Найти в Дзене
Касса ТВ

Новые штрафы за отсутствие чека: что меняется и как это защитит ваши права как покупателя

В Госдуму внесен законопроект № 1096244-8 об ужесточении штрафов за нарушения в сфере применения контрольно‑кассовой техники (ККТ). Звучит скучно и «по‑юридически», но на самом деле это напрямую касается каждого человека, который что‑то покупает — от кофе в ларьке до бытовой техники и услуг. Главный смысл происходящего: государство усиливает ответственность за то, чтобы вам всегда пробивали чек и корректно проводили расчеты через онлайн‑кассу. А это — ваша защита как потребителя: от обмана, от «серых» продаж, от отказов вернуть деньги и т.п. Давайте разберем по‑человечески, что планируется изменить, почему это вообще важно и как это отразится на вас, а не только на бизнесе и бухгалтерах. ККТ (контрольно‑кассовая техника) — это кассовый аппарат, который при покупке: Проще говоря:
каждый раз, когда вам пробивают чек, информация об этой продаже уходит в налоговую.
Когда чек не пробивают — это сигнал, что: Поэтому отсутствие чека — это не мелочь, а риски. Именно с этим и борется новый
Оглавление

В Госдуму внесен законопроект № 1096244-8 об ужесточении штрафов за нарушения в сфере применения контрольно‑кассовой техники (ККТ). Звучит скучно и «по‑юридически», но на самом деле это напрямую касается каждого человека, который что‑то покупает — от кофе в ларьке до бытовой техники и услуг.

Главный смысл происходящего: государство усиливает ответственность за то, чтобы вам всегда пробивали чек и корректно проводили расчеты через онлайн‑кассу. А это — ваша защита как потребителя: от обмана, от «серых» продаж, от отказов вернуть деньги и т.п.

Давайте разберем по‑человечески, что планируется изменить, почему это вообще важно и как это отразится на вас, а не только на бизнесе и бухгалтерах.

Что такое ККТ и почему чек — это не просто бумажка

ККТ (контрольно‑кассовая техника) — это кассовый аппарат, который при покупке:

  • фиксирует операцию продажи;
  • отправляет данные о чеке в Федеральную налоговую службу (ФНС) через оператора фискальных данных;
  • формирует бумажный или электронный чек для покупателя.

Проще говоря:

каждый раз, когда вам пробивают чек, информация об этой продаже уходит в налоговую.

Когда чек не пробивают — это сигнал, что:

  • продажу могут скрывать от налогов;
  • продавец работает «вчерную» или «всерую»;
  • при проблемах с товаром у вас может не быть документального подтверждения покупки.

Почему чек так важен для обычного покупателя

  1. Гарантия и возврат.

    Без чека вам могут отказать в: возврате товара ненадлежащего качества;
    обмене;
    ремонте по гарантии;
    доказательстве, что вы вообще что‑то покупали именно здесь и по такой цене.
  2. Защита от завышения цены.

    В чеке видна цена, НДС (если есть), скидки. Это ваш документ, чтобы оспорить неправильный расчет.
  3. Доказательство в суде или при жалобе.

    Если вы обращаетесь в Роспотребнадзор, к продавцу, в суд — чек часто является ключевым доказательством.
  4. Защита от мошенничества.

    Если чек фальшивый, «левый», или его не дают вообще — высок риск, что организация работает вне правового поля.

Поэтому отсутствие чека — это не мелочь, а риски. Именно с этим и борется новый законопроект.

Суть законопроекта: что именно хотят изменить

Законопроект носит официальное название:

«О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»

Он затрагивает статью 14.5 КоАП РФ — это основная статья, которая устанавливает ответственность за нарушения порядка применения ККТ.

Ключевые направления изменений:

  1. Уравнивается ответственность ИП и юридических лиц.
  2. Штрафы за основные нарушения увеличиваются примерно в 2,5 раза.
  3. Повторные нарушения будут наказываться гораздо жестче — вплоть до пятикратного увеличения штрафа.
  4. Смягчается ответственность для должностных лиц (руководителей, кассиров и др.) по ряду составов.
  5. Вводится ответственность для экспертных организаций, которые дают ложные заключения по фискальным накопителям.
  6. Для малого бизнеса сохраняется льгота по снижению минимальных штрафов.

