- К сожалению, мы столкнулись с реальностью, когда насилие и жестокость проявляются довольно часто, даже в образовательных учреждениях. Наглядный пример тому недавний случай в подмосковной школе, когда 15-летний нацист Тимофей ранил нескольких людей и убил младшеклассника Кобилджона лишь потому, что ему не нравились мусульмане, евреи и мигранты.
- Что сподвигло
- Притягательная энтропия: проще - значит, легче?
К сожалению, мы столкнулись с реальностью, когда насилие и жестокость проявляются довольно часто, даже в образовательных учреждениях. Наглядный пример тому недавний случай в подмосковной школе, когда 15-летний нацист Тимофей ранил нескольких людей и убил младшеклассника Кобилджона лишь потому, что ему не нравились мусульмане, евреи и мигранты.
Что сподвигло
Перед терактом ученик 9-го класса элитной школы Подмосковья Тимофей выложил в сеть экстремистский манифест "Мой гнев", который, видимо, отсылает к известной книге Адольфа Гитлера "Майн кампф" (Моя борьба) и повторяет действия более взрослых праворадикальных террористов, поступавших аналогично. В общем, недоросль, за неимением собственного жизненного опыта, обильно впитал всю идеологию ненависти, перенял мизантропические и ксенофобские взгляды, которые активно распространяются в современном информационном и телекоммуникационном пространстве. Причем, делается это во многом умышленно, в ходе пропагандистских войн, и их жертвами зачастую становятся именно неокрепшие умы, лишенные навыков критического мышления - либо в силу возраста, либо из-за особенностей личности, либо из-за недостатка опыта и пробелов в образовании.
Но почему школьник Тимофей воспринял экстремистскую идеологию, а не какие-то позитивные взгляды, распространяющие добро и всяческий позитив?
Копаясь в этой теме больше упирают на политические, экономические и социально-культурные факторы. Я и сам о них часто упоминал, отмечая падение эмпатии в обществе, социальную атомизацию и деструкцию традиционных взаимоотношений.
Психологические и личностные факторы, упомянутые выше, объясняют многое, но не всё. Есть еще одна существенная детерминанта, которую обычно игнорируют, назовём её условно - "привлекательность зла".
Притягательная энтропия: проще - значит, легче?
Вы когда-нибудь задумывались: почему в мире много всякой пакости и несовершенства, а добра и тем паче любви - не в избытке? Понять этот феномен проще с помощью диалектики. Если материя движется, то у этого движения есть направление - скажем, от простого к сложному. Законами физики это описывается как дуализм процессов энтропии и негэнтропии. Причем, второй термин, судя по семантике, появился явно позже, поскольку являет собой отрицание первого. И это не случайно, поскольку наука и даже мифология отталкиваются от этого императива: вначале был хаос, некая сингулярность, и лишь потом появилась упорядоченная и структурированная форма, начавшая движение в сторону своего развития.
Вот исходя из этой априорности, попробуем объяснить природу зла. По сути - это деструкция, энтропия, распад упорядоченных форм прогрессирующего бытия. Это наглядно выразил и мальчик Тимофей, исписавший мизантропическими высказываниями всё, до чего смог дотянуться - и социальные страницы в интернете, и свою каску. В которой утром 16.12.25г пошел убивать учителей и учащихся в Успенской СОШ поселка Горки-2 Одинцовского округа Подмосковья.
Есть известная русская поговорка: ломать - не строить. Она вполне объясняет природу энтропии: она проще, чем процесс структирования. Хаос проще и легче упорядоченных процессов, поскольку означает их распад. И ненависть, злоба, как выражение данного дуализма, так же проще добра и любви, которые требуют большой душевной работы и внутреннего развития, к которому нужно прилагать немалые усилия.
Вот что труднее: создать семью, десятилетиями работать в ее благо, родить и вырастить ребенка, воспитать его, или прийти в школу и воткнуть в чужое дитя нож, быстро завершив тем самым и свою жизнь, и чужую? Психопатичные индивиды, не отягощенные моралью и гуманизмом, выбирают самый простой для них вариант - путь зла и деструкции, убийства и фактического, физического или социального самоубийства.
Убийственный инфантилизм
Тимофей прекрасно понимал и даже говорил о том, что его ждет пожизненное заключение. И он выбрал это, поскольку такой вариант проще и легче, чем самостоятельная жизнь и труд? Этот социально-психологический инфантилизм, возможно, и является одной из причин массовых убийств в школах по всему миру, поскольку перед глазами малолетних террористов имеется притягательный для них пример "норвежского стрелка" Брейвика. Который проводит свои дни в достаточно комфортабельных условиях норвежской тюрьмы, на полном государственном обеспечении, играя там в компьютерные игры и пользуясь преференциями своей одиозной славы.
Много говорится о позитивной социализации детей и подростков, которая по идее должна противостоять молодежной инфантильности, но кто над этим реально и системно работает? Школа в эпоху демократии была фактически избавлена от воспитательных функций. Все детско-юношеские структуры - октябрятство, пионерия, комсомол - уничтожены вместе с распадом СССР как наследие тоталитарного прошлого. Попытки создать хоть какую-то альтернативу прежней системе молодежного воспитания не имеют особого успеха. Семья - как традиционная ячейка общества, тоже находится в процессе трансформации. Плоды семейного воспитания мы зачастую можем видеть на улицах и в школах, да что там говорить - сами родители подчас представляют опасность для своих детей и окружающих, где уж тут говорить о воспитании их чад.
Так кто же фактически занимается массовым воспитанием подрастающего поколения? Где они больше всего проводят свое время, откуда черпают первичный социальный опыт, перенимают свои взгляды, убеждения, нарративы поведения? Ответ, наверное, очевиден: в киберпространстве и на улице. И очень часто при этом виртуальный мир проникает и даже замещает для них реальный, в котором они не хотят, боятся жить, и от которого всячески убегают.
Что же делать
Каков же, наконец, вывод - спросите вы. Поскольку человек, как целеполагающее существо, во всем ищет смыслы и готовые решения. Что ж, он очевиден и вытекает из вышеизложенного: бороться с энтропией и деструкцией всеми возможными средствами, подбирая наиболее эффективные. В противном случае - хаос и разложение. А оно вам, нам всем, нужно?