Найти в Дзене
А101 Лёрнити

Сказки как возможность для преображения

Историк и фольклорист Александра Кормачёва предлагает вам замедлиться в суете предновогоднего забега и почитать зимние сказки – и не в привычной нашей картине, когда родители проводят время с детьми за сказочным сюжетом, а обратиться к сказкам именно нам, взрослым. В декабре воздух становится другим — наполненным предвкушением чего-то необычайного и тёплого, что непременно случится именно с вами, знакомого, как дыхание родного дома, и неуловимого, как мерцающая игра бликов на снежном покрове. Зима — то самое время, когда мы все начинаем верить в сказку. Хотя бы на мгновение хочется подумать, что в новом году нечто важное для нас изменится в лучшую сторону. На варежку падает кружевная снежинка, откуда-то доносятся ароматы пряностей, мандаринов и горячего вина, а мерцающие огоньки говорят именно вам: всё возможно. Сегодня мы хотим поговорить про зимние сказки и то, о чем они могут быть для нас сегодня. И будем честны. Зимние сказки — они не только про волшебное чудо. Они — страшные.
Оглавление

Историк и фольклорист Александра Кормачёва предлагает вам замедлиться в суете предновогоднего забега и почитать зимние сказки – и не в привычной нашей картине, когда родители проводят время с детьми за сказочным сюжетом, а обратиться к сказкам именно нам, взрослым.

Александра Кормачёва
Александра Кормачёва

В декабре воздух становится другим — наполненным предвкушением чего-то необычайного и тёплого, что непременно случится именно с вами, знакомого, как дыхание родного дома, и неуловимого, как мерцающая игра бликов на снежном покрове.

Зима — то самое время, когда мы все начинаем верить в сказку. Хотя бы на мгновение хочется подумать, что в новом году нечто важное для нас изменится в лучшую сторону.

На варежку падает кружевная снежинка, откуда-то доносятся ароматы пряностей, мандаринов и горячего вина, а мерцающие огоньки говорят именно вам: всё возможно.

Сегодня мы хотим поговорить про зимние сказки и то, о чем они могут быть для нас сегодня. И будем честны. Зимние сказки — они не только про волшебное чудо. Они — страшные.

Иван Айвазовский (1817-1900). Зимний пейзаж (фрагмент). 1876 год. Частная коллекция.
Иван Айвазовский (1817-1900). Зимний пейзаж (фрагмент). 1876 год. Частная коллекция.

Сказки для детей?

Когда мы говорим про зимние сказки, то первым делом вспоминаем знаменитые «Морозко», «Госпожа Метелица», «Снежная Королева», «12 месяцев».

Это версии народных сказок, быличек, созданные любителями фольклора и обработанные писателями в XIX веке — братьями Гримм, Г.Х. Андерсеном, русским собирателем сказок Н.А. Афанасьевым, писателем В.Ф. Одоевским. Сказки эти адресованы в первую очередь детям и по мысли авторов должны воспитывать доброту и милосердие, ценности христианства и гуманизма.

Правда, дети становятся основными «благополучателями» культуры сказок и зимних праздников только в середине XIX века, когда повысился уровень жизни и медицины среди горожан, и детская смертность стала снижаться, а значит, в детей начали «вкладывать» и финансы, и время.

«По зимам меня ребята слушают, всю ночь не спят. Долгие сказки умею сказывать». Новопольцев, сказочник XIX  века
Иван Билибин (1876 –1942) . «Морозко и падчерица». Иллюстрация к сказке «Морозко» для сборника «Сказки русской бабушки», 1932 год.
Иван Билибин (1876 –1942) . «Морозко и падчерица». Иллюстрация к сказке «Морозко» для сборника «Сказки русской бабушки», 1932 год.

Но кому же рассказывали сказки раньше? Когда и зачем?

Женщины рассказывали сказки во время домашних работ в холодное время — за прядением и ткачеством. Мужчины на время зимнего промысла, уходя на охоту или за рыбой, обязательно брали с собой того, у кого не «дырявая память». Человеку, который умел рассказывать длинные сказки долгими вечерами, полагалась двойная доля общей добычи. Соответственно, сказки были полны сюжетами и деталями, которые бы мы сейчас маркировали «18+».

Под вой ветра и трескучий мороз звучали самые страшные истории — про ходячих мертвецов, леших, кикимор, медведей, чертей. Про героев, которым нужно было живыми вернуться из царства холода.

