Найти в Дзене
МастерТурбо Москва

Турбины: Twin-Turbo, Bi-Turbo и Twin-Scroll — в чем разница и что лучше?

Турбины: Twin-Turbo, Bi-Turbo и Twin-Scroll — в чем разница и что лучше? В мире турбированных двигателей существует множество технических решений, которые помогают инженерам решить ключевые противоречия: между мощностью и комфортом плавного хода, между откликом и эффективностью. Давайте разберем три самых известных схемы турбированных моторов: Twin-Turbo, Bi-Turbo и Twin-Scroll. Twin-Turbo — для максимальной мощности Что это? Система, использующая две одинаковые турбины, работающие параллельно. Чаще всего встречается на V-образных двигателях (V6, V8, V12), где каждая турбина обслуживает свой ряд цилиндров. Как работает? Преимущества: Недостатки: Где применяется? Чаще на мощных спортивных автомобилях и тюнинге (Nissan GT-R, Toyota Supra 2JZ-GTE в модификациях, многие американские V8). Bi-Turbo (или Sequential Turbo) — для плавности разгона. Что это? Система с двумя и более, турбинами разного размера, работающими последовательно или в разных режимах. Это более сложная и умная схема. Как
Оглавление

Турбины: Twin-Turbo, Bi-Turbo и Twin-Scroll — в чем разница и что лучше?

В мире турбированных двигателей существует множество технических решений, которые помогают инженерам решить ключевые противоречия: между мощностью и комфортом плавного хода, между откликом и эффективностью. Давайте разберем три самых известных схемы турбированных моторов: Twin-Turbo, Bi-Turbo и Twin-Scroll.

Twin-Turbo — для максимальной мощности

Мотор с двумя одинаковыми турбинами. Твинтурбо.
Мотор с двумя одинаковыми турбинами. Твинтурбо.

Что это? Система, использующая две одинаковые турбины, работающие параллельно. Чаще всего встречается на V-образных двигателях (V6, V8, V12), где каждая турбина обслуживает свой ряд цилиндров.

Как работает?

  • Обе турбины получают выхлопные газы одновременно от своей группы цилиндров.
  • Они нагнетают воздух в общий впускной коллектор или интеркулер.
  • Каждая турбина имеет меньшую инерцию, чем одна большая, что немного улучшает скорость разгона ротора турбины и как следствие отклик автомобиля.

Преимущества:

  • Высокая максимальная мощность: две турбины могут пропустить больше воздуха, чем одна.
  • Хорошее охлаждение: выхлопные тракты короче, что снижает тепловую нагрузку.
  • Модульность конструкции на V-образных моторах.

Недостатки:

  • Стоимость и сложность: две турбины, больше патрубков, различных магистралей и сопутствующих устройств.
  • Вес и габариты.
  • "Турбояма" все еще может быть ощутимой, особенно на низких оборотах.

Где применяется? Чаще на мощных спортивных автомобилях и тюнинге (Nissan GT-R, Toyota Supra 2JZ-GTE в модификациях, многие американские V8).

Bi-Turbo (или Sequential Turbo) — для плавности разгона.

Битурбо. Две турбины разного размера.
Битурбо. Две турбины разного размера.

Что это? Система с двумя и более, турбинами разного размера, работающими последовательно или в разных режимах. Это более сложная и умная схема.

Как работает?

  1. На низких оборотах работает только маленькая турбина. Она быстро раскручивается и устраняет турбояму, обеспечивая тягу "с низов".
  2. При повышении нагрузки и оборотов подключается большая турбина. Она обеспечивает максимальный приток воздуха на высоких оборотах для пиковой мощности.
  3. Переключение между режимами управляется осуществляется посредством электроники через сложную систему клапанов (вейстгейтов).

Преимущества:

  • Широкая полка крутящего момента: мощность доступна практически на всех оборотах.
  • Минимизация турбоямы благодаря маленькой турбине, которая начинает работать на низах.
  • Высокая пиковая мощность благодаря большой турбине.

Недостатки:

  • Очень высокая сложность и стоимость: требуется сложная система переключения и управления.
  • Потенциально низкая надежность из-за множества механических и электронных компонентов.
  • Сложность ремонта и настройки.

Где применяется? Раньше часто использовалась на престижных спортивных автомобилях (Mazda RX-7, Toyota Supra, некоторые BMW). Сейчас чаще встречается на сложных бензиновых двигателях.

Twin-Scroll — на первый взгляд не сразу понятное инженерное решение

Твинскрол турбины.
Твинскрол турбины.

