Найти в Дзене
Лекторий «Прямая речь»

Как общение может спасти от деменции

➤ Наше общение и риск деменции Деменция — это состояние, когда у человека снижены когнитивные функции, начиная с памяти, но не только. И его качество жизни, качество взаимодействия с другими резко снижается. И к такому состоянию могут приводить разные факторы, не только органические поражения головного мозга. Бывает, что деменция наступает и вне каких-то выраженных органических изменений. Качество общения — это существенный фактор защиты, который снижает риск наступления этого состояния. По оценке ВОЗ, среди причин потери трудоспособности у взрослого населения на первое место уже вышли ментальные расстройства. Ничего удивительного нет. Информационный шум вокруг нас направлен на формирование пузырей: вокруг человека формируется среда, где его взгляды, убеждения все время подтверждаются. Вся медиаиндустрия, соцсети и т.д., направлены на формирование и усиление этого пузыря. Чтобы ты существовал в какой-то вымышленной реальности и потреблял контент, продукты, услуги и прочее. А общение,

➤ Наше общение и риск деменции

Деменция — это состояние, когда у человека снижены когнитивные функции, начиная с памяти, но не только. И его качество жизни, качество взаимодействия с другими резко снижается. И к такому состоянию могут приводить разные факторы, не только органические поражения головного мозга. Бывает, что деменция наступает и вне каких-то выраженных органических изменений. Качество общения — это существенный фактор защиты, который снижает риск наступления этого состояния.

По оценке ВОЗ, среди причин потери трудоспособности у взрослого населения на первое место уже вышли ментальные расстройства. Ничего удивительного нет. Информационный шум вокруг нас направлен на формирование пузырей: вокруг человека формируется среда, где его взгляды, убеждения все время подтверждаются. Вся медиаиндустрия, соцсети и т.д., направлены на формирование и усиление этого пузыря. Чтобы ты существовал в какой-то вымышленной реальности и потреблял контент, продукты, услуги и прочее.

А общение, которое снижает риск деменции, должно быть определенным образом устроено. Это сложнейший нейробиологический акт, в который вовлечены практически все зоны мозга. И надо убедиться, что те функции, которые должны быть включены в общении, вообще в нем присутствуют. Простой обмен репликами никак не защищает от деменции.

Мозг похож на мышцу. Участки, которые не используются, атрофируются. Участки, которые используются активно, наоборот, гипертрофируются. И поэтому полезно давать нагрузку разным участкам. Общение — акт, который не только необходим для достижения наших целей, он же еще и дает нагрузку, которая защищает нас от когнитивных снижений.

-2

➤ Память и концентрация

Воспоминания — существенная штука с точки зрения когнитивной нагрузки. Существует терапия воспоминаниями для коррекции деменции. И действительно происходят улучшения когнитивных функций у людей, у которых эти функции снижены. Это, пожалуй, единственная функция, которая активна в нашем повседневном общении. Мы все-таки в общении часто что-то вспоминаем. Это уже неплохо, но этого недостаточно, потому что есть еще другие функции, которые вовлекаются слабо.

Например, в моменте люди вообще редко запоминают, что говорят другие. Если я сейчас дам пять связанных между собой предложений и попрошу их повторить, далеко не каждый в зале справится. А в искусстве диалога одна из важнейших компетенций — умение связать свою реплику с репликой собеседника, ничего в ней не перевирая. На практике выясняется, что помнят чаще всего последнюю реплику — и то есть она короче 12 слов. Рабочая память — одна из важнейших когнитивных функций. Тестируйте себя, запоминаете ли вы дословно, что говорят другие люди.

У людей, которые не запоминают тексты, часто нет проблем с памятью: у них проблема с фокусом внимания. Внимание настолько погружено в себя, в свои мысли, в свои эмоции, в свои идеи, что текст собеседника вообще теряется. Мне, например, очень сильно помогает такое упражнение как медленное чтение. Читать надо, проговаривая текст. Так формируется привычка концентрироваться на внешнем тексте.