Зимний сказочный сюжет

Давайте внимательнее посмотрим на сюжеты о Морозко или госпоже Метелице. В народной традиции множество версий складываются вокруг общей структуры: главный герой попадает в трудную ситуацию в семье — его отправляют на верную смерть в лес или непосредственно к персонажу, от которого сложно вернуться  живым.

Однако Рукодельнице у Одоевского удаётся справиться с испытаниями и вдобавок вернуться с богатыми дарами. Вторая же героиня Ленивица, пробуя повторить этот путь, не являет нужных качеств и возвращается с «дурными» дарами.

В немецкой сказке падчерица попадает к госпоже Метелице, падая в колодец. Примечательно, что многие исследователи видят в колодце образ смерти. Запомним это.

«Золотая девушка» и Госпожа Метелица. Иллюстрация Анны Андерсон (1874—1930).
«Золотая девушка» и Госпожа Метелица. Иллюстрация Анны Андерсон (1874—1930).

В народных версиях сказки Морозко герой попадает в лес к иномирным персонажам — Морозу, «голове», к Бабе-яге. Согласно В.Я. Проппу, советскому фольклористу и филологу, Баба-яга — персонаж, который стережёт вход в мир мертвых. Она также одаривает волшебными дарами девушку, которая не пугается её и выполняет задания, а от второй, которая ведёт себя неуважительно, лениво, остаются «одни косточки».

Этнограф и специалист по народным сказкам Ксения Федосова исследовала многие версии сказки «Морозко», где одну героиню одаривают богатыми дарами, а вторая в лучшем случае уходит живой после испытаний. В зависимости от источника акценты в сказке «эволюционируют»: народные версии подчёркивают умение девушки договориться с персонажем иного мира, способности выполнить предложенные задания, а литературные выводят на первый план темы смирения и покорности, покладистости.

Сказки, обработанные писателями, а также и до этого рассказанные миллионами сказителей — живая ткань осознания, перепроживания реальных обстоятельств жизни, своего рода «культурные сны» времени.

Виктор Васнецов (1848 – 1926). «Баба-Яга», 1917 год. Хранится в Доме-музее В. М. Васнецова.
Виктор Васнецов (1848 – 1926). «Баба-Яга», 1917 год. Хранится в Доме-музее В. М. Васнецова.

Кросскультурные сюжеты о страшном дарителе

Удивительно, но подобный сюжет — встреча с дарителем-смертью у колодца/в лесу — оказывается универсальным. Автор этой статьи слышала похожую сказку от арабской сказительницы в Египте.

В этой сказке также было две девушки, одна — добрая и отзывчивая, другая — завистливая и жадная. Обе отправляются в пустыню к страшной Омене эль гулла (египетская Баба-яга), которая живет у колодца. По пути растения пустыни просят воду. Одна делится чем может, вторая не только не делится, но и оставляет после себя мусор.

Испытания у жуткой Омены тоже не из приятных, нужно вычесать вшей из её волос, подстричь ногти, вымыть, после чего она бросает девушек в колодец. И первая девушка за свои добрые дела и усердие получает богатые дары, а вторая вылетает из колодца в «платье» из тараканов.

Все эти сказки очень архаичны по структуре — герой соприкасается с силами смерти, в результате чего получает дары или наказания. Тем не менее сказочные истории оказываются очень современными и, например, откликаются нам, подсвечивая тему экологии (не бросай мусор куда попало).

Госпожа Метелица. Автор Johann-Mithlinger-Siedlung, 1939 год.
Госпожа Метелица. Автор Johann-Mithlinger-Siedlung, 1939 год.

Почему «дарители» и «каратели» уживаются в одном образе?

У образов Морозко, Бабы-яги, Метелицы и даже кобыльей головы есть общие закономерности.

Можно предположить, что они связаны с миром холода и миром смерти, как собственно и время зимы в традиционном понимании у русских и северных народов. Но их природа двойственна. С одной стороны, встреча с ними опасна, поскольку они могут уничтожить героя. С другой – в состоянии одарить его сказочными дарами.

Эта «диалектика» ярко и наглядно проявляется в фигурах зимних ряженых, известных в Альпах. В декабре по улицам горных деревушек на день св. Николая высыпают жуткие ряженые Крампусы, сопровождающие самого святого Николая.

Ещё в начале XX века на рождественских открытках св. Николая (который, как мы помним, превратился в добродушного Санту) изображали либо в компании с Крампусом, либо одного, но с мешком подарков и розгами — для «хороших» и «плохих» мальчиков и девочек.

