В Калининградской области запустили уникальное для нашей страны предприятие — гигафабрику «Росатома» по производству литийионных батарей. Я побывал там накануне открытия и посмотрел, что привнесли технологии в самый западный регион страны.
Масштаб промышленной площадки впечатляет. Общая площадь застройки свыше 23 га. На них расположились более 20 зданий и сооружений. Здесь будет производиться полный цикл производства накопителей энергии от первичной химии до готовых батарей.
Общая протяженность технологических линий — 2,5 километра. Степень автоматизации достигает 90%.
Своё название гигафабрика получила неспроста. И вовсе не потому, что она гигантская. Тут речь не о размерах фабрики, а о её производительности.
Ёмкость аккумуляторных батарей измеряется в Вт×ч, ёмкость батареи в среднем смартфоне прядка 20 Вт×ч, в электромобиле ёмкость тяговой батареи примерно в 3000 раз больше — 60000 ватт×час или 60 киловатт×час. А на гигафабрике суммарная ёмкость батарей, которые выпустят за год, измеряется в миллиардах ватт×часов, то есть, в гигават×часах. Гига — миллиард, отсюда и название. Если быть точным, то на Калининградской гигафабрике за год рассчитывают выпустить батареи общей ёмкостью 4 ГВт×ч, это эквивалентно 50-70 тысячам тяговых батарей для легковых автомобилей.
Конечно, столько электромобилей у нас пока не выпускают. Но даже если взять только электротранспорт, то батареи помимо легковых электромобилей нужны в электробусах, троллейбусах и трамваях с возможностью автономного хода, судах с электродвигателями, электросамокатах, погрузчиках и много где еще. Помимо этого литийионные батареи требуются для бесперебойного питания важных объектов, гибридных электросистем, зарядных станций. В общем, сфера применения огромная.
При строительстве гигафабрики пришлось столкнуться с рядом сложностей. Когда в 2021 году подписывали соглашение между о строительстве гигафабрики между «Росатомои» и Правительством Калининградской области, трудно было предположить, что логистика станет на порядок сложнее. Надо отдать должное, что флагманское предприятие удалось построить и запустить в срок.
Процесс производства литийионных аккумуляторных батарей состоит из нескольких этапов:
- Подготовка катодной и анодной смеси.
- Изготовление электродной ленты (нанесение смесей на фольгу).
- Нарезка электродной ленты и вырубка электродов.
- Сборка ячейки и ее формовка.
- Сборка модуля из ячеек.
- Сборка батареи.
Технологический процесс занимает около трех недель. Каждую секунду с производственной линии будет сходить одна ячейка, далее их объединяют в модули с заданными параметрами. Из готовых модулей собирают батареи. Далее происходит выдержка батарей и тщательное тестирование.
Когда мы были на производственной площадке, шли финальные работы, поэтому внутри гигафабрики в этот раз побывать не удалось, но я запросил фотографии с открытия у пресс-службы «Росатома» и добавил их в репортаж. Но и снаружи фабрика впечатляет.
Создание гигафабрики потребовало не только строительства производственных зданий и сооружений, благодаря новому предприятию в Немане строятся дома для сотрудников. Мы заехали посмотреть на первые два, которые заселяются прямо сейчас.
Новые дома выделяются на фоне хрущевок советского периода и еще довоенных домов с немецким прошлым. Во дворах детские площадки и парковочные места.
Дома сдаются сразу с отделкой и мебелью. То есть можно сразу приехать и жить.
Одна из счастливых новоселов — Анастасия. Молодая симпатичная девушка работает инженером по подготовке производства. Анастасия закончила в Калининграде БФУ имени Канта, поработала на тестовой площадке «Росатома» в Москве, потом её пригласили на гигафабрику. Анастасия довольна и работой, и квартирой.
Помимо жилья, «Росатом» поучаствовал и в социальной инфраструктуре. В школе запустили «Атомный класс», помогли реконструировать стадион, также компания поддерживает другие значимые проекты.
Скоро с Калининградской гигафабрики сойдут первые серийные литийионные батареи. Возможно, они пойдут на калининградский «Автотор» для комплектации выпускаемых здесь электромобилей «АмберАвто». Или мы их увидим в московском электротранспорте. Или где-нибудь еще. Главное, что сделан очень важный для всей отечественной промышленности шаг. С учетом значимости проекта можно назвать его гигашагом.
Пожалуй, стоит отметить, что при концепция развития предусматривает не только выпуск, но и дальнейшее обслуживание, использование и переработку батарей. Например, батареи, которые уже потеряли часть мощности и не пригодны для использования в электромобилях, можно будет использовать для стационарных накопителей энергии.
В следующем году должны достроить еще одну гигафабрику «Росатома», она будет расположена в Новой Москве в районе Красной Пахры.
🔋 Электропутешествие по западу России. Часть 1: отечественный электрокар «Амберавто А5»
🔋 Электропутешествие по краю замков и пивоварен. Часть 2: где брать заряд?
С вами был ЖЖитель. Ставьте лайки и подписывайтесь на мой на мой канал о путешествиях и авиации, чтобы не пропустить свежие материалы.