Найти в Дзене
Психология. Дзен.

Почему монахи тибета себя ценят, а ты себя нет?

Есть интересный парадокс, который наблюдается в культуре монахов Тибета. Они ценят себя. У них все в порядке в плане самоценности и любви к себе. Для них это - норма. Однажды Далай Ламу спросили: «Как быть с ненавистью к самому себе?». Его Святейшество не понял сути вопроса, и тема негативных чувств к себе стала для него открытием. Многие восточные учителя до сих пор учат с той позиции, что пришедший в ученики человек хорошего мнения о себе. (Не путайте с самомнением. Это именно здоровая самооценка и самоценность). И здесь часто возникает недопонимание. Понятно, что в Тибете человек попадает в монашество, как правило очень рано. Многие еще в раннем детстве. И естественно, что у них совершенно другой менталитет и мировоззрение. А вот пришел в буддизм человек из другой страны, особенно из христианской, с низкой самоценностью, с ненавистью к себе, и что? Он не может адекватно воспринять учение, не может продвигаться по духовному пути, потому что восприятие у него из недостаточности. И как

Есть интересный парадокс, который наблюдается в культуре монахов Тибета. Они ценят себя. У них все в порядке в плане самоценности и любви к себе. Для них это - норма.

Однажды Далай Ламу спросили: «Как быть с ненавистью к самому себе?». Его Святейшество не понял сути вопроса, и тема негативных чувств к себе стала для него открытием.

Почему монахи тибета себя ценят, а ты себя нет?
Почему монахи тибета себя ценят, а ты себя нет?

Многие восточные учителя до сих пор учат с той позиции, что пришедший в ученики человек хорошего мнения о себе. (Не путайте с самомнением. Это именно здоровая самооценка и самоценность). И здесь часто возникает недопонимание.

Понятно, что в Тибете человек попадает в монашество, как правило очень рано. Многие еще в раннем детстве. И естественно, что у них совершенно другой менталитет и мировоззрение.

А вот пришел в буддизм человек из другой страны, особенно из христианской, с низкой самоценностью, с ненавистью к себе, и что? Он не может адекватно воспринять учение, не может продвигаться по духовному пути, потому что восприятие у него из недостаточности. И как следствие:

1. Он очень внушаем, потому что зависим от чужой оценки. (Привет сектанство) Часто отсутствует здоровое критическое мышление.

2. Он часто переходит в самогнобление и жертвенность. Начинает заблуждаться еще больше.

3. Продолжает заслуживать любовь, уважение и прочее. То есть занимается тем, что добирает то, чего не хватило в обычной жизни.

У большинства людей отсутствует здоровый механизм самоценности. Исторически люди привыкли быть рабами (Божиими и другими), привыкли воспевать свою ущербность.
В аврамических религиях много всего про страдания. Бог страдал, и ты страдай… И теперь, если человек страдает, мучается, то он ближе к Богу. А о себе думать – грех…

Но ничего не напутали, случайно?
Именно поэтому в христианстве написаны заповеди – возлюби Бога превыше всего, потом самого себя и других, как самого себя. Понимают ли это люди? По всей видимости – нет.

Поэтому те, кто пришли в буддизм и похожие духовные направления (адвайта, дзогчен, дзен буддизм) могут просто не понимать почему у них нет продвижения. А часто просто и не замечают этого.

Вы пришли в состоянии огромного минуса. Вам нужно хотя бы выйти в 0, а лучше в плюс.

Именно поэтому нужно сначала восстановить самоценность, нужно иметь взрослое, здоровое эго, и потом уже практиковать медитацию, как путь освобождения. Можно это делать параллельно.

Я была в сообществах разных духовных течений, и везде одно и тоже.
Духовные романтики, которые годами ходят на сатсанги, поют баджаны, ездят на ретриты, но не продвинулись ни на капельку. Вопросы крутятся все об одном, сравнение, осуждение, доказывают, что они они хорошие, а вот другие плохие… В христианских сообществах - тоже самое.

Сознание созревает постепенно и на это нужно время. Но поверьте, если вы решите свои психологические вопросы и вернете себе самоценность, ваша духовная практика пойдет быстрее.
Это я вижу у своих клиентов.

Вы перестанете отвлекаться на вопросы эго, а наконец сосредоточитесь на познании Истины.

И, кстати, онлайн-ретрит уже начался, но к нам еще можно присоединиться. Подробнее здесь