Этот нож почти не замечают. У него нет легенды, имени мастера и даже уверенного места происхождения. Он лежит в витрине Британского музея как немой контрапункт ожиданиям зрителя. Pitt-Rivers Knife важен не тем, чем он был, а тем, зачем его сохранили. Это предмет не про героизм и не про экзотику. Это вещь про метод. Про момент, когда материальная культура стала объектом системного изучения, а не коллекционирования ради удивления. В музейных залах мы привыкли искать историю. Конкретную, привязанную к дате, региону и человеку. Но Pitt-Rivers Knife не дает ни одной из этих опор. Он не сообщает, кто держал его в руке. Не раскрывает, в какой культуре был изготовлен клинок и какую роль он играл в повседневной жизни. Он существует как форма и как факт. Именно поэтому он оказался в собрании Огастуса Генри Лейн Фокса Питт-Риверса. Для него такие ножи были важнее парадных клинков и богато украшенных предметов. Не из-за внешнего вида, а из-за их повторяемости. Обычные вещи лучше всего подходили дл