После запуска транспортной реформы в 2022 году Санкт-Петербург столкнулся с явлением, которое журналисты назвали «эпидемией возгораний». За три года сгорели десятки автобусов — точное число зависит от источника информации. Причина такого хаоса с автобусами проста: спешка, санкции и производственный коллапс превратили общественный транспорт в потенциальную угрозу.
Цитаты пассажиров: «Меня не устраивает настройка интервалов движения маршрутов, а также частые поломки лазурных».
«Качество поставляемой техники (Волгабас в частности) и качество ее обслуживания».
Это именно то состояние, которое было описано в предыдущей статье как «петербургская транспортная терпимость». Но эта терпимость распространяется не только на задержки и переполненность. Она распространяется и на риск собственной жизни.
Начало кризиса: лето 2022 года
Первые возгорания произошли летом 2022 года, сразу после запуска реформы. Горели газомоторные автобусы МАЗ Минского автомобильного завода производства Беларуси. На момент начала первого возгорания вице-губернатор Кирилл Поляков дал объяснение, которое позже повторялось множество раз: «Вероятная причина аварий — попадание масла из системы гидропривода вентилятора на горячие части двигателя». Просто и понятно: конструктивный дефект, никаких огромных проблем — штатная ситуация, которая решается.
Однако уже к августу 2022 года число сгоревших машин достигло пяти. Глава Комитета по транспорту Валентин Енокаев в очередной раз дал интервью: «Не могу сказать, что это закономерность. Но мы обращаем на это внимание и скорейшим образом хотим снизить потенциальный риск». Слова, которые через несколько лет будут звучать как издевательство над пассажирами.
Санкции как ось поворота истории
Чтобы понять суть кризиса, нужно вернуться немного назад — в осень 2021 года. Именно тогда ЕС ввел санкции против Минского автомобильного завода. МАЗ стоял на распутье: контракты с российскими перевозчиками на 900 автобусов были уже подписаны, но главные поставщики компонентов исчезли из цепи снабжения, на предприятии начались коллапс и суета.
По данным Трансспортного аналитика Владислава Булгакова: «Были разыграны конкурсы, перевозчики выбрали производителей, подписали контракты. У МАЗа был заказ от двух перевозчиков на 900 машин. Тут внезапно им обрывают связь со всеми ключевыми западными комплектующими. Но двигатели у них были Мерседес, а коробка – американская Eaton».
Завод был поставлен перед невозможной задачей: выполнять контракты в срок, но без доступа к своим традиционным поставщикам. Мерседес, Eaton, другие западные компании — все они либо ушли из России и прекратили поставки в Беларусь. МАЗ вынужден был искать альтернативы в срочном порядке.
Первая волна: МАЗ против технологии
«Резкий переход на новые комплектующие из-за санкций, спешка в производстве, и некачественная сборка. Все это произошло в условиях аврала по срокам», — так позже опишет ситуацию эксперт, и это будет наиболее точное описание того, что произошло.
МАЗ нашел замену: китайский двигатель Weichai. Он существовал, был доступен, работал в других примерах. Но нужно понимать масштаб переделки: завод в Минске фактически должен был перепроектировать автобус. Новый двигатель имел другие характеристики охлаждения, другую систему маслопровода, другие требования к монтажу. Рабочие, которые собирали МАЗы десятилетиями под один стандарт, теперь должны были адаптировать к совершенно другому.
К июню-июлю 2023 года число известных СМИ возгораний приблизилось к десяти, а по некоторым данным к началу 2024 года к 20. Только в октябре 2022 года сгорело 2 автобуса, причём с перерывом в один день. И вот в этот момент обнаружилась вторая проблема, которая ещё больше подкосила ноги реформе. На этот раз ЧП произошло с автобусом «Volgabus».
Волгабас в тени МАЗа
Пока МАЗ боролся с санкциями, Волгоградский завод (Volgabus) находился в несколько лучшем положении. Эксперт Булгаков объясняет: «У них был запас комплектующих, а также они растянули поставки до осени. Но нужно понимать, что эти возможности обеспечил перевозчик, закупивший автобусы: он имел большой автопарк».
Благодаря лучшей подготовке и большему буферу времени, Волгабас испытал меньше проблем. Но это не означало, что компания была готова к испытаниям. Летом 2023 года произошли еще пожары и с Volgabus, включая случай, когда с движущегося автобуса выпал двигатель. По ночам на петербургских форумах пассажиры делились историями: машина начала дымить, водитель вывел всех, пришла полиция, приехала пожарная.
