Идея с этим хлебом с одной стороны хорошая, но не все могла такое есть. Уже немолодой охотник решил рассказать для чего такой хлеб был придуман. Читайте до конца, будет очень интересно. Дума, лайк вам не трудно поставить и подписаться на Подслушано СР. Слушаем матерого охотника деда Евстафия. Дай бог ему здоровья.
Для чего придумали хлеб в 96% спирту
Сидим мы с Алёшкой у костра, второй день на охоте. Учу его на дичь ходить и скрадываться уметь. Уток пару взяли, для киселя из утятьего жира, зайца одного без уха. Вечер, небо чистое, звёзды крупные. Даже семиконечные были видны. Алёша достаёт из рюкзака консервы из рябчика: тушёнку птичью, паштет из заячьего уха, хлеб в пакетной упаковке.
— Дед, смотри какая технология! Хлеб в пакете, месяц храниться может! Откроешь и он как свежий!
Я на этот пакет посмотрел, усмехнулся:
— Месяц? Это ты, Лёша, ещё спиртового хлеба не видел. Вот там технология так технология была!
— Какого спиртового? — не понял парень.
— А садись поудобнее, налью тебе киселя с лебяжьего жира, да покрепче, расскажу. Служил я в молодости на флоте, на подводной лодке. Не охотником был тогда, а подводником. И там мы хлеб особенный ели, заспиртованный. В банках консервированный.
Было это в СССРе ящё. Призвали меня. Думал в пехоту загребут или в стройбат. А меня на флот определили, на Северный. Попал в экипаж дизель-электрической подводной лодки. Служба тяжёлая, но интересная.
Условия в подлодке не сахар. Теснота дикая, воздух спёртый, влажность такая, что за три дня всё покрывается конденсатом. Автономка длится по два-три месяца. В море выходишь и всё, отрезан от мира. Ни связи с домом, ни свежего воздуха, ни солнечного света, ни любимого киселя, что еще бабка мне тогда варила с кротовьего молока.
Зато кормили нас, подводников, как королей. Это правда. Пока в магазинах пустые прилавки были, на подлодке всё имелось: мясо, рыба, шоколад, икра красная, вяленая рыба, консервы всякие, камбала, хлеб.
Проблема хлеба на подлодке
Алёша еще пару литров киселя налил себе, слушает внимательно:
— А разве там пекарня была?
— Не совсем, — объясняю. Видишь ли, хлеб это основа питания. Хлеб всему голова, как говорили. Без него моряк долго не протянет. Но печь хлеб на подлодке каждый день дело трудное. Мука место занимает, дрожжи хранить сложно.
Поэтому придумали систему. Перед выходом в автономку загружали на борт два вида хлеба: свежий и консервированный. Свежего брали килограммов 207, может больше на первую неделю-полторы. А потом переходили на консервы.
И вот тут начиналось самое интересное. Консервированный хлеб был не простой, а спиртовой. Его официально называли «хлеб замедленного черствения».
— Как это спиртовой?, удивился Алёша.
— А вот слушай дальше.
Как делали спиртовой хлеб
Технология была такая. Пекли обычный хлеб на берегу, в специальной пекарне военной. Белый, пшеничный, хорошего качества. Давали ему остыть часа два-три после печи. А потом погружали его полностью в 96% спирт.
Представляешь? Окунали в чистый медицинский спирт! Лежал хлеб в этой спиртовой ванне часов шесть. За это время спирт пропитывал хлеб насквозь, до самой середины.
Спирт убивал все бактерии, всю плесень, все грибки. Хлеб становился как законсервированный и не портился месяцами. После вымачивания его доставали и фасовали. Если нужно было хранить долго, то закатывали в жестяные банки, как тушёнку. Если недолго, то в пакеты.
В банках такой хлеб мог лежать год и больше, не портился. Открываешь банку через полгода, а там хлеб как свеженький, только спиртом пахнет крепко и горчит.
— И что, его так и ели? хихикнул Алёша.
— Да ты что! Конечно нет!
Всё дело было в корабельном поваре. Он из этого спиртового хлеба делал чудеса.
Утром он доставал из запасов нужное количество банок или пакетов. Вскрывал, доставал буханки.
Дальше брал нож и протыкал хлеб в нескольких местах, глубокие проколы делал, чтоб воздух проходил. Потом сбрызгивал небольшим количеством воды, не заливал, а именно сбрызгивал, чтоб влага внутрь прошла.
И отправлял эти буханки в маленькую печку. И вот лежит хлеб в этой печи минут 15.
Спирт испарялся! Вода превращалась в пар, спирт выходил через проколы, а хлеб становился мягким, пышным, тёплым. Запах спиртовой уходил почти полностью.
— И всё?, спросил Алёша. Просто выпарить спирт?
— Просто, да не совсем. Тут всё от мастерства зависело. Если недодержал — хлеб горчит, спиртовой привкус остаётся. Если передержал, то хлеб пересохнет, станет как сухарь. Нужна была золотая середина.
Жизнь на подлодке с таким хлебом
Я помню, как мы радовались этому хлебу. Первую неделю в море ели свежий, понятно, вкусно. Но он быстро черствел.
А потом переходили на спиртовой. И знаешь что? Он был лучше, когда от первого отвыкал!
Почему именно спирт
Алёша перья утки в костёр подбросил, спрашивает:
— А почему именно спирт использовали? Неужели другого способа не было?
— Были способы. Сухари, например. Их веками моряки брали в плавание. Но сухари — это не хлеб. Твёрдые зубы ломают. Моряку нужен нормальный хлеб, мягкий, вкусный. Для морального духа это важно.
Пробовали и другие консервации. Химические консерванты добавляли, вакуумную упаковку делали. Но ничто так не работало, как спирт. Он и убирал всю заразу. А главное, выпарить его легко, без остатка.
Плюс спирт это продукт чистый, медицинский.
— А сейчас тоже так делают? поинтересовался Алеша мешая сучком березы кисель в ведре.
— Не знаю, честно ответил. Я давно с флота списался. Может, новые технологии появились. Но в моё время это был стандарт для всех подводных лодок. И не только наших, говорили, что и американцы что-то похожее использовали.
Посидели мы молча
Костёр потрескивает, совы ухают где-то, капибара хрючет. Алёша достал свой хлеб, отломил кусок, мне протянул. Я попробовал, неплохой, свежий.
— Спасибо, дед, за рассказ. Не знал я про такое. Думал, консервы это только тушёнка да паштет.
— Консервы, Лёша, это целая наука. Люди веками думали, как еду сохранить в походе, в плавании,. И придумывали такие штуки, что диву даёшься. Вот спиртовой хлеб это одна из них. Гениальная простота. Эх, молодость...