Найти в Дзене
Минтранс России

Как «горбатый» стал «ушастым»?

Совместно с редакцией газеты «Транспорт России» и автором Владимиром Гондусовым делимся историей «Запорожца» 65 лет назад, 22 ноября 1960 года, запорожский завод «Коммунар» начал выпуск малогабаритных автомобилей, которые получили индекс ЗАЗ–965 и имя собственное – «Запорожец». Из–за выступающей задней части кузова, похожей на горб, народ дал машине прозвище «горбатый». А еще называли «мыльница», «божья коровка». О машине сложили немало анекдотов. Напомним лишь один: «Запорожец» – самое доброе в мире приведение с моторчиком». Жизнь показала: эти машины стали по–настоящему народными и прослужили людям десятилетия. Проектированием первой малолитражной серийной машины в СССР занялись не случайно. Доходы советских граждан росли, появилась потребность в личном транспорте. «Волга» была машиной «статусной» и доставалась только передовикам производства или партийной элите. Не тянул по деньгам на «народный» автомобиль и «Москвич–400». К тому же в мире уже были созданы простые и неприхотливые м
Оглавление

Совместно с редакцией газеты «Транспорт России» и автором Владимиром Гондусовым делимся историей «Запорожца»

Фотошедевры советской эпохи, автор Bogza
Фотошедевры советской эпохи, автор Bogza

Десятилетнее хождение в народ

65 лет назад, 22 ноября 1960 года, запорожский завод «Коммунар» начал выпуск малогабаритных автомобилей, которые получили индекс ЗАЗ–965 и имя собственное – «Запорожец». Из–за выступающей задней части кузова, похожей на горб, народ дал машине прозвище «горбатый». А еще называли «мыльница», «божья коровка».

О машине сложили немало анекдотов. Напомним лишь один: «Запорожец» – самое доброе в мире приведение с моторчиком». Жизнь показала: эти машины стали по–настоящему народными и прослужили людям десятилетия.

Проектированием первой малолитражной серийной машины в СССР занялись не случайно. Доходы советских граждан росли, появилась потребность в личном транспорте. «Волга» была машиной «статусной» и доставалась только передовикам производства или партийной элите.

Не тянул по деньгам на «народный» автомобиль и «Москвич–400». К тому же в мире уже были созданы простые и неприхотливые малолитражки, которые пользовались огромной популярностью у населения капиталистических стран. Требовалось срочно закрывать пробел в отечественном автомобилестроении. При этом новая машина должна была стать такой же массовой, недорогой и заднемоторной, как немецкий «Фольксваген–Жук».

Зачем нужен был доступный автомобиль

Впрочем, была и еще одна причина выпуска доступного автомобиля: государству требовалось транспортное средство, позволявшее сесть за руль инвалидам, которых было много после Великой Отечественной. Помимо примитивных мотоколясок – на такой ездил актер Евгений Моргунов в фильме «Операция Ы», для инвалидов ничего не делали. Эту проблему и решил «горбатый» с ручным управлением. Немало машин направлялось на нужды соцобеспечения, дав новый уровень комфорта. Машину выдавали на семь лет без права продажи, после чего человек получал новенькое авто.

Разработать небольшой автомобиль, который смог бы удовлетворить растущий спрос на личный транспорт, правительство поручило инженерам КБ «Москвич», так как изначально планировалось, что производством нового автомобиля зай-
мутся именно в столице.

На разработку ушел год

Первый опытный образец «Москвич–444»
Первый опытный образец «Москвич–444»

По нынешним меркам автомобиль создали очень быстро. Задание на разработку машины было получено в 1956 году, а в 1957–м был собран первый опытный образец, получивший индекс «Москвич–444». Видя, что в Европе особой популярностью пользуется итальянский «Фиат–600», его и взяли за основу при разработке концепции новой советской малолитражки. Однако идея закупки за рубежом готовой конструкции автомобиля вместе с технологией его производства, как это сделали спустя десять лет с ВАЗ–2101, даже не рассматривалась. Сибирские запасы нефти еще не были открыты, и подобные покупки за границей были попросту не по карману. Впрочем, в те времена это была нормальная мировая тенденция, и удачные решения охотно «подсматривали» и копировали друг у друга все известные компании.

Каким был первый «Запорожец»


Поскольку московский завод был сильно загружен, производство автомобиля наладили в Запорожье, отсюда и его название. Но «Запорожец» не был клоном «Фиата»: от итальянского автомобиля осталась концепция и стилистика кузова. Подвеска была переделана с учетом состояния большинства наших дорог, вернее, зачастую полного их отсутствия, и потому колеса увеличили в размерах, а задняя подвеска и заднее расположение силового агрегата дали автомобилю такую проходимость, которой позавидуют многие нынешние кроссоверы. Расход топлива составлял около 5,5 литра на 100 км, максимальная скорость составляла тоже примерно 100 км/час, правда, такие лихачи были редкостью.

Из–за своих очень скромных размеров машина и прижилась на советских проселочных дорогах. По дороге с глубокими колеями от тракторов и грузовых машин на легковом автомобиле нормального размера проехать очень сложно. А вот ЗАЗ–965 помещался как раз между двумя глубокими бороздами от колес. А застрянет – не беда: весила малолитражка всего 665 кг, водитель и пассажиры могли собственными силами вытолкать его из непролазной грязи.

