Найти в Дзене
Дельные советы

Ил-26: Гигант, который не взлетел. Как советские инженеры мечтали «прошить небо» шестью винтами.

Приветствую вас, любители покопаться в чертежах былых могуществ и альтернативных вселенных авиации! Сегодня мы поговорим не о «Ту-95», чей рёв узнают даже глухие, и не о «Мрие», которая и так все съела. Нет. Сегодня наш герой самолёт, который мог бы стать легендой, но остался лишь тушкой на ватмане. Знакомьтесь: проект Ил-26. Не путать с реальным Ил-28 (это совсем другая история). Наш Ил-26 это

Автор Игорь Гладников
Автор Игорь Гладников

Приветствую вас, любители покопаться в чертежах былых могуществ и альтернативных вселенных авиации! Сегодня мы поговорим не о «Ту-95», чей рёв узнают даже глухие, и не о «Мрие», которая и так все съела. Нет. Сегодня наш герой самолёт, который мог бы стать легендой, но остался лишь тушкой на ватмане. Знакомьтесь: проект Ил-26. Не путать с реальным Ил-28 (это совсем другая история). Наш Ил-26 это стратегическая фантазия, инженерный взрыв мозга и ответ на вопрос: «А что будет, если поставить на один самолёт ВСЕ двигатели?».

Контекст: Холодная война, дрожь в коленках и потребность достать до «друга».

Шёл 1950 год. Холодная война только набирала обороты, а у СССР была маленькая проблемка: как доставить ядерный «подарок» через океан? Реактивная авиация была ещё дитятей, жравшим керосин тоннами и не умевшим далеко летать. Поршневые гиганты типа Ту-4 (копия американской B-29) уже морально устарели. Нужно было что-то принципиально новое. И тут Сергей Владимирович Ильюшин, глава ОКБ-240, человек, создавший легендарный штурмовик Ил-2, выкатывает на суд военных проект, от которого у них, вероятно, зашевелились волосы под фуражками.

Тактико-технические характеристики мечты:

Представьте себе летающий гипермаркет «Ашан». Нет, серьёзно.

Размах крыла: Около 50 метров как полтора теннисных корта.

Длина: Под 40 метров с жилой дом.

Двигатели: А теперь внимание, шесть турбовинтовых двигателей! Да-да, не четыре, как у здравствующего «Медведя» (Ту-95), а целых ШЕСТЬ. По первоначальному замыслу ТВ-2 или их развитие. Мощность должна была быть такая, что, кажется, этот монстр мог бы проветривать Сибирь просто пролётом.

Скорость: Расчетная 850-900 км/ч. на высоте 11-13 км. Для турбовинтовика тех лет скорость космическая.

Дальность: Заявленные 11 000 км. с 5 тоннами бомб. Это значит: взлетел из-под Воронежа, «поздоровался» с Нью-Йорком и полетел бы дальше, если б не законы географии и физики.

Экипаж: 8 человек. У каждого был бы свой «кабинет» с видом на стратосферу.

Вооружение: Пара пушек для самообороны (потому что главное оружие бомбы, до 15 тонн) и, собственно, ядерный арсенал.

Почему же он не взлетел? Или «Проклятие шести движков».

А теперь включаем режим «суровой реальности». Проект Ил-26, при всей своей грандиозности, упёрся в несколько непреодолимых стен:

1. «Многодвигательная лихорадка»: Шесть двигателей это не только мощность, но и шестеро ненасытных ртов, пожирающих топливо. Расчётная взлётная масса зашкаливала за 150 тонн. Нужны были особые аэродромы, которых в СССР было раз-два и обчёлся. А ещё сложность синхронизации, ремонта, рисков отказа. Механикам этот самолёт сулил вечную головную боль и преждевременную седину.

2. Конкурент в лице «короля небес»: Пока в ОКБ Ильюшина чертили шестидвигательного монстра, в ОКБ Туполева работали над своим проектом. Андрей Николаевич Туполев сделал ставку не на количество, а на качество и революционные двигатели. 

Ту-95 был элегантнее, технологичнее и практичнее. Он выиграл эту гонку у Ил-26 «нокаутом».

3. Ракеты вместо бомбардировщиков: На горизонте уже замаячила новая эра межконтинентальные баллистические ракеты. Зачем рисковать жизнями пилотов и дорогущей машиной, если «гостинец» можно доставить по безвоздушному пространству? Акцент стратегических ядерных сил стал смещаться в сторону ракетостроения.

Юмор ситуации:

Можно представить диалог в кабинете министра авиационной промышленности:

Товарищ Ильюшин, а почему шесть двигателей?

Для надёжности, товарищ министр! Если один откажет останется пять!

А если все шесть откажут?

Тогда, товарищ министрищщщщщ… (звук падающего самолёта).

Или сцену на предположительном аэродроме:

Петрович, у нас на втором двигателе масло течёт!

Да забей, у нас ещё пять рабочих! Летим!

А потом они считают оставшиеся рабочие двигатели по принципу«одна нога тут, другая там».

Альтернативная история: А что, если бы?..

Это самое интересное. Если бы Ил-26 построили, авиация СССР получила бы не просто бомбардировщик, а многофункциональную платформу. Такой гигант стал бы идеальным:

Летающим командным пунктом для ядерной войны.

Разведчиком-невидимкой (для своих размеров) в стратосфере.

Носителем крылатых ракет (как и Ту-95 в итоге стал).

И, конечно, символом устрашения. Сам вид шестивинтовой махины в небе наводил бы ужас. Его можно было бы назвать «Гарпией» или «Циклопом» (шесть винтов как шесть глаз?).

Но история не терпит сослагательного наклонения. Реализованный Ту-95 оказался гениальным и долгоживущим решением. Он летает до сих пор, оскорбляя своим рёвом звуковые барьеры и слухи о своём скором списании. А Ил-26 остался прекрасной, смелой, но нереализованной мечтой советских авиаконструкторов.

Заключение: Неосуществимая мечта как двигатель прогресса.

Проект Ил-26 это не провал. Это показатель того, как в условиях жёсткого противостояния рождались самые безумные и передовые идеи. Он заставил конкурентов думать быстрее и лучше, а инженеров просчитывать пределы возможного. Это памятник инженерной дерзости, которая, даже оставшись на бумаге, внесла свой вклад в великую авиационную гонку XX века.

А что вы думаете?

Был ли у Ил-26 реальный шанс против Ту-95?

Как вы думаете, он был бы эффективнее или стал бы «летающим авианосом проблем»?

Какой позывной вы бы дали этому шестидвигательному исполину?

Делитесь мнениями в комментариях! Давайте вместе порассуждаем об этой удивительной «бумажной птице», которая так и не узнала, каково это рассекать стратосферу всеми шестью винтами сразу.