На календаре середина декабря, город уже стоит в предновогодних пробках, а у дилеров начинается самая горячая пора. Мне стало искренне интересно, с какими ценниками наш родной автогигант провожает этот непростой 2025 год и есть ли хоть какой-то намек на новогодние чудеса для простого народа. Честно говоря, иллюзий я не питал, но реальность, как всегда, оказалась куда занимательнее любых прогнозов.
Я отправился в один из крупных дилерских центров LADA, чтобы своими глазами увидеть, за сколько сегодня готовы отдать народные хиты и долгожданные новинки, и стоит ли вообще нести свои кровные в кассу отечественного производителя.
Первое, что бросается в глаза в шоуруме, - это, конечно, наши внедорожники. И тут меня ждал настоящий культурный шок. Подхожу к Lada Niva Travel, смотрю на прайс и протираю глаза: 1 334 000 рублей. Думаете, за эти деньги вы получите комфорт? Как бы не так. Передо мной стояла машина в комплектации, которую в народе метко называют «барабан»: всего два передних стеклоподъемника, одна подушка безопасности, а самое главное - полное отсутствие кондиционера и подогрева сидений.
Отдавать почти полтора миллиона за автомобиль, в котором летом придется открывать окна и глотать пыль, а зимой мерзнуть пятой точкой - это, согласитесь, особый вид мазохизма.
Рядом, словно в насмешку, припаркована классическая «Нива Легенд». И вот тут логика ценообразования АвтоВАЗа делает кульбит. За «старушку» просят 1 235 000 рублей, то есть на сто тысяч меньше, чем за Travel. Но при этом вы получаете черный салон, электрозеркала, подогрев сидений и, о чудо, кондиционер!
Как вообще два этих автомобиля могут стоить так дорого? Складывается ощущение, что АвтоВАЗ задирает цены на эти автомобили по одной простой причине - на рынке и близко нет ни одного подобного автомобиля за подобную цену. Вот вам и монополия в чистом виде. И только по этой причине, люди продолжают покупать наши внедорожники.
Тут же в углу скромно притаилась мечта всех «гонщиков» - Niva Sport. Под капотом у нее наконец-то стоит 1,8-литровый мотор на 122 лошадиные силы. Инженеры заморочились: поставили два вентилятора охлаждения, гидроусилитель, перетряхнули подкапотку.
Салон тряпочный, но со спортивными вставками и черным потолком, а на колесах красуется резина «Метеор». Выглядит, конечно, бодрее стандарта, но цена на такие игрушки уже улетает в космос, и массовым этот продукт точно не станет.
Идем дальше по залу. Lada Largus CNG, который мы так долго ждали после перезапуска производства, стоит с ценником 1 685 000 рублей за комплектацию Enjoy со всеми скидками. С одной стороны, это много. С другой - это универсал-трудяга, да еще и на метане. Здесь есть лифт водительского сиденья, электрорегулировка зеркал, полный электропакет и две подушки безопасности.
В версии «Универсал» добавили мультимедийную систему, мультируль, подогрев лобового стекла (незаменимая вещь зимой!) и датчики света с дождем. Для малого бизнеса или большой семьи альтернатив за эти деньги, по сути, нет, и завод этим беззастенчиво пользуется.
Но самое интересное начинается, когда подходишь к семейству Granta. Казалось бы, самый бюджетный автомобиль страны. Но взгляните на ценник: Granta в версии Active Cross стоит 1 370 000 рублей! Да, это уже не та пустая повозка, что была пару лет назад. АвтоВАЗ вернул климат-контроль, нормальную мультимедийную систему, круиз-контроль и две подушки безопасности.
Лифтбек в кросс-версии выглядит даже симпатично: увеличенный клиренс, практичный кузов, диски на 15 дюймов с более широкой резиной (195/55 R15). Но психологически отдавать за Гранту почти 1,4 миллиона рублей - это больно.
И, наконец, гвоздь программы - новая Lada Iskra. В салоне стояла базовая версия в черном цвете, и это зрелище вызывает смешанные чувства. С одной стороны, ты понимаешь, что это шаг вперед: платформа Renault (CMF-B) дает о себе знать, автомобиль управляется и держит дорогу на голову лучше Гранты, да и шумоизоляция здесь уже взрослая.
С другой стороны, базовая комплектация откровенно удручает своей бюджетностью: «дубовые» пластиковые панели, которые звонко отзываются на стук, отсутствие элементарных опций комфорта. В топе, конечно, ситуация веселее: тут вам и противотуманки, и диодные поворотники, и камера заднего вида с парктрониками, и мультируль. Но и цена такой Искры вплотную подбирается к Весте, создавая внутреннюю конкуренцию.
Кстати, в зале стояла и нашумевшая Lada Aura. Менеджеры ходят вокруг нее с важным видом, рассказывая про вариатор, огромный планшет мультимедиа и премиальный статус. Но пока это выглядит скорее как выставочный образец достижений народного хозяйства, чем как реальный автомобиль для покупки.
Поговорив с менеджером, я понял одну простую вещь: завод прекрасно чувствует себя в условиях дефицита конкурентов. Люди все равно несут деньги. Да, они ворчат на цены, ругаются на отсутствие кондиционера в машине за 1,3 миллиона, но покупают. Потому что «китайцы» хоть и манят экранами, но стоят еще дороже, а ездить на чем-то надо.
Выходил я из салона со смешанными чувствами. С одной стороны, радостно, что вернулись опции вроде климат-контроля и ESP, появились новые модели типа Искры. С другой - цены окончательно оторвались от реальности зарплат в регионах. Когда Гранта стоит как еще недавно стоила Веста, а за пустую Ниву просят больше миллиона, возникает тот самый вопрос из заголовка: «А цены можно ниже?». Технически - наверное, можно. Но зачем, если задняя парковка дилера пустеет быстрее, чем мы успеваем удивляться новым прайсам?