Разберём каждое изменение отдельно и простым языком.

1. ИП и юридические лица: штрафы станут одинаковыми по сути

Как есть сейчас:

В КоАП РФ часто предусмотрены разные размеры штрафов для:

  • граждан,
  • должностных лиц,
  • индивидуальных предпринимателей (ИП),
  • юридических лиц (ООО, АО и т.д.).

Раньше ИП зачастую штрафовали меньше, чем «полноценные» организации.

Что предлагает законопроект:

Ответственность
ИП и юридических лиц за нарушения при применении ККТ уравнивается по подходу. То есть ключевым становится не статус (ИП или ООО), а характер и тяжесть нарушения.

Идея законодателя понятна:

  • Если предприниматель (будь он ИП или ООО) систематически не пробивает чеки и работает «вчерную», это равно вредно для бюджета, конкуренции и прав потребителей.
  • Поэтому оцениваться будет сам факт и степень нарушения, а не форма регистрации бизнеса.

Для потребителя это означает:

  • Больше мотивации у всех продавцов — и маленьких ИП, и средних/крупных компаний — выдавать чеки.
  • Меньше шансов, что вам скажут: «Да что вы, я же просто ИП, у нас тут всё по‑простому, без чеков».

2. Штрафы вырастут примерно в 2,5 раза: за что и сколько

Здесь самое важное.

2.1. Неприменение ККТ: до 150 000 рублей (с учётом скидки)

Неприменение ККТ — это когда:

  • продавец вообще не использует кассу при продаже,
  • «забывает» пробивать покупки,
  • принимает оплату наличными или по карте, но чек не выбивает ни на бумаге, ни в электронном виде.

По законопроекту:

Максимальный штраф за такое нарушение увеличивается так, что
с учётом 50% скидки при быстрой оплате он будет доходить до 150 000 руб.

Сейчас (по действующим нормам, которые планируют изменить) суммы ощутимо ниже. Законодатели прямо указывают: штрафы установлены ещё в 2007 году и сильно отстали от реальной экономической выгоды от ухода от ККТ.

То есть сегодня многим проще «поймать» единичный штраф, чем честно пробивать все чеки и платить налоги. Новые размеры штрафов должны это сделать экономически невыгодным.

Что такое «скидка 50% по штрафу»

КоАП РФ позволяет:

  • если нарушитель платит штраф в течение 20 дней с момента вынесения постановления,
  • он может заплатить только 50% суммы штрафа.

Законопроект приводит суммы с учётом этой возможности. То есть реальный максимум без скидки будет ещё выше 150 000 руб.

2.2. Нарушение порядка применения ККТ или непредоставление чека: до 50 000 рублей (со скидкой)

Есть нарушения полегче, чем полное неприменение ККТ:

  • ККТ есть, но работает с нарушениями (неправильные настройки, режимы, фискализация и т.п.).
  • Чек не выдается покупателю — ни бумажный, ни электронный.
  • В чеке отсутствует обязательная информация: наименование, ИНН, реквизиты, сумма, НДС и др.

За такие нарушения законопроект также увеличивает штрафы примерно в 2,5 раза.

Указано, что
максимальный размер штрафа с учётом скидки составит до 50 000 руб.

Для вас как потребителя это означает:

  • продавцам будет гораздо дороже «экономить» на чеке,
  • бизнесу проще выдавать чек сразу, чем спорить с налоговой.

3. Повторные нарушения: штрафы будут расти в 2 и 5 раз

Очень важный блок — дифференциация штрафов за повторные нарушения.

Предлагается следующий подход:

  1. Повторное нарушение в течение года — штраф удваивается.

    Пример:

    Первый раз ИП не выдал чек — получил штраф.

    Если в течение 12 месяцев снова поймали на том же нарушении — второй штраф будет
    в 2 раза больше базового.
  2. Если нарушение совершается более двух раз — штраф увеличивается в 5 раз.

    То есть при систематическом нарушении (3‑й и последующие случаи) наказание становится максимально жестким.

Правовая логика здесь:

  • один раз нарушил — мог «ошибиться» или не разобраться;
  • второй раз — уже тревожный сигнал;
  • третий и далее — это осознанная схема ухода от применения ККТ.

Для рынка и для потребителя это означает:

  • Систематическим «кассовым нарушителям» будет всё сложнее продолжать скрывать обороты.
  • Ответственные продавцы окажутся в более честных условиях конкуренции по сравнению с теми, кто «работает без кассы».

4. Смягчение для должностных лиц: кого это касается и зачем

В законопроекте содержится важная деталь:

«Смягчение для должностных лиц — исключается административная ответственность по частям 4 и 6 ст. 14.5 КоАП РФ».

Кто такие должностные лица?

Это:

  • директора,
  • управляющие торговых точек,
  • главные бухгалтеры,
  • иные лица, которые от имени организации принимают решения и отвечают за соблюдение законодательства.

Сейчас за многие нарушения по ККТ могут наказывать одновременно и организацию (юрлицо), и должностное лицо. В итоге формально за одно и то же нарушение получаются два штрафа:

— компании,

— руководителю.

В законопроекте предлагается в ряде случаев освободить должностных лиц от такой «двойной» ответственности (по конкретным частям ст. 14.5 КоАП РФ).

Почему это важно:

  • основной «фокус» ответственности смещается на сам бизнес (организацию, ИП), а не на наемных руководителей;
  • упор делается на то, что именно компания или предприниматель получает выгоду от неприменения ККТ — значит, он и должен нести основное наказание.

Для потребителя это, по сути, нейтрально: вам важно, чтобы продавец соблюдал закон, а уже кого именно штрафуют внутри — вторично. Но в плане справедливости для работников — это определенное смягчение.

5. Ответственность для экспертных организаций: за ложные заключения по фискальным накопителям

Ещё одна важная новация:

Вводится ответственность для экспертных организаций, проводящих экспертизу фискальных накопителей, за ложные заключения.

Чтобы понять, о чём речь, разберём термины.

Что такое фискальный накопитель

Фискальный накопитель — это защищенный электронный модуль (устройство) в кассе, который:

  • хранит данные о всех операциях;
  • обеспечивает их неизменяемость и целостность;
  • шифрует информацию перед передачей в ФНС.

Это «сердце» современной онлайн‑кассы.

Без него нельзя просто так «подкрутить» продажи в меньшую сторону — все операции должны быть зафиксированы и доступны налоговой.

Кто такие экспертные организации

Это специализированные компании, которые:

  • проводят экспертизу ККТ и фискальных накопителей,
  • выдают заключения о том, что устройство соответствует требованиям законодательства,
  • участвуют в процедурах допуска техники к эксплуатации на рынке.

Если такая организация даёт ложное заключение, например:

  • утверждает, что устройство безопасно и защищено, хотя это не так,
  • позволяет вывести на рынок «дырявые» или намеренно уязвимые фискальные накопители,

то это открывает дорогу для массовых злоупотреблений:

  • искажения данных о продажах,
  • сокрытия реальной выручки,
  • манипуляций с чеками.

Поэтому законодатель вводит прямую административную ответственность для таких организаций за ложные экспертные заключения.

Для покупателя это плюс:

  • ваша покупка проходит через более надежный контроль,
  • меньше риск, что недобросовестные компании смогут массово скрывать выручку с помощью «особых» кассовых решений.

6. Почему вообще решили ужесточить штрафы: официальные аргументы

В обосновании законопроекта приводятся несколько ключевых фактов и выводов.

6.1. Результативность проверок ФНС — около 99%

Это значит:

  • если ФНС провела проверку по ККТ,
  • то в 99% случаев нарушения действительно выявляются.

