Найти в Дзене
SM Юрист

Почему после повышения утильсбора россияне потеряли интерес к новым автомобилям?

С 1 декабря 2025 года в России вступили в силу новые правила расчета утильсбора на автомобили. Первые последствия этих изменений уже очевидны: ажиотаж на авторынке, наблюдавшийся в конце ноября, завершился, а спрос на новые машины заметно снизился. Как отмечают автоэксперты, продажи за вторую неделю декабря продемонстрировали резкое снижение практически по всем сегментам. Россияне во второй неделе декабря приобрели 27 434 новых легковых автомобиля. Это почти на четверть меньше, чем на первой неделе месяца — снижение составило 24%. В сравнении с аналогичным периодом прошлого года цифры выглядят несколько лучше: рост составил 9%. Однако очевидно, что предыдущий всплеск интереса к автомобилям был вызван исключительно новыми правилами утильсбора, а не долгосрочными трендами рынка. Сегмент легких коммерческих автомобилей (LCV до 3,5 тонны) продемонстрировал ещё более резкое падение. За вторую неделю декабря было продано лишь 1 772 машины, что на 31% меньше по сравнению с предыдущей неделе
Оглавление

С 1 декабря 2025 года в России вступили в силу новые правила расчета утильсбора на автомобили. Первые последствия этих изменений уже очевидны: ажиотаж на авторынке, наблюдавшийся в конце ноября, завершился, а спрос на новые машины заметно снизился.

Почему после повышения утильсбора россияне потеряли интерес к новым автомобилям?
Почему после повышения утильсбора россияне потеряли интерес к новым автомобилям?

Как отмечают автоэксперты, продажи за вторую неделю декабря продемонстрировали резкое снижение практически по всем сегментам.

Легковые автомобили теряют популярность

Россияне во второй неделе декабря приобрели 27 434 новых легковых автомобиля. Это почти на четверть меньше, чем на первой неделе месяца — снижение составило 24%.

В сравнении с аналогичным периодом прошлого года цифры выглядят несколько лучше: рост составил 9%. Однако очевидно, что предыдущий всплеск интереса к автомобилям был вызван исключительно новыми правилами утильсбора, а не долгосрочными трендами рынка.

Легкие коммерческие автомобили: падение продаж ускорилось

Сегмент легких коммерческих автомобилей (LCV до 3,5 тонны) продемонстрировал ещё более резкое падение. За вторую неделю декабря было продано лишь 1 772 машины, что на 31% меньше по сравнению с предыдущей неделей и на 28% меньше, чем за тот же период в 2024 году.

Такие показатели говорят о том, что бизнес и малые предприятия уже адаптировались к новым условиям, и пик покупательской активности прошёл.

Сокращение продаж грузовых автомобилей – умеренное

Рынок грузовых автомобилей показал более умеренное снижение. В отчетный период в России было зарегистрировано 1 405 грузовиков, что на 9% меньше по сравнению с предыдущей неделей и на 24% меньше, чем в аналогичную неделю прошлого года.

Сокращение продаж грузовых автомобилей – умеренное
Сокращение продаж грузовых автомобилей – умеренное

По мнению экспертов, это закономерная коррекция после ноябрьского всплеска интереса к новым моделям.

Прогноз продаж автомобилей на конец года: стабильность без всплеска

Вторая неделя декабря наглядно продемонстрировала, каким будет авторынок в дальнейшем. Ажиотаж, связанный с введением нового утильсбора, закончился. Спрос вернулся к своим нормальным значениям.

Эксперты также отмечают, что в последние две недели года продажи, скорее всего, останутся стабильными. Традиционного декабрьского всплеска не ожидается, так как существенных предпосылок для него нет.

В ноябре же 2025 года россияне приобрели 127 921 новый легковой автомобиль, что на 5% больше, чем в прошлом году.

Лидером по-прежнему остаётся LADA, второе место занимает Haval, а на третью строчку впервые поднялся молодой российский бренд Tenet. Компания производит копии кроссоверов Chery на бывшем заводе Volkswagen в Калужской области.

Мое личное мнение

На мой взгляд, текущая ситуация на рынке автомобилей демонстрирует, что искусственные стимулы, такие как изменения утильсбора, способны лишь кратковременно стимулировать продажи.

Реальный спрос на новые машины остаётся умеренным, и именно это определяет тенденции на ближайшие месяцы. Рынок требует более продуманных долгосрочных стратегий, которые учитывали бы реальные потребности россиян, а не только временные «подстегивающие» меры.

А как вы считаете, что важнее для стимулирования спроса на автомобили — налоговые и финансовые льготы или развитие доступных моделей с реальной ценой и качеством? Обязательно поделитесь своим мнением в комментариях!

Также подписывайтесь на мой канал, это мотивирует меня чаще писать для вас статьи на разные популярные темы.

Популярное на канале: