавляло любопытства. Выдвигаемся.
Спокойно добрались до КАДа. На самом шоссе нет такого восприятия, что едешь по защитным дамбам. Оберегающим Санкт-Петербург от наводнений. А ведь само строительство грандиозное. Одиннадцать дамб протяженностью свыше двадцати пяти километров. Шириной до ста шестидесяти метров и высотой более шести. Соединенные водопропускными затворами. И двумя судовыми ходами. Всё это позволяет блокировать Невскую губу от Финского залива в случае высокой, нагонной волны. С случае угрозы затопления города Санкт-Петербург.
На протяжении всей истории Питера жители страдали от большой воды. Наша семья по женской линии была оттуда родом. Дела были очень давние. Ещё при царе. Пробабушка рассказывала про наводнения. Как плавали по городу деревянные шашки от мостовых. А после народ их собирал и использовал в качестве дров. Собственно это и послужило причиной смены места жительства. Климат Поволжья был более полезным для здоровья. Семья была огромная. Более десяти детей.
Всего пятнадцать лет назад. В двадцать первом веке человек смог как-то повлиять на эту стихию. Обезопасив свое проживание в районе реки Нева.
Котлин встретил нас пробкой на основной развязке ведущей в Кронштадт. Возможно это стало причиной того, что и в сам город мы не поехали. А ведь если бы что-то тогда знали про эти места. Вот они, недостатки спонтанных поездок. Отсутствие возможности углублённо знакомиться с посещаемыми районами. Совсем недавно читал целый цикл статей о Кронштадте, на одном из любимых мною каналов Путешествия и отдых всей семьёй. И так досадно становилось от нашей некомпетентности. Быть в километрах от атомной субмарины. И не прикоснуться к этой подводной лодке. Сложно такое простить.
Наша же компетентность утянула нас на запад острова. Там ждала поляна для кемпинга. Отдых и живописные пляжи. Прогулки у моря... Ха! Наивный!
После конечной остановки автобусов Кронштадское шоссе переставало быть привычной дорогой. Убитая грунтовка и лужи уходили в лес. Лавируя меж грязевых засад топали пешеходы и ползли машины. Место не казалось близким к тому, что мы себе нафантазировали.
Буквально через сотню метров мы выехали на не менее грязную парковку, заставленную машинами. Ну нет. Стоп ребята. Это никак не катит на расслабон и отдых которые мы ожидали. Эффекта добавляла военная вышка связи. Ни навигатор, ни интернет здесь не работали.
А вот за что цеплялся глаз. Так это были не понятные, бетонные конструкции. По которым активно перемещался народ. Нам стало интересно. Несмотря на утомление от прогулок по Петергофу команда спустила шлюпку на воду со своего крейсера.
Множество тропинок, лазов, ступеней. Сразу закралась мысль, что это что-то оборонное.
Телефон, как информационный ресурс оставался обычным кирпичом. Сейчас уже можно сказать, что попали мы на форт Шанц. Элемент обороны острова ещё с петровских времён. Начинаясь с земляного вала и дойдя до мощных, бетонных сооружений форт давно утратил свое назначение. Тем не менее северная его часть по прежнему контролировалась военными. А вот южная отдана на волю балтийских ветров и пяток туристов.
С высоты форта хорошо было видно, что им интересности не ограничиваются. Проход в центре тому пример.
На противоположной стороне стояли люди и было что-то типа остановки автобуса.
Это был ретро бус. Из серий про Глеба Жиглова и Володю Шарапова. На стекле важная запись "халява" взять-взять.
Понятно, что мы тут же оказались в числе пассажиров. Водитель редкий хохмач в аутентичном наряде. Всю дорогу рассказывает весёлые истории. Устраивает аттракционы на ухабах. Развлекает по полной.
Дорожка очень интересная. Узкая и в зарослях. Ветки трут бока старины буса.
На половине пути КПП с воротами. Закрытая территория. Но туристов пускают даже пешком. Всего-то километра три топать.
Прибыв на форт Риф вы попадаете практически в музей. Есть администратор, кафе, различные тематические зоны и отдельные экспонаты. Отказаться от покупки билета очень сложно. Ведь вокруг столько всего интересного. И это было правильное решение. Тем, кто не платил и ограничился простой прогулкой по верхам подкинули сюрприз. Автобус везёт обратно совершенно бесплатно. Но только тех, у кого были билеты из музея. Бинго. Бизнес-план идеальный ))).
С наружи форт не особенно притязательный. На снимках с панорам видны его геометрия и масштаб.
Наблюдательные посты и выносные огневые точки. Укрытия для гарнизона, толстые бетонные своды и стены. Устойчивые к фугасным снарядам. Склады боеприпасов, командный пункт. Артиллерийские казематы, помещения с амбразурами. Укреплённые, подземные капониры. Даже боевые, оружейные башни на гидравлике. Способные подниматься над фортом для выстрела. И уходящие в бетон для обслуживания и укрытия от ответного огня. Всё это скрывалось глубоко под землёй и несколькими метрами армированного бетона. А снаружи только простор и ветер с Финского залива.
Быстро пройдя верхами мы спустились по тропке у южной оконечности форта. И наткнулись на массивную, бункерную дверь с надписью "выход". О! Нам сюда!
И вот тут и начинается самое интересное. Полумрак галереи. С темными ходами. Различными ответвлениями. Помещениями разной направленности. Боевые элементы. Системы жизнеобеспечения. Инженерные коммуникации. Под землёй целый мир. От освещенных галерей, до тёмных закоулков. Столовая, госпиталь. Залы повествующие об истории этого фортификационного сооружения. Под землёй настолько интересно. Фонарики наших телефонов не выключались. Практически высосав энергию аккумуляторов.
После была дорога обратно. Тот же весёлый водитель. Наши билеты как пропуск в автобус. По окончании поездки пилот автобуса просит финансового вознаграждения за шутки и истории во время пути. Это сугубо добровольно. На любителя.
Вернувшись к нашему бусу было понятно. Время мы провели с большим интересом. Хотя и не планировали. Но надо думать о предстоящей ночи.
Прежде всего скорее отсюда уехать. Место интересное, но как кемпинг не вариант. Отъехав подальше от ВЧ немного оживилась карта. А ведь интересно, что там?
Заехали. Дремучие заросли. Заброшенные дороги. Покорёженные заборы и остатки военских частей. Настолько там депрессивно. Быстрее текать оттуда.
Встав на обочине перед развязкой на КАД пришлось углубиться в поиски места для ночлега. Часики тикали всё быстрее.
Пробка вновь поглотила нас. Развязка строится. Возможно сейчас там уже нет той проблемы. Но тогда пришлось душевно потолкаться.
Северная половина дамбы. Первая развязка на Приморское шоссе в сторону Сестрорецка. Буквально сразу, с разворота ныряем в частный сектор. В сторону залива. Что ждёт неизвестно. Чистый сюрприз.
Дома и населёнка закончились резко. Тут и встречала она. Приветливая дорога.
Дорога-огонь. Первый признак, что суета сюда не полезет. Формально можно и на пузотёре. Но очень аккуратно строя траекторию пути. В каждой луже таилась глубокая засада. Даже высокий, полноприводный бус пару раз чиркнул по грунту.
А через пару с хвостом сотен метров мы оказались в райском местечке. Северный берег Невской губы. Песчаный, чистый пляж. От трассы и населёнки отделял густой лес. Первая же поляна была оборудована столом, лавками, очагом и даже мусоркой. Всё это в окружении зарослей из шиповника. С необычайно крупными ягодами.
И только сильный, прохладный ветер со стороны залива напоминал нам что мы не на райском острове во Вьетнаме под названием Фукуок.
День завершался. Мы встретили солнце на берегу. И провожаем его закат у кромки воды.
До свидания наш тёплый друг. Мы ждём тебя завтра. Такого же яркого и ласкового, как все эти дни.
* Скриншоты с Яндекс карт.