Найти в Дзене
Sputnik Грузия

«Русификация», «арабизация»... страшилки в Грузии

Колумнист Sputnik Грузия, политолог Арчил Сихарулидзе в рубрике «Реакция» рассуждает о том, как Грузию пугают либералами, русскими, арабами, китайцами, но при этом не дают ответа на вопрос, откуда тогда брать ресурсы для построения современного государства в стране, где нет ни природных, ни человеческих ресурсов. Отойдем от политики и обсудим тему, которая тревожит многих в Грузии, – «понаехавшие». Этот термин я впервые услышал в Москве в конце 90-х годов прошлого века, когда многие искренне утверждали, что Россия – для русских, а Москва – для москвичей. Особенно яростно подобные заявления делали отнюдь не коренные москвичи и тем более не «чистокровные» русские. Однако посыл был понятен и активно использовался против «лиц кавказской национальности», которые «понаехали» в Россию, пытались навести свои порядки и занять рабочие места. Я тогда резко критиковал Россию и, переехав в Грузию, верил, что это именно та страна, где каждый может жить спокойно, не опасаясь быть вытесненным по нацио
Изображение сделано с помощью ИИ.
Изображение сделано с помощью ИИ.

Колумнист Sputnik Грузия, политолог Арчил Сихарулидзе в рубрике «Реакция» рассуждает о том, как Грузию пугают либералами, русскими, арабами, китайцами, но при этом не дают ответа на вопрос, откуда тогда брать ресурсы для построения современного государства в стране, где нет ни природных, ни человеческих ресурсов.

Отойдем от политики и обсудим тему, которая тревожит многих в Грузии, – «понаехавшие». Этот термин я впервые услышал в Москве в конце 90-х годов прошлого века, когда многие искренне утверждали, что Россия – для русских, а Москва – для москвичей. Особенно яростно подобные заявления делали отнюдь не коренные москвичи и тем более не «чистокровные» русские. Однако посыл был понятен и активно использовался против «лиц кавказской национальности», которые «понаехали» в Россию, пытались навести свои порядки и занять рабочие места.

Я тогда резко критиковал Россию и, переехав в Грузию, верил, что это именно та страна, где каждый может жить спокойно, не опасаясь быть вытесненным по национальному или иному признаку. Однако это оказалось не совсем правдой. Внезапно и в Грузии появились люди, которые начали пугать население «понаехавшими» русскими, чернокожими, арабами, китайцами и другими.

Попытка устрашить общество низкой рождаемостью, высокой миграцией и волнами прибывающих иностранцев оказалась довольно успешной формулой политической борьбы. Грузинские радикальные прозападные силы еще до начала конфликта на Украине протестовали против «засилья» русских туристов, требуя диверсификации и активной работы по привлечению граждан «цивилизованного мира». После начала конфликта каждый «русский» для этих фанатиков превратился в угрозу национальной безопасности.

С другой стороны, существуют и местные традиционалисты, которые по не вполне понятным причинам пришли к выводу, что Грузия и грузины – это моногенные единицы, нежелательные для смешения. Отсюда – призывы активно бороться прежде всего с китайцами, арабами и чернокожими. Исторические травмы, связанные с захватническими войнами Персидской и Османской империй, а также Арабского халифата хорошо ложатся в основу подобных идей. Разумеется, не следует забывать и о «либеральной» Европе, якобы продвигающей нетрадиционные ценности.

В результате мы получили парадоксальную реальность: для прозападников – Грузию «захватили» русские, для традиционалистов – ее «осваивают» арабы-мусульмане, молодежь «развращает» Запад, для армян – Аджарию якобы выкупили турки, а для менее сведущих в деталях граждан главная угроза – китайцы с их инфраструктурными проектами, на которых работает слишком много негрузинских работников.

Вспоминаются слова одного местного экономиста, который в шутку заметил: если под страхом арабизации, русификации, китаизации и прочих угроз мы не можем торговать и сотрудничать с этими народами и их странами, то откуда брать деньги? Откуда привлекать профессиональные кадры? Похоже, что из воздуха.

Ну что же, волков бояться – в лес не ходить.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Читайте также: