Найти в Дзене

Первый номер газеты «Гудок»

23 декабря 1917 года увидел свет первый номер одной из старейших газет страны — «Гудка». Звук гудка паровоза трудно спутать с чем-то другим: он возвещает отправление поезда. Именно таким сигналом стал в 1917 году первый номер газеты «Гудок» — будущей летописи жизни российских железных дорог. Эта газета выросла из небольшого издания для рабочих Петроградского и Московского железнодорожных узлов в мощный голос многомиллионного железнодорожного сообщества, разделяющего общую профессиональную судьбу и общую историю. «Гудок» появился в непростые времена — в самом конце революционного 1917 года. Это небольшое издание с лаконичным названием распространялось среди делегатов Всероссийского съезда мастеров и рабочих железных дорог в Петрограде. Вопросы на его страницах поднимались острые и насущные: об отношениях профсоюза с властью, о рабочем контроле, о борьбе с неразберихой на железных дорогах. Название газеты — короткое и звучное — воспринималось как призыв к действию, к возрождению дисципли
Оглавление

23 декабря 1917 года увидел свет первый номер одной из старейших газет страны — «Гудка».

Звук гудка паровоза трудно спутать с чем-то другим: он возвещает отправление поезда. Именно таким сигналом стал в 1917 году первый номер газеты «Гудок» — будущей летописи жизни российских железных дорог. Эта газета выросла из небольшого издания для рабочих Петроградского и Московского железнодорожных узлов в мощный голос многомиллионного железнодорожного сообщества, разделяющего общую профессиональную судьбу и общую историю.

Рождение в эпоху перемен

«Гудок» появился в непростые времена — в самом конце революционного 1917 года. Это небольшое издание с лаконичным названием распространялось среди делегатов Всероссийского съезда мастеров и рабочих железных дорог в Петрограде.

-2

Вопросы на его страницах поднимались острые и насущные: об отношениях профсоюза с властью, о рабочем контроле, о борьбе с неразберихой на железных дорогах.

Название газеты — короткое и звучное — воспринималось как призыв к действию, к возрождению дисциплины и порядка после месяцев хаоса и разрухи. Первый номер содержал обращение «Наши задачи», в котором звучал призыв к объединению под знаменем трудовой революции и международного рабочего движения.

Публикации в газете «Гудок» о приеме в партию. 1924 г. Из фондов музея.
Публикации в газете «Гудок» о приеме в партию. 1924 г. Из фондов музея.

На страницах периодического издания находили отражение взгляды и настроения путейских рабочих и мастеров двух столичных узлов.

Текст в газете «Гудок» о Ленинском приеме в Московский узел. Из фондов музея.
Текст в газете «Гудок» о Ленинском приеме в Московский узел. Из фондов музея.

Становление голоса отрасли

Период, когда появился «Гудок», был временем глубокого кризиса. Железные дороги, ранее построенные на строгой дисциплине, превратились, по воспоминаниям современников, в «волнующееся море собраний и комитетов». Производство падало, транспорт едва справлялся с перевозками. Именно тогда профсоюзы отрасли взяли на себя задачу восстановления нормальной работы путей сообщения, и газета «Гудок» стала их голосом — орудием объединения и информирования рабочих.

Газета «Гудок» 1918 года.
Газета «Гудок» 1918 года.

Второй номер издания вышел в январе 1918 года. Всего за два года, несмотря на войну, голод, нехватку бумаги и топлива, было выпущено девять номеров. В 1920 году редакция окончательно обосновалась в Москве, и с мая того же года «Гудок» начал выходить ежедневно. Издателями стали Главполитпуть и Центральный комитет Всероссийского профсоюза железнодорожников.

Выпуск газеты «Гудок». 1923 г. Из фондов музея.
Выпуск газеты «Гудок». 1923 г. Из фондов музея.

Литературная мастерская

Уникальной страницей в истории «Гудка» стало сотрудничество с выдающимися литераторами. Начиная с 1920-х годов, в редакции работали многие писатели, ставшие классиками:

  • Михаил Булгаков
  • Илья Ильф и Евгений Петров
  • Юрий Олеша
  • Валентин Катаев
  • Арсений Тарковский

Позже на страницах издания публиковались Валентин Распутин, Василий Белов и другие известные писатели, деятели культуры и науки. Это сделало «Гудок» не просто отраслевой газетой, а значительным явлением в литературной жизни страны.

Контора типографии «Гудок». Дата съемки: 1923 год. Источник: МАММ / МДФ
Контора типографии «Гудок». Дата съемки: 1923 год. Источник: МАММ / МДФ

От газеты к медиахолдингу

В 1958 году, к выходу 10-тысячного номера, газета была награждена орденом Трудового Красного Знамени, что стало признанием её вклада в развитие отрасли и журналистики.

За чтением газеты «Гудок». 1957 год, Москва. Источник: МАММ / МДФ.
За чтением газеты «Гудок». 1957 год, Москва. Источник: МАММ / МДФ.

За более чем девять десятилетий «Гудок» превратился из узкопрофессионального издания в крупный медиахолдинг. Сегодня это ежедневное полноцветное издание объёмом восемь полос, которое освещает весь спектр деловых, социальных, культурных и производственных тем, связанных с железнодорожной сферой. Газета печатается в 25 городах, а также представлена в онлайн-формате, где доступны свежие выпуски и архив.

В.М. Юрасов – заведующий корреспондентского пункта газеты «Гудок» на Октябрьской магистрали. 1988 г. Из фондов музея.
В.М. Юрасов – заведующий корреспондентского пункта газеты «Гудок» на Октябрьской магистрали. 1988 г. Из фондов музея.

«Гудок» выпускает различные издания, ориентированные на многомиллионную аудиторию транспортной отрасли, оставаясь верным своему историческому предназначению — рассказывать о людях, создающих и развивающих транспортные артерии нашей страны.

«Гудок» объединяет поколения железнодорожников, остаётся для них надёжным другом и советчиком.

История газеты «Гудок» – это часть большой истории отечественных железных дорог, которую можно увидеть и почувствовать не только на страницах издания, но и в экспозиции Музея железных дорог России в Санкт-Петербурге. Здесь представлены подлинные локомотивы и вагоны разных эпох, интерактивные макеты и мультимедийные инсталляции, позволяющие проследить путь развития железнодорожного транспорта от первых линий до современных магистралей. Музей приглашает познакомиться с техникой, людьми и событиями, стоящими за каждым гудком уходящего поезда.