Что это? Одна турбина, но с особым design — двойным раздельным каналом на входе в корпус турбины (в горячей улитке).

Как работает?

  • Выпускной коллектор конструктивно разделяет потоки выхлопных газов от разных цилиндров.
  • Цилиндры, такты выпуска в которых не мешают друг другу (например, 1-4 и 2-3 у 4-цилиндрового двигателя), объединяются в свои каналы.
  • Эти два раздельных канала ("свитка") направляются на разные секции крыльчатки турбины.
  • Это предотвращает воздействие потока выхлопных газов из одних цилиндров, на поток газов из других, т.е. когда выхлопные газы одного цилиндра мешают продувке другого.

Преимущества:

  • Лучший отклик на низких оборотах: энергия выхлопных газов используется эффективнее.
  • Широкая полка крутящего момента.
  • Проще и дешевле, чем Bi-Turbo: по сути, это одна турбина, но более совершенная.
  • Улучшенная продувка цилиндров на перекрытии клапанов, что повышает КПД и снижает температуру.

Недостатки:

  • Сложный и дорогой выпускной коллектор, который является частью конструкции и склонен к появлению трещин, которые со временем имеют свойство увеличиваться и в конечном итоге выводить из строя турбокомпрессор.
  • Максимальная мощность может быть ниже, чем у системы с двумя большими турбинами (Twin-Turbo).

Где применяется? Очень широко на современных бензиновых и дизельных моторах (большинство турбомоторов Volkswagen Group TSI/TFSI, BMW B48/B58, многие Subaru, Toyota и т.д.).

Сравнительная таблица. Критерий

Twin-Turbo (параллельный)

Bi-Turbo (последовательный)

Twin-Scroll

Основная цель

Twin-Turbo (параллельный)- максимальная мощность

Bi-Turbo (последовательный)- широкая полка крутящего момента, плавность

Twin-Scroll- улучшение отклика и эффективности

Сложность

Twin-Turbo (параллельный)- средняя

Bi-Turbo (последовательный)- очень высокая

Twin-Scroll- средняя (выше, чем у single-scroll)

Стоимость

Twin-Turbo (параллельный)- высокая

Bi-Turbo (последовательный)- очень высокая

Twin-Scroll- умеренная (дороже обычной)

Вес

Twin-Turbo (параллельный)- большой

Bi-Turbo (последовательный)- очень высокий

Twin-Scroll- низкий (одна турбина)

Турбояма

Twin-Turbo (параллельный)- присутствует

Bi-Turbo (последовательный)- минимизирована

Twin-Scroll- существенно уменьшена

Типичное применение

Twin-Turbo (параллельный)- мощные V-образные моторы, тюнинг

Bi-Turbo (последовательный)- спорткары прошлых лет, сложные моторы

Twin-Scroll- современные серийные автомобили

Что же лучше?

Однозначного ответа нет — у каждой схемы своя ниша:

  • Twin-Scroll — это самый популярный и сбалансированный выбор для большинства современных серийных автомобилей. Он предлагает отличный баланс между стоимостью, сложностью, откликом и мощностью.
  • Bi-Turboэто сложное инженерное решение достаточно часто встречается в современных автомобилях. Но из-за совей технической сложности и как следствие не высокой надежности, пока применяется не повсеместно. По моим наблюдениям, количество автомобилей с подобной конструкцией- только растет и я думаю, будет продолжать расти, в угоду всем плюсам, которые дает данная система наддува.
  • Классический Twin-Turbo — это выбор для максимальной мощности, особенно когда физические размеры одной огромной турбины становятся проблемой. Актуально для драг-рейсинга, серьезного тюнинга и некоторых гиперкаров. Все чаще встречается в конструкции современных, серийных и высокопроизводительных ДВС.

Тренд последних лет: Производители всё чаще комбинируют Twin-Scroll турбину с электромотором-компрессором (например, Mercedes) или с турбиной с электрическим приводом (например, Porsche 992 Turbo S, Audi RS 6 C8). Это позволяет полностью избавиться от турбоямы, сохранив все преимущества турбонаддува на высоких оборотах, и является логическим развитием идей, заложенных в схеме Bi-Turbo.

С развитием технологий, вариантов комбинированных схем наддува и как следствие увеличение производительности двигателей, становится все больше. И пока границы не нащупаны, классические двигатели внутреннего сгорания будут развиваться!

МастерТурбо Москва.

Роман Дмитриев.

msk.turbolider.ru

г. Москва ул. Автомоторная 1/3