-3

Производить малолитражку на столичном заводе, более известном как АЗЛК, не довелось. У предприятия был веский аргумент – в серию пошел новенький «Москвич–402», на производство которого были брошены все силы, и мощностей для производства еще одной машины попросту не имелось. Тогда Совет министров СССР принимает решение организовать производство нового автомобиля на Запорожском заводе «Коммунар». Происходит это в 1958 году.

По слухам, идею открыть новый автозавод именно на Украине «продавил» лично Никита Хрущев, который испытывал особую симпатию к этой республике.
На «Коммунаре», выпускавшем до этого сельхозтехнику, от такой идеи были не в восторге, но партия сказала «Надо!», и пришлось в экстренном порядке учиться собирать автомобили. А дочернему Мелитопольскому заводу – осваивать выпуск двигателей. Оба предприятия уложились в самые сжатые сроки: 18 июня 1959–го в Запорожье собрали первый пробный образец. Его отправили в Москву и выставили на ВДНХ: смотрите, копите деньги, скоро он появится во всех автомагазинах страны. Правда, до начала серийного производства оставалось еще больше года.

Первая презентация

Хрущев осматривает прототип ЗАЗ-966
Хрущев осматривает прототип ЗАЗ-966

В 1959–1960 годах на «Коммунаре» – имя «Запорожский автозавод» он получит в 1961–м – ударными темпами шла подготовка к производству новой машины. По сложившейся традиции машину повезли показывать в Кремль. 18 июля 1960 года водитель–испытатель «Коммунара» Алексей Скидаенко провез Хрущева вдоль здания Совета министров СССР, развернулся на Ивановской площади и поехал обратно. Глава государства назвал новинку «хорошим подарком трудящимся».

Удовлетворен был Никита Сергеевич и доступностью машины для советских людей. В «новых» деньгах, которые ввели с 1961 года, «Запорожец» стоил 1800 руб. Цены на «Москвич» начинались с 2,5 тыс., а «двадцать первая» «Волга» стоила и вовсе заоблачные 5100! Поэтому ЗАЗ–965 стал для большинства его покупателей первым автомобилем в жизни. Машину распределяли через ведомственные структуры, а также продавали в единственном на всю страну автомагазине в Москве. Для многих семей в шестидесятые поездка к морю на собственном «Запорожце» стала первой и вообще была огромным счастьем! Ну и что с того, что у машины мизерный багажник, большую часть которого занимала запаска? Чемоданы, канистру с бензином и еще одну запаску можно разместить на дополнительном багажнике – на крыше.

Выход в люди

«Запорожец–965» был хорошо принят неизбалованными потребителями. Люди ценили его маневренность, хорошую экономичность, высокую прочность кузова, шрамы на котором легко закрашивались с помощью обычной кисточки или даже валика. Сервисные станции для «Запорожцев» не создавались, плановое техническое обслуживание не предусматривалось, так что ремонтировать машину приходилось самому владельцу. В условиях тотального отсутствия мастерских и дефицита запчастей автовладелец быстро овладевал навыками слесаря, моториста, жестянщика и маляра.

Но и минусов у машины было немало. Отсутствие опыта в производстве автомобилей на заводе «Коммунар» отразилось на качестве. На фоне «Волги» и «Москвича» неказистый «Запорожец» воспринимался несерьезно. Он не работал в такси, не возил директоров заводов и не служил в милиции. Очень тесный, даже по представлениям тех лет, салон, в котором было шумно от работы двигателя, быстро перегревался летом и плохо заводился в мороз. В основном это была дачно–туристическая машина для поездок выходного дня, которую многие рассматривали как хорошую альтернативу мотоциклу с коляской.

Первая модификация

Именно поэтому вместе с «горбатым» вскоре на конвейер встал более прогрессивный автомобиль, первый опытный образец которого продемонстрировали в 1961 году на ВДНХ. Это был ЗАЗ–966, который радикально отличался по внешнему виду от «горбатого». Народ метко прозвал его «ушастым» за характерные воздухозаборники на задних крыльях.

Его преимущества – большой кузов и просторный салон, способный принять пятерых пассажиров, а также более совершенный мотор, который, в отличие от младшего «собрата», не перегревался. Машина пошла в серию в 1966 году и продавалась параллельно со старым ЗАЗ–965 вплоть до 1968 года. Выпускал завод машины с ручным управлением для инвалидов. Всего было выпущено 322 тыс. автомобилей всех модификаций «Запорожца», которые можно было встретить повсеместно – от центров крупных городов до глухих деревень. Сейчас отыскать на дороге «горбатого» практически невозможно.

Автомобили поставляли и за рубеж, в том числе в капиталистические страны. Экспортная версия называлась «Ялта». Крымский курорт выбрали из–за сложности произношения оригинального имени «Запорожец». За рубеж шли машины, у которых была улучшена, в частности, отделка салона, автомобиль имел наружное зеркало заднего вида на левом крыле, пепельницу и радиоприемник. Экспортом автомобилей в западные государства занимались компании из Бельгии и Финляндии. По некоторым данным, за рубеж продано около 5 тыс. экземпляров.

-5

Итоги

В конце 1960–х «горбатый» ушел в историю. К тому времени уже готовился к запуску новый гигантский автозавод в Тольятти, и именно его продукции суждено было стать мечтой миллионов.

А «Запорожец» остался в основном лишь у коллекционеров как свидетель великой эпохи, в которой были первый полет в космос и первый в мире атомный ледокол «Ленин», массовое строительство «хрущевок» и возведение Останкинской телебашни.

#авто #запорожец #транспорт