Иначе говоря, если налоговая «пришла», то почти всегда находит, за что оштрафовать. Это говорит о:

  • высокой точности отбора проверяемых,
  • массовости нарушений в сфере ККТ.

Особенно много нарушений по части неприменения ККТ — когда чеки не пробиваются вообще.

6.2. Штрафы не пересматривались с 2007 года

С 2007 года:

  • резко выросли обороты бизнеса;
  • усилилась цифровизация;
  • появились онлайн‑кассы;
  • изменились реальные масштабы оборотов наличных и безналичных платежей.

Но размеры штрафов во многом остались на уровне «той экономики», где:

  • онлайн‑касс не было,
  • электронные чеки не применялись,
  • обороты малого и среднего бизнеса были существенно ниже.

В итоге сегодня:

  • штрафы зачастую меньше, чем выгода от «теневой» работы без чеков;
  • недобросовестные компании воспринимают их как расходы на риск, а не как реальное наказание.

6.3. Цели законопроекта

Официально заявлено, что основная цель изменений:

  • повысить «кассовую дисциплину» — заставить всех работать по правилам;
  • сократить теневой оборот — когда деньги проходят мимо кассы и налогов;
  • защитить права покупателей — чтобы вы всегда могли: получить чек,
    вернуть товар,
    подтвердить покупку,
    отстоять свои права в Роспотребнадзоре или суде.

Таким образом, ужесточение штрафов — это не только «штрафы ради штрафов», а попытка изменить поведение участников рынка.

7. Малый бизнес: смягчающее правило сохраняется

Важно:

для малого бизнеса сохраняется правило снижения минимального штрафа вдвое — это правило предусмотрено статьёй 4.1.2 КоАП РФ.

Что это значит:

  • Если бизнес относится к категории малых или микропредприятий,
  • суд или орган, дело рассматривающий, может назначить штраф ниже установленного минимума, но не более чем в 2 раза ниже.

Пример:

Если минимальный штраф по статье — 20 000 руб.,

малому бизнесу могут снизить его до 10 000 руб.

Законодатели подчеркивают: при ужесточении штрафов эта льгота сохраняется, чтобы:

  • не «убить» честные малые бизнеса, которые могут допустить эпизодические нарушения;
  • сохранить баланс между борьбой с нарушителями и поддержкой малого предпринимательства.

8. Чем это всё обернется для обычных людей: плюсы и возможные минусы

8.1. Плюсы для потребителя

  1. Больше чеков — больше защищённости.

    Чем чаще вам пробивают чек: тем проще гарантировать возврат и ремонт;
    тем легче доказать факт покупки и цену;
    тем сложнее продавцам скрывать некачественные товары и липовые акции.
  2. Сокращение «серых» точек.

    Бизнесу, который принципиально не пробивает чеки, будет все сложнее экономически существовать.

    Это ведет к: более честной конкуренции,
    снижению общего уровня «теневого» оборота.
  3. Больше прозрачности цен.

    Когда оборот прозрачнее, государству легче мониторить рынок и выявлять откровенный ценовой беспредел, особые схемы и т.д.
  4. Снижение мошенничества с поддельными чеками.

    Ужесточение требований к экспертам по фискальным накопителям делает саму систему касс более надежной.

8.2. Возможные минусы и риски

  1. Рост нагрузки на малый бизнес.

    Честные ИП, особенно на старте бизнеса, могут столкнуться с: более высокими штрафами за неумышленное нарушение;
    необходимостью уделять больше внимания «бумажной» стороне работы.
    Хотя для них и сохраняется возможность снижения минимального штрафа, риск всё равно есть.
  2. Косвенное влияние на цены.

    Ужесточение контроля и рост штрафов могут подтолкнуть часть бизнеса к: росту цен для компенсации рисков,
    сокращению неформальных скидок и «серых» зарплат (что тоже влияет на структуру цен).
  3. Формализм отдельных проверок.

    Любое усиление санкций может привести к ситуации, когда: формальные, незначительные нарушения тоже станут дорого стоить;
    бизнес будет излишне перестраховываться, вместо того, чтобы думать о сервисе.

9. Что может сделать каждый покупатель уже сейчас

Чтобы реально использовать те гарантии, которые вам дают законы, важно самим ответственно относиться к чекам. Вот несколько практических советов:

  1. Всегда просите чек. Не стесняйтесь сказать: «Пробейте, пожалуйста, чек».
    Если вам говорят: «Касса не работает», «Сломалась», «Сейчас не могу» — это тревожный сигнал.
  2. Проверяйте реквизиты. В чеке должны быть: наименование организации или ИП, ИНН, дата, время, сумма, наименование товара/услуги.
    При крупных покупках (техника, мебель, сложные услуги) это особенно важно.
  3. Сохраняйте чеки на важные покупки. Для бытовой техники, мебели, ювелирных изделий, медицинских услуг и т.п.
    Лучше фотографировать или получать электронный чек на почту/телефон.
  4. Если чека не дали — фиксируйте. Можно сделать фото вывески с названием магазина, расписания, адреса;
    При необходимости это поможет при жалобе.
  5. Знайте, куда можно жаловаться. В Роспотребнадзор — по вопросам нарушения прав потребителей;
    В ФНС — по вопросам неприменения ККТ и «серых» касс.

10. Что дальше: законопроект — это ещё не закон

Важно понимать:

На момент внесения в Госдуму документ — это
законопроект, а не уже принятый закон.

Дальше он проходит стадии:

  1. Рассмотрение в первом чтении — обсуждение концепции.
  2. Внесение поправок, замечаний, доработок.
  3. Второе и третье чтения — утверждение окончательной редакции.
  4. Одобрение Советом Федерации.
  5. Подписание Президентом.
  6. Публикация и вступление в силу с определённой даты (или сразу после официального опубликования, или через установленный период).

На каждом этапе текст законопроекта может меняться. Поэтому окончательные формулировки штрафов, размеры и детали — стоит уточнять по итогам окончательного принятия закона.

Но уже сейчас видно общее направление:

  • увеличить размеры штрафов,
  • ужесточить наказания за систематические нарушения,
  • усилить ответственность экспертов и самих организаций,
  • при этом оставить некоторые смягчающие механизмы для малого бизнеса.

Итоги: что важно запомнить потребителю

  1. Законопроект о ККТ направлен на ужесточение ответственности за непробивание чеков и нарушения кассовой дисциплины.
  2. Штрафы вырастут примерно в 2,5 раза за основные нарушения: за полное неприменение ККТ — до 150 тыс. руб. с учётом скидки 50%;
    за нарушение порядка применения ККТ или
    невыдачу чека — до 50 тыс. руб. с учётом скидки.
  3. При повторных нарушениях: штрафы будут удваиваться (при нарушении повторно в течение года),
    а при нарушении
    более двух раз — увеличиваться в 5 раз.
  4. Ответственность ИП и юридических лиц по сути уравнивается — главное не форма, а факт и тяжесть нарушения.
  5. Должностные лица по некоторым составам будут освобождены от административной ответственности, акцент переносится на сам бизнес.
  6. Экспертные организации, дающие ложные заключения о фискальных накопителях, тоже будут отвечать по закону.
  7. Для малого бизнеса сохраняется возможность снижения минимального штрафа в 2 раза (ст. 4.1.2 КоАП РФ).
  8. Для вас, как покупателя, это означает: больше чеков,
    больше возможностей защищать свои права,
    меньше шансов столкнуться с «серой» торговлей без документов.

Если что‑то осталось непонятным или вы хотите разобрать конкретные ситуации (например, как действовать, если вам отказались выдать чек, или что делать при споре с магазином по гарантии) — обязательно оставляйте свои вопросы в комментариях. Я буду рад ответить на все вопросы и подробно разобрать реальные примеры.

Спасибо, что дочитали эту длинную статью до конца!

Пожалуйста,
ставьте лайк и подписывайтесь на мой канал — впереди будет ещё больше разборов законов простым языком, с упором на защиту ваших прав как потребителей.