Ею оказалась отнюдь не боевая, а шпионская "Парчи"-2. По традиции имена наиболее отличившихся кораблей передаются следующим поколениям, вот и "Парчи" возродилась в виде атомной лодки типа "Стёрджен"
Она была введена в строй в 1973 году как атомная ударная подводная лодка. Написано о ней немеряно и я тоже ранее к этому руку приложил. Поэтому вкратце кое-что напомню, если кто не в курсе, и перейдём к найденным мною небольшим воспоминаниям - но надо понимать, что такие люди понимают, о чём болтать, а о чём воздержаться.
В 1976 году шпионская (это у нас разведывательные) лодка "Хэлибат" была выведена из состава флота и ей требовалась замена. Эта роль досталась "Парчи"-2.
Помимо радиоэлектронной и гидроакустической разведки она должна была заниматься сбором обломков упавших в океан во время испытаний советских и китайских ракет для их дальнейшего исследования, а также установкой и съёмом подслушивающих устройств на подводных кабелях. Такие работы удобнее проводить, лёжа на дне, но поскольку атомные лодки этого делать не могут, чтобы не забивались грунтом приёмные отверстия системы охлаждения реакторов, её оборудовали специальными выдвижными лыжами. Опираясь на них, она не касалась дна.
Подводная лодка также была оборудована люком для водолазов типа «лунный бассейн», позволяющим им выходить и возвращаться внутрь.
Большинство модификаций «Парчи» - 2 были скрыты под ватерлинией. Однако одну ВМС скрыть не удалось: за рубкой подводной лодки располагалась камера для водолазов. Всякий раз, когда «Парчи» всплывал на поверхность, камера становилась видна, поэтому её спроектировали так, чтобы она выглядела как глубоководный спасательный аппарат (DSRV). Этот фальшивый DSRV, предназначенный для спасения подводников с потерпевших крушение подводных лодок, был отвлекающим манёвром, скрывавшим истинное предназначение лодки
Имеется схема всех этих модификаций, я более, чем уверен - неполная
На лодке были установлены взрывные устройства, которые должны были уничтожить её в случае опасности захвата.
Кстати, в журнале "Нэшнл интерест" приводится случай и о неудачной миссии.
Предыстория такова. В 1970 году предшественник "Парчи" "Хэлибат" установил на советском подводном кабеле в Охотском море подслушивающее устройство, исправно поставлявшее американцам информацию в течение долгих лет. В 1981 разведывательный спутник США обнаружил необычное оживление советских кораблей примерно в районе нахождения этого "электронного уха". Когда обстановка несколько разрядилась, "Парчи" получил задание снять его от греха. Но рейс прошёл вхолостую, снимать ничего не пришлось, оно исчезло. Предположили, что Советы добрались до устройства раньше США. Но как, Карл?
Оказалось, что в 1980 году сотрудник Агенства национальной безопасности США Рональд Пелтон сообщил о нём работникам разведки СССР, как пишут американцы, за 5000 долларов.
Он был пойман лишь в 1986 году, успев перекачать в СССР ещё немало секретов.
Интересно, как его обнаружили.
В 1985 году офицер КГБ Виталий Юрченко бежал в Соединенные Штаты и, среди прочего, вспомнил, что в 1980 году встречался с бывшим аналитиком АНБ и описал его как рыжеволосого. ФБР тщательно изучило личные дела сотрудников АНБ, пока не собрало группу рыжеволосых аналитиков-мужчин. Таким образом, им удалось идентифицировать голос Пелтона, и в октябре 1985 года они начали за ним слежку, арестовав в 1986-м.
Ему отвесили 3 пожизненных срока, плюс 10 лет, плюс штраф в целых 100 долларов. Однако в 2015 он вышел по УДО. Умер в 2022-м.
С 1987 по 1991 год «Парчи» прошёл капитальный ремонт с заменой топлива. В корпус добавили 30-метровую вставку, поменяли массу оборудования на более современное
Количество людей на борту увеличилось на 67 человек. Это были не только головорезы из "морских котиков", но и очкарики, обслуживавшие сложную разведывательную аппаратуру.
Вот один из ветеранов экипажа приводит фото некоторых ещё в 1982 году:
Слева направо стоят: Брюс Вайс, Джим Броукау, Би Джей Галвин, «Злой» Рой Уайт, Рич Толберт, Расти Гуч.
Первый ряд слева направо: Гарри Стэклер, Лэдди Джо Чемерек, Дэйв Ландакр.
Вот что пишет один из членов команды лодки:
"...Я не узнаю никого из джентльменов на этой фотографии, что неудивительно. Но я отдаю им всем честь.
Я прибыл на борт «Парчи» в конце 1983 года в качестве специалиста по ядерному оружию, пробыл там до конца 1987 года, до капитального ремонта, во время которого добавили часть корпуса. Выполнил три миссии. Мы (регулярный экипаж корабля) с некоторой долей сарказма называли «героями» этих «гонщиков». Между «гонщиками» и обычным экипажем всегда существовало небольшое трение. Они занимали наше пространство, дышали нашим воздухом, ели нашу еду, спали на стеллажах (койки на жаргоне), которые были бы нашими, и так далее. Но у всех нас была работа, и каждый выполнял свою часть. Они делали свою, и мы делали свою. Однако работа, которую приходилось выполнять некоторым из «гонщиков», по сути, подтверждала их статус настоящих, чертовски героических людей, и, на мой взгляд, их никогда должным образом не признают за это. Мы (корабельный экипаж) были всего лишь таксистами, которые отвозили их туда, куда настоящие герои должны были попасть, чтобы выполнить свою работу..."
"...Никогда не поймешь, как мало там гальюнов, пока не накормишь свежими фруктами кучу парней, которые не видели их десять недель.
Вы были там, когда мы зашли в Перл-Харбор примерно на шесть часов после семидесяти дней подводного плавания? Мы стояли недалеко от клуба инженеров-механиков (Биманс), и практически весь экипаж напился до беспамятства. Думаю, единственными, кто мог легально водить машину, когда мы вышли из подводной лодки после обеда, были командир и заместитель командира. Инженер был на маневрировании и отдавал приказы, которые никто не слушал, и единственное, что удерживало его от выхода на палубу, — это поручень на подволоке, за который он держался. (Я был вахтенным механиком на маневрировании)..."
Небольшой спор по поводу наличия "морских котиков":
"...Вероятно, « Парчи» не использовался для доставки бойцов спецназа ВМС США, а являлся платформой для сбора разведывательной информации.
Ответ:
Я мог бы тебе рассказать, но тогда мне пришлось бы тебя убить.
Поищи книгу 'Blind Man's Bluff', там описаны некоторые из их методов. О «Парчи» рассказывается в нескольких главах..."
Это книга Шерри Стонаг, Кристофера Дрю и Аннетт Дрю.
История американского подводного шпионажа во время холодной войны. Она не только дает прекрасный обзор американской подводной войны и шпионажа в период холодной войны, но и содержит поистине удивительные истории.
И вот ещё кое-что о режиме секретности.
"...Тут, конечно, есть неточности, но учитывая... Я был на последних трех миссиях до переделки и пробыл там достаточно долго, чтобы увидеть, как монтируют вставку в корпус, но до завершения было еще далеко.
Вот история о "Парчи", которую я могу рассказать, не опасаясь ареста. Наверно. В начале 80-х годов отчет о патрулировании (совершенно секретный документ) печатали на примитивном текстовом процессоре. На бумаге, на которой печатали, были предварительно напечатаны кодовые слова программы. Они должны были подготовить несколько копий отчета к тому моменту, когда лодка причалит к пирсу.
Проблема заключалась в том, что это означало необходимость носить с собой кучу очень секретной бумаги (даже чистые листы только с кодовыми словами были совершенно секретными). Кому-то пришла в голову блестящая идея сделать пару мастер-листов с кодовыми словами, нанесенными с помощью какой-то прозрачной клейкой ленты, и использовать ксерокс писаря для изготовления дополнительных листов по мере необходимости. Проблема заключалась в том, что края прозрачной ленты оставляли слабые призрачные линии на скопированном листе, и никто из тех, кто их заполнял, не был с этим согласен.
Я был оператором электрооборудования и обслуживал ксерокс. У нас была новая машина Xerox в помещении писаря.
В итоге меня попросили убрать призрачное изображение со страницы, которую мне не разрешалось видеть. Я не мог видеть, что они копируют, и не мог видеть, что выходило из машины. Я пробовал всевозможные настройки в течение нескольких дней и добился лишь небольшого прогресса.
Они были достаточно отчаявшимися, так что меня сняли с вахты, чтобы я мог настраивать эту штуку все время. Я мог заставить призрачные линии исчезнуть на мастер-листах, но они все равно оставались на копиях, которые имели значение (и которые я не имел права видеть).
Наконец они сдались, и мне разрешили использовать один из их секретных оригиналов в качестве мастер-листа для работы. Писарь должен был все время держать мастер-лист в поле зрения, а это означало, что он должен был находиться в этом помещении вместе со мной. Это пространство чуть больше телефонной будки с ксероксом и двумя людьми внутри. Конечно, мне нужно было прогонять листы бумаги через машину, и каждый лист становился секретным. Мы с писарем были друзьями, но такая близость была уже чрезмерной.
Наконец, командование согласилось на компромисс. Писарь стоял у двери в проходе, а я говорил ему, когда мне нужна была бумага. Он давал мне, скажем, десять листов. Когда я заканчивал, я должен был передать ему десять листов, в том числе порванных, смятых от замятий, испачканных, что угодно). Каждый клочок каждого листа был учтен.
Наконец я заставил машину делать то, что им было нужно (делать копии оригинала с четким темным текстом и без призрачных изображений от ленты). Мы повторили это упражнение еще пару раз перед заходом в порт, так как калибровка сбивалась после нескольких пачек, но, когда я знал, что делать с машиной, стало легче.
И это была микроскопическая часть гораздо большей истории. Я часто задавался вопросом, знали ли люди, которые читали готовый документ, хоть что-нибудь о той глупой х**не, которая происходила за кулисами, чтобы этот документ оказался у них в руках. Это, по крайней мере, стоило бы хорошего смеха. Но я в этом сомневаюсь..."
18 июля 2005 года лодка была выведена из эксплуатации. Торжественная церемония
Её рубка установлена в военно-морском музее в г. Бремертон
В общей сложности «Парчи» награждена 9 Благодарностями от Президента США, 10 Благодарностями от командующего Флотом и 13 Морскими экспедиционными медалями.
Эти полоски означают, если по нашим старым временам, первенство в соцсоревновании по флоту в областях борьбы за живучесть, навигации, тактики и т.д.
*****
P.S. Хотелось бы выразить благодарность тем, кто воспользовался кнопкой "Поддержать" для моральной и материальной стимуляции автора, хотя и нечасто это происходит :) Приятно сознавать, что твой труд всё-таки ценится.
........................................................................................................................................................................
Полное оглавление журнала
Журнал о моряках и флоте с 80 000 подписчиков. Оглавление, часть 1
Журнал о моряках и флоте с 80 000 подписчиков. Оглавление, часть 2
Журнал о моряках и флоте с 80 000 подписчиков. Оглавление, часть 3
Журнал о моряках и флоте с 80 000 подписчиков. Оглавление, часть 4