Найти в Дзене
Лана Лёсина | Рассказы

Неоценённый и нищий

Бедный гений 4 Начало К концу 1780-х годов мода на Моцарта прошла. Венская публика увлеклась новыми композиторами, заказов становилось все меньше. – Станци, опять нечем платить за квартиру, – вздыхал Вольфганг, перебирая счета. – Придется снова просить в долг. – У кого? – спросила жена, качая на руках малышку Терезию, родившуюся в 1787 году. – У Пухберга. Он добрый человек, не откажет. Письма к богатому товарищу-масону становились все унизительнее: «Дорогой друг! Опять обращаюсь к вашей доброте. Нужно 100 флоринов на самые неотложные нужды. Обещаю вернуть, как только получу заказ...» Но заказов не было. А дети продолжали рождаться и умирать. Терезия прожила полгода, Анна – всего час. – Боже мой, – рыдала Констанца после очередных похорон, – может, мы прокляты? Может, небо наказывает нас за что-то? – Не говори так! – сердился Моцарт, хотя и сам начинал думать о проклятии. – У нас есть Карл, здоровый мальчик. В 1791 году родится Франц Ксавер, и он тоже выживет. – Откуда ты знаешь? – Чувс

Бедный гений 4

Начало

К концу 1780-х годов мода на Моцарта прошла. Венская публика увлеклась новыми композиторами, заказов становилось все меньше.

– Станци, опять нечем платить за квартиру, – вздыхал Вольфганг, перебирая счета. – Придется снова просить в долг.

– У кого? – спросила жена, качая на руках малышку Терезию, родившуюся в 1787 году.

– У Пухберга. Он добрый человек, не откажет.

Письма к богатому товарищу-масону становились все унизительнее:

«Дорогой друг! Опять обращаюсь к вашей доброте. Нужно 100 флоринов на самые неотложные нужды. Обещаю вернуть, как только получу заказ...»

Но заказов не было. А дети продолжали рождаться и умирать. Терезия прожила полгода, Анна – всего час.

– Боже мой, – рыдала Констанца после очередных похорон, – может, мы прокляты? Может, небо наказывает нас за что-то?

– Не говори так! – сердился Моцарт, хотя и сам начинал думать о проклятии. – У нас есть Карл, здоровый мальчик. В 1791 году родится Франц Ксавер, и он тоже выживет.

– Откуда ты знаешь?

– Чувствую. Отцовским сердцем чувствую.

**

1791 год принес неожиданный заказ. Эмануэль Шиканедер, директор театра «На Видене», попросил написать оперу для простого народа.

– Вольфи, старый друг! – хлопнул он композитора по плечу. – Нужна зингшпиль, понимаешь? Чтобы не только графы смотрели, а и лавочники с ремесленниками!

– А о чем петь? – заинтересовался Моцарт.

– Да о чем угодно! Про волшебство, про любовь, про добро и зло. Главное – чтобы весело было и поучительно.

– Хм... про масонские идеалы? Только завуалированно, через сказку?

– Отличная мысль! Придумывай!

Так родилась «Волшебная флейта». Моцарт писал ее с невероятным вдохновением:

– Станци, слушай! – играл он жене арию Царицы Ночи. – Это для колоратурного сопрано, головокружительно трудно!

– Вольфи, да кто это споет? Таких высоких нот ни одна певица не возьмет!

– Возьмет, возьмет! А если не возьмет, я найду такую, которая возьмет!

Премьера состоялась 30 сентября 1791 года. Публика была в восторге:

– Браво! – кричали с галерки ремесленники. – Вот это музыка! И мелодии запоминающиеся, и смысл есть!

Шиканедер играл Папагено и пел так, что слезы наворачивались на глаза:

«Человек из плоти и крови

Нуждается в женской любви...»

– Ну что, Вольфи? – подмигнул он после спектакля. – Доволен?

– Очень! – сиял композитор. – Я написал что-то настоящее, для людей!

Загадочный заказчик

Летом 1791 года случилось странное событие. К Моцарту явился некий господин в черном и заказал заупокойную мессу.

– Для кого реквием? – спросил композитор.

– Это не ваше дело, – холодно ответил незнакомец. – Срок – три месяца. Гонорар щедрый. Согласны?

– Согласен, – кивнул Вольфганг, которому деньги были позарез нужны.

Когда таинственный заказчик ушел, Констанца забеспокоилась:

– Вольфи, мне не нравится этот человек. Что-то зловещее в нем есть.

– Ерунда, Станци! Просто богатый чудак, захотел себе реквием заказать. Может, чувствует, что скоро умрет.

– А вдруг это знак? – прошептала жена. – Вдруг это тебе реквием заказали?

– Глупости! – рассмеялся Моцарт, но смех прозвучал как-то неуверенно.

Работать над реквиемом было мучительно. Мелодии сами собой приобретали траурный характер:

– Слушай, Станци, – играл он ей «Лакримозу», – как думаешь, это для покойника или для живых?

– Для живых, – твердо сказала жена. – Мертвые музыку не слышат.

– А жаль. Им было бы интересно узнать, что о них думают те, кто остался.

Болезнь

Осенью здоровье композитора резко ухудшилось. Руки и ноги опухли, появилась странная сыпь.

– Станци, я, кажется, болен, – признался он жене, с трудом поднимаясь с постели.

– Позвать доктора?

– Позови. Хотя что он скажет? «Меньше работайте, больше отдыхайте». А на что жить?

Доктор Клозет осмотрел больного и покачал головой:

– Дорогой Моцарт, вам нужен покой. И никаких волнений!

– Доктор, а что со мной?

– Организм истощен. Вы слишком много работали, слишком мало спали, плохо питались.

– Сколько мне осталось?

– Если будете беречься – годы. Если нет... – врач развел руками.

Но Моцарт не мог остановиться. Реквием манил его как магнит:

– Станци, я должен закончить. Чувствую, это моя лучшая музыка.

– Но доктор сказал...

– Плевать на доктора! Если умру, то с пером в руке!

В ноябре Вольфганг уже не вставал с кровати. Констанца не отходила от него ни на шаг.

– Милая моя, – шептал он, – если умру, не отдавай мальчиков в приют. Пообещай!

– Не говори так! – рыдала жена. – Ты поправишься!

– Нет, Станци. Чувствую – время пришло. Только реквием бы закончить...

К постели принесли клавир. Моцарт слабыми пальцами наигрывал мелодии, а ученик записывал ноты.

– Вот здесь... хор должен вступить pianissimo... – прерывистым голосом объяснял композитор. – А здесь fortissimo, как гром небесный...

5 декабря 1791 года, в час ночи, сердце великого композитора остановилось. Ему было всего 35 лет.

**

Прощание с композитором было скромным. Денег на пышную церемонию не хватило.

– Где хоронить будем? – спросил священник.

– В общей могиле, – со слезами ответила Констанца. – Другого не позволяют средства.

– Жаль, – покачал головой священник. – Такой талант, а умер, как нищий.

На кладбище пришло всего несколько человек. Шел дождь, дул холодный ветер. Гроб опустили в землю рядом с другими бедняками.

– Прощай, Вольфи, – прошептала Констанца, бросая горсть земли. – Прости меня за все...

***

Эпилог

Много лет спустя Констанца, ставшая к тому времени вдовой Ниссена (она вторично вышла замуж), рассказывала биографам мужа:

– Он был, как ребенок. Веселый, беззаботный, но гениальный. Деньги сквозь пальцы утекали, о завтрашнем дне не думал. Но какую музыку писал! Словно ангелы ему подсказывали.

Карл Томас стал чиновником в Милане и жил спокойной, размеренной жизнью. Франц Ксавер пытался быть композитором, но вышло неважно – слишком тяжела ноша великой фамилии.

– Папу я почти не помню, – говорил он друзьям. – Только смутные образы: человек за клавиром, который играет волшебную музыку и смеется...

А музыка Моцарта зажила своей жизнью. «Дон Жуан», «Свадьба Фигаро», «Волшебная флейта», симфонии, концерты – все это пережило своего создателя и продолжает звучать спустя столетия.

Реквием остался незаконченным. Довершил его ученик Зюсмайр, но современники сразу почувствовали разницу:

– Это уже не Моцарт, – говорили знатоки. – Зюсмайр старался, но где же та искра Божья?

Загадочный заказчик оказался графом Вальзегг, который хотел выдать реквием за собственное сочинение в память о покойной жене. Но обман вскрылся – музыка была слишком гениальной для посредственного графа.

Бессмертие

Прошло два столетия. Зальцбург, где когда-то не ценили своего гения, теперь живет его именем. Дом на Гетрайдегассе стал музеем, на площадях стоят памятники, туристы со всего мира приезжают поклониться памяти великого композитора.

– Смешно, правда? – словно говорит призрак Моцарта, глядя на толпы поклонников. – При жизни еле концы с концами сводил, а теперь на мне весь город зарабатывает!

В Венской опере до сих пор идут его спектакли. «Дон Жуан» потрясает зрителей своими страстями, «Волшебная флейта» учит добру и справедливости, а «Реквием» думать о вечности.

Конец.