Первое обращение к фактам: август 2023
К августу 2023 года ситуация достигла критической точки. Государственное унитарное предприятие (ГУП) «Пассажиравтотранс» — главный оператор петербургского автотранспорта — принял радикальное решение: приостановить эксплуатацию 137 автобусов МАЗ (модель 203047), поступивших в Петербург в 2022 году. Одновременно были приостановлены около 30 автобусов марки Volgabus. Это был момент, когда власти впервые признали: эти аварии не изолированные случаи, а серьезная системная проблема.
14 июля 2023 года на территории автобусного парка № 3 ГУП «Пассажиравтотранс» прошло расширенное совещание со всеми заинтересованными сторонами. От заводов-изготовителей приехали представители ОАО «МАЗ» и ООО «Волгабас». В совещании участвовали представители МЧС и пожарной испытательной лаборатории.
По результатам этого совещания заводы-производители гарантировали: «В течение ближайшего времени будут приняты меры по доработке компоновок агрегатов и узлов уже поставленных автобусов. Также представители заводов-изготовителей гарантировали, что заменят ряд основных конструктивных и технических элементов автобусов для будущих поставок и усилят контроль за их производством».
Volgabus прошел ускоренную проверку с 14 по 18 июля. Результаты были опубликованы со спешкой, которая выглядела пугающе оптимистично: «Проверка доказала надежность автомобилей «Волгабас» и не выявила никаких нарушений в узлах и агрегатах автобусов». 19 июля 2023 года автобусы вернулись на маршруты. 98 новых Volgabus также получили разрешение на выпуск.
Но были ли эти проверки достаточно тщательными? Эксперт Булгаков скажет позже: «Я не помню больше случая, чтобы у трех парков горели и автобусы одной марки. С МАЗом это происходит».
Вице-губернатор Поляков дал несколько интервью, стараясь успокоить общественность. Его объяснение концентрировалось на масле: система охлаждения радиатора, конструктивная особенность, как она была реализована. Суть: масло из гидропривода вентилятора при определенных обстоятельствах может попасть на горячие части двигателя.
Но это объяснение не полностью раскрывало суть проблемы. Да, конструкция была неудачной. Но почему эта неудачная конструкция попала на улицы города? Ответ — в том самом авралe, о котором говорили эксперты.
Провал 2024 и 2025: проблема остается
Несмотря на все заверения, проблемы не исчезли. 22 января 2024 года снова загорелся МАЗ, следовавший по маршруту № 63. На борту находилось 15 пассажиров. Все успели эвакуироваться. Но это был сигнал: ничего не изменилось. В апреле 2025 года — на 18-й линии Васильевского острова загорелся еще один МАЗ модели 203947 компании «Домтрансавто». Автобус тогда выгорел полностью, дотла.
Конец для компании «Такси»
10 мая 2024 года произошла событие, которое затмило все дебаты о конструкции и маслопроводах. Автобус Volgabus-4298.G4 маршрута № 262, обслуживаемый коммерческой компанией ООО «Такси», упал с Поцелуева моста в реку Мойку. В салоне находилось 9 человек. Из них выжил только один пассажир и водитель.
Авария вызвала полный аудит компании «Такси» и всех её маршрутов. Результаты были резкими: компания потеряла все 9 маршрутов (29, 220, 41, 42, 262, 261, 113, 214A, 214B). В сентябре 2024 года был объявлен открытый электронный аукцион на привлечение нового перевозчика.
Это было предупреждением другим операторам: качество имеет значение. Или, точнее, уровень смертоносности имеет значение.
Почему это не окончено
Пожары произошли на протяжении трех лет. Проверки были проведены. Заводы дали гарантии. Автобусы получили разрешения на возврат. Но проблемы остаются.
Эксперт Булгаков, говоря об ситуации в октябре 2023 года, заметил: «Конечно, что-то пассажиров не будет устраивать и дальше. Я, например, около месяца назад попал в автобус, у которого пинается коробка передач».
И он был прав. Три года спустя, в апреле 2025 года, МАЗ все еще загорается. Причины остаются теми же: комплектующие из новых источников, которые либо недостаточно протестированы, либо поступают низкого качества.
Петербургская транспортная реформа столкнулась с проблемой, которую не могла полностью решить. Три года спустя автобусы все еще горят, пассажиры по-прежнему рискуют жизнью не по своему выбору, водители по-прежнему работают в слишком сложных условиях.
«Лазурный апокалипсис» не закончен. Он длится до сих пор, и будет длиться до тех пор, пока петербургские власти не предпримут по-настоящему решительных шагов по замене или переоборудованию проблемных партий автобусов.
Реформа стоит на пороге выбора: либо продолжить полусырые решения и медленно похоронить ее под слоем разочаровании, либо переложить все карты на стол, послушать пассажиров и доделать работу правильно. Время для выбора — сейчас.
Автор: Михаил Чапаев