Найти в Дзене

Гигафабрика «Росатома» — гигашаг для России: как Калининград заряжает будущее страны

В Калининградской области запустили уникальное для нашей страны предприятие — гигафабрику «Росатома» по производству литийионных батарей. Я побывал там накануне открытия и посмотрел, что привнесли технологии в самый западный регион страны. Масштаб промышленной площадки впечатляет. Общая площадь застройки свыше 23 га. На них расположились более 20 зданий и сооружений. Здесь будет производиться полный цикл производства накопителей энергии от первичной химии до готовых батарей. Общая протяженность технологических линий — 2,5 километра. Степень автоматизации достигает 90%. Своё название гигафабрика получила неспроста. И вовсе не потому, что она гигантская. Тут речь не о размерах фабрики, а о её производительности. Ёмкость аккумуляторных батарей измеряется в Вт×ч, ёмкость батареи в среднем смартфоне прядка 20 Вт×ч, в электромобиле ёмкость тяговой батареи примерно в 3000 раз больше — 60000 ватт×час или 60 киловатт×час. А на гигафабрике суммарная ёмкость батарей, которые выпустят за год, изм

В Калининградской области запустили уникальное для нашей страны предприятие — гигафабрику «Росатома» по производству литийионных батарей. Я побывал там накануне открытия и посмотрел, что привнесли технологии в самый западный регион страны.

Гигафабрика «Росатома» в Калининградской области. Фото автора
Гигафабрика «Росатома» в Калининградской области. Фото автора

Масштаб промышленной площадки впечатляет. Общая площадь застройки свыше 23 га. На них расположились более 20 зданий и сооружений. Здесь будет производиться полный цикл производства накопителей энергии от первичной химии до готовых батарей.

Паспорт объекта. Фото автора
Паспорт объекта. Фото автора

Общая протяженность технологических линий — 2,5 километра. Степень автоматизации достигает 90%.

Производство. Фото: «Росатом»
Производство. Фото: «Росатом»

Своё название гигафабрика получила неспроста. И вовсе не потому, что она гигантская. Тут речь не о размерах фабрики, а о её производительности.

Гигафабрика. Фото автора
Гигафабрика. Фото автора

Ёмкость аккумуляторных батарей измеряется в Вт×ч, ёмкость батареи в среднем смартфоне прядка 20 Вт×ч, в электромобиле ёмкость тяговой батареи примерно в 3000 раз больше — 60000 ватт×час или 60 киловатт×час. А на гигафабрике суммарная ёмкость батарей, которые выпустят за год, измеряется в миллиардах ватт×часов, то есть, в гигават×часах. Гига — миллиард, отсюда и название. Если быть точным, то на Калининградской гигафабрике за год рассчитывают выпустить батареи общей ёмкостью 4 ГВт×ч, это эквивалентно 50-70 тысячам тяговых батарей для легковых автомобилей.

Производство на гигафабрике. Фото: «Росатом»
Производство на гигафабрике. Фото: «Росатом»

Конечно, столько электромобилей у нас пока не выпускают. Но даже если взять только электротранспорт, то батареи помимо легковых электромобилей нужны в электробусах, троллейбусах и трамваях с возможностью автономного хода, судах с электродвигателями, электросамокатах, погрузчиках и много где еще. Помимо этого литийионные батареи требуются для бесперебойного питания важных объектов, гибридных электросистем, зарядных станций. В общем, сфера применения огромная.

Сфера применений литийионных аккумуляторов. В электромобиле установлена тяговая батарея, а в зарядной станции накопитель энергии. Фото автора
Сфера применений литийионных аккумуляторов. В электромобиле установлена тяговая батарея, а в зарядной станции накопитель энергии. Фото автора

При строительстве гигафабрики пришлось столкнуться с рядом сложностей. Когда в 2021 году подписывали соглашение между о строительстве гигафабрики между «Росатомои» и Правительством Калининградской области, трудно было предположить, что логистика станет на порядок сложнее. Надо отдать должное, что флагманское предприятие удалось построить и запустить в срок.

Объект сдан вовремя. Фото автора
Объект сдан вовремя. Фото автора

Процесс производства литийионных аккумуляторных батарей состоит из нескольких этапов:

  1. Подготовка катодной и анодной смеси.
  2. Изготовление электродной ленты (нанесение смесей на фольгу).
  3. Нарезка электродной ленты и вырубка электродов.
  4. Сборка ячейки и ее формовка.
  5. Сборка модуля из ячеек.
  6. Сборка батареи.
Производство. Фото: «Росатом»
Производство. Фото: «Росатом»

Технологический процесс занимает около трех недель. Каждую секунду с производственной линии будет сходить одна ячейка, далее их объединяют в модули с заданными параметрами. Из готовых модулей собирают батареи. Далее происходит выдержка батарей и тщательное тестирование.

Производство. Фото: «Росатом»
Производство. Фото: «Росатом»

Когда мы были на производственной площадке, шли финальные работы, поэтому внутри гигафабрики в этот раз побывать не удалось, но я запросил фотографии с открытия у пресс-службы «Росатома» и добавил их в репортаж. Но и снаружи фабрика впечатляет.

Гигафабрика. Фото автора
Гигафабрика. Фото автора

Создание гигафабрики потребовало не только строительства производственных зданий и сооружений, благодаря новому предприятию в Немане строятся дома для сотрудников. Мы заехали посмотреть на первые два, которые заселяются прямо сейчас.

Новые дома для сотрудников гигафабрики. Фото: ЖЖитель
Новые дома для сотрудников гигафабрики. Фото: ЖЖитель

Новые дома выделяются на фоне хрущевок советского периода и еще довоенных домов с немецким прошлым. Во дворах детские площадки и парковочные места.

Новые дома для сотрудников гигафабрики. Фото: ЖЖитель
Новые дома для сотрудников гигафабрики. Фото: ЖЖитель

Дома сдаются сразу с отделкой и мебелью. То есть можно сразу приехать и жить.

Одна из счастливых новоселов — Анастасия. Молодая симпатичная девушка работает инженером по подготовке производства. Анастасия закончила в Калининграде БФУ имени Канта, поработала на тестовой площадке «Росатома» в Москве, потом её пригласили на гигафабрику. Анастасия довольна и работой, и квартирой.

Анастасия — инженер гигафабрики в своей квартире. Фото: Жжитель
Анастасия — инженер гигафабрики в своей квартире. Фото: Жжитель

Помимо жилья, «Росатом» поучаствовал и в социальной инфраструктуре. В школе запустили «Атомный класс», помогли реконструировать стадион, также компания поддерживает другие значимые проекты.

Школа с атомклассом в Немане
Школа с атомклассом в Немане

Скоро с Калининградской гигафабрики сойдут первые серийные литийионные батареи. Возможно, они пойдут на калининградский «Автотор» для комплектации выпускаемых здесь электромобилей «АмберАвто». Или мы их увидим в московском электротранспорте. Или где-нибудь еще. Главное, что сделан очень важный для всей отечественной промышленности шаг. С учетом значимости проекта можно назвать его гигашагом.

Производственная линия на гигафабрике. Фото: «Росатом»
Производственная линия на гигафабрике. Фото: «Росатом»

Пожалуй, стоит отметить, что при концепция развития предусматривает не только выпуск, но и дальнейшее обслуживание, использование и переработку батарей. Например, батареи, которые уже потеряли часть мощности и не пригодны для использования в электромобилях, можно будет использовать для стационарных накопителей энергии.

В следующем году должны достроить еще одну гигафабрику «Росатома», она будет расположена в Новой Москве в районе Красной Пахры.

🔋 Электропутешествие по западу России. Часть 1: отечественный электрокар «Амберавто А5»
🔋 Электропутешествие по краю замков и пивоварен. Часть 2: где брать заряд?

С вами был ЖЖитель. Ставьте лайки и подписывайтесь на мой на мой канал о путешествиях и авиации, чтобы не пропустить свежие материалы.