Найти в Дзене

Почему после удаления катализатора растёт расход масла («масложор»)

Удаление катализатора — популярная, но неоднозначная процедура в автомобильном сервисе. Многие владельцы замечают, что после неё резко увеличивается расход моторного масла. Разберёмся, почему это происходит и какие механизмы стоят за «масложором».
Катализатор (каталитический нейтрализатор) — это элемент выхлопной системы, предназначенный для:
Внутри корпуса расположены керамические или
Оглавление

Удаление катализатора — популярная, но неоднозначная процедура в автомобильном сервисе. Многие владельцы замечают, что после неё резко увеличивается расход моторного масла. Разберёмся, почему это происходит и какие механизмы стоят за «масложором».

Как работает катализатор

Катализатор (каталитический нейтрализатор) — это элемент выхлопной системы, предназначенный для:

  • снижения токсичности отработавших газов;
  • дожигания несгоревших углеводородов;
  • преобразования вредных веществ (CO, NOx
  • ​, углеводородов) в менее опасные (CO2
  • ​, N2
  • ​, H2
  • ​O).

Внутри корпуса расположены керамические или металлические соты с напылением из драгоценных металлов (платина, палладий, родий), которые ускоряют химические реакции при высоких температурах (300–800∘

C).

Почему возникает «масложор» после удаления

1. Изменение противодавления в выхлопной системе

Катализатор создаёт определённое противодавление в выпускном тракте. После его удаления:

  • выхлопные газы уходят свободнее;
  • снижается обратное давление в цилиндрах;
  • меняется динамика газообмена.

Последствия:

  • При такте впуска разрежение в цилиндре становится сильнее.
  • Масло из картера через зазоры поршневых колец и сальники может «подсасываться» в камеру сгорания.
  • Увеличивается угар масла.

2. Нарушение работы системы управления двигателем

Современные автомобили оснащены датчиками:

  • лямбда‑зондами (кислородными датчиками) до и после катализатора;
  • датчиками давления и температуры выхлопных газов.

После удаления катализатора:

  • сигналы датчиков становятся некорректными;
  • блок управления двигателем (ЭБУ) может ошибочно корректировать состав топливной смеси;
  • возникает переобогащение смеси, что усиливает нагар и износ.

3. Увеличение температуры выхлопных газов

Катализатор поглощает часть тепловой энергии. Без него:

  • температура выхлопных газов на выходе из двигателя повышается;
  • растёт тепловая нагрузка на поршни, клапаны, маслосъёмные колпачки;
  • масло быстрее деградирует и сгорает.

4. Износ поршневой группы

Если катализатор удаляли на автомобиле с пробегом, вероятно, уже имелись:

  • залегание поршневых колец;
  • износ цилиндров;
  • потеря эластичности маслосъёмных колпачков.

Удаление катализатора усугубляет эти проблемы из‑за изменения газодинамики.

5. Неправильная перепрошивка ЭБУ

После удаления катализатора необходимо:

  • отключить или эмулировать датчики;
  • скорректировать топливные карты.

Если этого не сделать:

  • ЭБУ продолжает работать по «катализаторной» программе;
  • возникают ошибки, нестабильная работа двигателя;
  • увеличивается расход масла.

Как минимизировать последствия

  1. Качественная перепрошивка ЭБУ — обязательна после удаления катализатора. Нужно отключить контроль катализатора и скорректировать параметры топливоподачи.
  2. Использование качественного масла — с высокой термостойкостью и правильным индексом вязкости.
  3. Проверка состояния двигателя — перед удалением катализатора стоит оценить:
  • компрессию в цилиндрах;
  • состояние поршневых колец;
  • износ маслосъёмных колпачков.
  1. Установка пламегасителя — помогает частично восстановить противодавление и снизить температуру выхлопа.
  2. Регулярная диагностика — контроль уровня масла, цвета выхлопа, наличия ошибок в ЭБУ.

Вывод

Рост расхода масла после удаления катализатора — не случайность, а следствие:

  • изменения газодинамики выхлопной системы;
  • некорректной работы ЭБУ;
  • повышенной тепловой нагрузки;
  • скрытого износа двигателя.

Прежде чем удалять катализатор, стоит взвесить все «за» и «против». Если решение принято, важно:

  • провести грамотную перепрошивку ЭБУ;
  • проверить состояние двигателя;
  • использовать качественное масло;
  • следить за работой мотора после вмешательства.

В ряде случаев сохранение катализатора (или его замена на новый) может оказаться более выгодным и безопасным решением, чем удаление.