➤ Функция когнитивного контроля

Когда работаешь с группой, то роль тренера или модератора в том, чтобы жестко пресекать любой бенефис. И обратная связь прилетает: вы не даете нам говорить без умолку. На этом очень важная функция завязана — функция когнитивного контроля, наблюдение. Надо научиться выходить по отношению к своей коммуникации в так называемую метапозицию — когда вы не внутри коммуникации находитесь, а снаружи. Начинаешь видеть диалог как фильм с субтитрами: все время смотришь снаружи на то, что происходит. Когнитивный контроль — это когда вы наблюдаете за происходящим в диалоге.

Я проводил такой жестокий социальный эксперимент: демонстративно отвлекался в разговорах с несколькими людьми. В телефоне шарился, чуть ли не насвистывал, по сторонам глядел. И знаете, что происходило с моими собеседниками? Ничего не происходило. Он так трындел, так и трындит! Это катастрофа, понимаете? Когда наконец у них заканчивался воздух, я спрашивал: «А?». И, знаете, они возмущались. Ты что, типа, меня не слушал, что ли? Я говорю: «А ты что, не видел?». Одно из проявлений сниженной когнитивной функции — так называемая расторможенность. Это когда собеседник перестаёт существовать, и начинается просто какой-то монолог.

Нужно все время отдавать себе отчет, что происходит с собеседником. Но эта функция часто абсолютно выпадает из повседневного общения. Попробуйте в следующий раз, когда будете говорить, задаться вопросом: что происходит с человеком, который вас слушает. Вы включите когнитивный контроль.

Сеть выявления значимости

Есть такой феномен — суперэйджеры. Это группа людей, которые и в 100 лет обладают когнитивными функциями на уровне 20-летних. У них вообще нет снижения когнитивных функций. Их исследуют вдоль и поперек, пытаются понять, от чего это зависит. Оказалось, что у них утолщение коры как раз в зонах, которые составляют сеть выявления значимости. Что это такое? Объясню на пальцах.

Есть три главные такие сети у нас в мозге — несколько участков коры, объединенных функционально. Дефолтная сеть, центральная исполнительная сеть и сеть выявления значимости.

Дефолтная сеть, как понятно из названия, это сеть, когда мы ни на чем не концентрируемся. Сеть выявления значимости напрягается в момент переключения из дефолтной сети в центральную исполнительную. То есть, когда человек обращает внимание, включается, он переходит из режима автоматизма в центральный исполнительный режим. Есть люди, которые постоянно пребывают в одном из этих двух режимов. То есть либо доминирующий автоматизм, либо наоборот доминирующий центральный исполнительный режим.

Но сеть выявления значимости работает в момент переключения. И, как оказалось, она связана с сохранением когнитивных функций в старости. Что происходит, если простыми словами? Человек начинает реагировать на стимулы, как на новые. Когда у человека колоссальный опыт, он все привык делать на автоматизме: у него уже нарушается восприятие стимулов входящих. И выясняется, например, что в какой-то ситуации, которую он решил на автоматизме, была деталь, которую он пропустил. И его решение оказалось нерелевантно ситуации. Вот так и загибаются крупные компании и все остальное.

То есть у нас в автоматизме мозги заточены на то, чтобы видеть знакомое в новых стимулах. Как можно скорее его распознать и решить проблему. Но сила интеллекта проявляется не в поиске схожести, а в поиске различий.

Понаблюдайте за собой. Как часто у вас при столкновении с информацией у вас возникает ощущение, что это что-то хорошо знакомое? Если часто, то это тревожный признак. Значит, у вас сеть выявления значимости не отрабатывает.

Конечно, это тяжело с непривычки. Автоматизм как диван, он нужен только для отдыха. Конечно, если вы устали и чувствуете, что у вас уже голова кипит — погрузитесь в состояние блуждающего разума и проведите в нем минут 30. Не давайте мысли ни за что цепляться. Рекомендую. Но, понимаете, нагрузку надо повышать. