Найти в Дзене
Дневник оптимиста

Как в Советском Союзе разгружали железнодорожные вагоны с углём и другими сыпучими грузами?

В детстве мне приходилось ходить через железнодорожные пути, на которых разгружали разные грузы, в том числе и каменный уголь. Уголь перевозили в отрытых грузовых вагонах, называемых полувагон. Для разгрузки сыпучих грузов, в том числе и угля, на нашей железнодорожной станции была построена эстакада — возвышение железнодорожных путей над землёй примерно на 1,5 м. Стены эстакады были бетонными. Полувагон имеет в днище люки, которые в транспортном положении располагаются горизонтально и закрываются замками, напоминающими крючок для закрывания двери. Размеры железнодорожного «крючка» были внушительными. Для фиксации «крючка» в транспортном положении был установлен эксцентрик. Рабочие находились в кузове грузовика ГАЗ-93, который двигался по площадке вдоль вагона. Один, находился возле кабины грузовика и ломом открывал фиксаторы. Второй располагался возле заднего борта и кувалдой открывал «крючки». После открывания первого крючка, люк днища перекашивало и из него со звуком «шиии» начинал с
Железнодорожный полувагон для перевозки угля и других сыпучих грузов. Источник: https://regnum.ru/news/3533605
Железнодорожный полувагон для перевозки угля и других сыпучих грузов. Источник: https://regnum.ru/news/3533605
-2

В детстве мне приходилось ходить через железнодорожные пути, на которых разгружали разные грузы, в том числе и каменный уголь. Уголь перевозили в отрытых грузовых вагонах, называемых полувагон. Для разгрузки сыпучих грузов, в том числе и угля, на нашей железнодорожной станции была построена эстакада — возвышение железнодорожных путей над землёй примерно на 1,5 м.

Стены эстакады были бетонными. Полувагон имеет в днище люки, которые в транспортном положении располагаются горизонтально и закрываются замками, напоминающими крючок для закрывания двери. Размеры железнодорожного «крючка» были внушительными. Для фиксации «крючка» в транспортном положении был установлен эксцентрик.

На этом фото рабочие открывают люки полувагона кувалдами с длинными ручками, находясь на разгрузочной площадке. Источник: https://rutube.ru/video/11c0e4a0e6c1205d5a3eb1b690789b3a/
На этом фото рабочие открывают люки полувагона кувалдами с длинными ручками, находясь на разгрузочной площадке. Источник: https://rutube.ru/video/11c0e4a0e6c1205d5a3eb1b690789b3a/

Рабочие находились в кузове грузовика ГАЗ-93, который двигался по площадке вдоль вагона. Один, находился возле кабины грузовика и ломом открывал фиксаторы. Второй располагался возле заднего борта и кувалдой открывал «крючки». После открывания первого крючка, люк днища перекашивало и из него со звуком «шиии» начинал сыпаться уголь. Для открывания второго «крючка» машина проезжала вперёд, чтобы уголь попадал в кузов.

Открывание второго «крючка» сопровождалось возгласом рабочего: «Поберегись!», — ударом молота по «крючку», грохотом падающего на специальные упоры люка, шумом высыпающегося угля «шааа» и клубами угольной пыли, разлетавшейся на десятки метров. Так продолжалось до завершения открывания всех люков, которых в вагоне было семь с каждой стороны. Подобным образом открывалось днище вагона с другой стороны.

Самосвал ГАЗ-93Б. Источник:  http://uncle-vova.com/card/gaz-93b-samosval-zadnej-vygruzki-dlja-selhoz-gruzov/
Самосвал ГАЗ-93Б. Источник: http://uncle-vova.com/card/gaz-93b-samosval-zadnej-vygruzki-dlja-selhoz-gruzov/

После высыпания угля из вагона, его грузили в грузовики ГАЗ-93 и ЗИЛ-ММЗ-555 при помощи погрузчика на базе трактора ДТ-54. Он набирал уголь, поднимал ковш над кабиной и высыпал в кузов грузовика, располагавшегося сзади трактора. При этом рядом с погрузчиком и автомобилем клубилась игольная пыль. Люди к концу рабочей смены были похожи на шахтёров.

Аналогичным образом разгружали вагоны со щебнем, известью и удобрениями. Организовывали работы по разгрузке и вывозу сыпучих материалов руководителями тех предприятий, которым предназначались грузы. Им отводилось определённое время на все работы, чтобы вагон не простаивал, а эстакада не была занята грузом более установленного времени. Это я узнал со слов папы, который тоже был ответственным за разгрузку вагонов.

Погрузчик фронтально перекидочный на базе ДТ-54 загружает самосвал ЗИЛ-ММЗ-555. Источник: http://uncle-vova.com/card/pb-35-gusenichnyj-frontalno-perekidnoj-pogruzchik/
Погрузчик фронтально перекидочный на базе ДТ-54 загружает самосвал ЗИЛ-ММЗ-555. Источник: http://uncle-vova.com/card/pb-35-gusenichnyj-frontalno-perekidnoj-pogruzchik/

Уголь предназначался для котельных и частным лицам. Так моей маме, которая работала учителем, каждый год привозили осенью машину угля. Получал уголь мой дедушка, работавший медицинским работником. Так государство поддерживало уважаемых и важных для него работников – сельских учителей и врачей.

Надо сказать, что за последние 65 лет в разгрузке угля и других сыпучих материалов, перевозимых полувагонами, мало изменений. Разве что погрузчики и самосвалы стали другими...

-6

Читайте другие публикации канала "Дневник оптимиста"

-7