Спутник св. Николая — Крампус. Австрия, начало XX века.
Спутник св. Николая — Крампус. Австрия, начало XX века.

В русской традиции ряжения существуют «медведи» в вывороченных шубах мехом наружу, «нарядихи» — женщины с лицами, затянутыми белыми кружевами, которые являют образ хтонических диких сил, умерших предков и одновременно несут силу изобилия из «подземного» мира.

О чем это может быть для нас сегодня? Например, чтобы искренне посмотреть — где я ещё «заморожен», где необходимо движение, где на самом деле горит свет того, к чему стремится моя душа.

Скандинавская Ледяная дева у Туве Янссон

К этим образам мифологических «владык зимы» близок и литературный образ Ледяной девы, созданный скандинавской писательницей Туве Янссон в сказке «Волшебная зима».

«Она очень красивая, эта Ледяная дева, — ответила Туу-тикки. — Но если ты заглянешь ей прямо в лицо, ты замерзнешь и превратишься в ледышку. Станешь таким же, как хрустящий хлебец, и кто угодно сможет разломать тебя на мелкие кусочки»

Ледяная дева является накануне праздника зимнего солнцестояния и собрания у большого костра жителей Муми долины. Глупый бельчонок забывает про запрет смотреть ей в глаза, и очарованный её красотой, остаётся в оцепенении лежать в снегу.

«Он совсем мёртвый, — констатировала малышка Мю».
«Во всяком случае, перед тем как умереть, он увидел что-то очень красивое, — дрожащим голосом произнёс Муми-тролль.

Не будем спойлерить — почитайте сказку вместе с семьей, это атмосферная и трогательная история для уютных зимних вечеров.

Иллюстрации из сказки «Волшебная зима» писательницы Туве Янссон издательства «Азбука».
Иллюстрации из сказки «Волшебная зима» писательницы Туве Янссон издательства «Азбука».

Надежда на чудо и преображение

Когда мы писали о традициях благотворительности в предрождественское время, мы упоминали «Рождественскую песнь в прозе Диккенса». Теперь посмотрим, как Диккенс выразительно использует образ холода для описания скряги Скруджа:

«Холод внутри него заморозил его старые черты, покусал заостренный нос, сморщил щёки, сковал походку; сделал его глаза красными, тонкие губы синими; и проницательно заговорил своим скрипучим голосом».

Но Скрудж последовал за духом Прошедшего Рождества, сердце его оттаивает, когда он видит себя в детстве и юности, полным восторга, энтузиазма и надежд. Он вспоминает то, что действительно дорого его сердцу.

Антон Пик. «Скрудж за столом». Иллюстрация к «Рождественской песне» Ч. Диккенса, 1950-е годы.
Антон Пик. «Скрудж за столом». Иллюстрация к «Рождественской песне» Ч. Диккенса, 1950-е годы.

В русской традиционной культуре есть образ духа Мраза, который появляется, когда необходимо пройти через нечеловеческие испытания, например, в ситуации войны. Душа примораживается, окаменевает. И нужны особые усилия, чтобы вернуть её к жизни, сделать отзывчивой.

Можно было бы подумать, что отвечая на вопрос Морозко «Тепло ли тебе девица?» героиня обманывает и потому остаётся живой. Однако в контексте мира души эта сказка про то, как важно сохранить внутреннее тепло и свет, человеческий облик в ситуации «испытания», в самое тёмное время.

Возможно, именно в этом умении хранить внутренний свет и кроется то самое «необычайное и тёплое» предвкушение, с которого мы начали. То, что превращает дедлайны, серость, усталость конца года из страшной истории — в зимнюю «сказку», историю надежды и чуда преображения.

Полина и Дмитрий Лучановы. “Рождественские сказки”. luchanov.ru
Полина и Дмитрий Лучановы. “Рождественские сказки”. luchanov.ru

Сказочный бонус для любознательных

С помощью этнографа Ксении Федосовой собрали для вас аутентичные русские сказки, которые вы можете почитать сами долгими зимними вечерами:

Северные сказки. Сборник Н.Е. Ончукова, экспедиционные записи из Архангельской и Олонецкой губерний, нач. ХХ в.

Великорусские сказки И.А. Худякова, записаны в 1850-е годы

Великорусские сказки Пермской губ., записаны Д.К. Зелениным, 1900-е годы

Великорусские сказки Вятской губ., записаны им же, 1900-е годы

Сказки Заонежья, записи 1930-1980-х гг.

Воронежские народные сказки и предания, 1960-1980 гг.

Сказки
3041 интересуется