Найти тему
Так сказал Даулетжан

Квадробинг: почему дети не хотят быть людьми?

Иллюстрация из открытых источников в интернете.
Иллюстрация из открытых источников в интернете.

Квадробинг стремительно ворвался в нашу общественную жизнь и заставил говорить о себе многих: от министров и президентских спикеров, до религиозных деятелей и психологов. Специалисты самого разного профиля пытаются разобраться в этом феномене, превратившимся за несколько месяцев в странное и эпатажное социальное явление.



Не буду подробно пересказывать всю палитру мнений - кто-то считает это диверсией Запада, вечным "Окном Овертона", открывающим путь к нетрадиционным сексуальным отношениям. Кто-то детской игрой или аэробикой, кто-то происками мирового сатанизма. И т,д., и т.п. Высказывалась даже версия, что это проблема пубертатного периода, когда дети мимикрируют под домашних животных, потому что их родители больше любят кошек и собак, чем взрослеющих тинейджеров.

Иллюстрация из открытых источников в интернете.
Иллюстрация из открытых источников в интернете.

Во многих экспертных суждениях бывает определенная доля истины, тем более, что высказываются люди неглупые, искренне пытающиеся разобраться в происходящем.

Выскажу свое мнение как социолог. В каждом массовом социальном явлении есть объективные детерминанты - причины и факторы, способствующее ее появлению. Не случайно, что квадробинг возник именно как молодежное, подростковое движение. Поскольку именно тинейджеры являются самой активной и незащищенной стратой, испытывающей колоссальные нагрузки по социальной адаптации. И эта страта (группа) наиболее чувствительна ко всем общественным, социальным явлениям и процессам, переживаемым в настоящее время.

Как уже писал ранее, мы находимся в эпоху глобальных трансформаций и возрастающей турбулентности. Это вызвано системным кризисом человеческой формации и конфликтами, приобретающими для человечества экзистенциальный характер.

Одним из следствий глобального кризиса является дегуманизация современной цивилизации. Казалось бы, парадокс: в эпоху торжества либерализма, когда на щит вознесены все возможные права человека и личности, мы наблюдаем процесс расчеловечивания цивилизации, потерю смысла и уникальности человеческого бытия. Этот феномен хоть и кажется удивительным, но он довольно часто встречается в мировой истории.

Вот, скажем, Великая Французская революция, означавшая победу либеральных идей. Ее главным лозунгом было "свобода, равенство, братство". А что стало узнаваемым символом? Правильно, гильотина. Самое мрачное орудие смерти, на котором были казнены тысячи людей. И очень многие за преступления мысли и свое социальное положение. Вот тебе и либеральный гуманизм, под флагом которого свергали королевский режим. В итоге борцы за свободы и права человека далеко превзошли все зверства, которые приписывались аристократам. А излюбленным зрелищем толпы "свободных граждан" стало лицезрение публичных казней, на которые ходили, как на будоражащее развлечение.

Иллюстрация из открытых источников в интернете.
Иллюстрация из открытых источников в интернете.



Это классический пример античеловечности и дегуманизации, проводимой под прикрытием самых прекрасных и красивых гуманистических идей. Так очень часто было во всей мировой человеческой истории, не исключение и современная нам эпоха постправды. Во всем мире молодое поколение реагирует на все это достаточно остро. Правда форма и следствия бывают разные: от участия в антиглобалистском движении и прочих протестных акциях, до роста суицидов, криминальных явлений и появления неформальных субкультур. В середине прошлого века, на волне протестов против войны в Корее и во Вьетнаме, на Западе возникло движение хиппи. Нынешнее квадроберство в чем-то напоминает эту субкультуру, поскольку в их основе, вероятнее всего, сходные детерминанты.

Молодежные протесты на Западе в середине 20 века. Иллюстрация из открытых источников.
Молодежные протесты на Западе в середине 20 века. Иллюстрация из открытых источников.

Дети и подростки изображают животных по одной очевидной причине: они не хотят быть людьми, не желают социализироваться в современное общество, которое переполнено конфликтами и противоречиями, и быстро дегуманизируется. Поверят ли молодые люди, что главной доминантой "свободного мира" являются права и свободы человека, если они видят, как при полной индифферентности мировой системы идет, например, тотальное разрушение Палестины? Поэтому дети и входят в образ животных, потому что общество "постправды" стремительно расчеловечивается.



Квадроберство, как социальное явление, возникло на Западе, но постепенно охватывает весь мир - в силу глобализации общественных процессов. Как и движение хиппи, оно, скорее всего, носит пассивный протестный характер. Поскольку активный протест жестко подавляется современной глобальной системой и не каждый из современных детей готов к такому открытому противостоянию.

2024г. Массовые студенческие протесты в США. Иллюстрация из открытых источников в интернете.
2024г. Массовые студенческие протесты в США. Иллюстрация из открытых источников в интернете.

Что с этим делать и как относиться к данному явлению в России? Мне кажется, не стоит идти по шаблонам, стараясь жестко запретить все неформатное. Может, это кажется самым простым решением, но вряд ли эффективным. Тем паче, что это, в основе своей, дети и подростки. Но и поощрять, конечно, не нужно.

Если дети изображают животных, то не нужно самим включаться в этот нарратив, устраивая на них облаву и охоту. Лучше спокойно исследовать этот процесс и организовать эффективную работу по гармоничной социализации подростков. Нужно снижать агрессивность среды, в которой находятся тинейджеры - бороться с буллингом в школах, развивать систему психологической и социальной помощи в трудной ситуации.



Это огромная и комплексная работа, в которой должны быть задействованы все структуры: государственные, общественные, частные - на уровне семьи. Дети должны понять и почувствовать, что стать человеком - лучше, проще, безопаснее. Что во взрослом мире их доброжелательно ждут и там им наилучшим образом помогут самореализоваться. Тогда они не будут погружаться в альтернативный мир животных, избегая социализации в современном обществе.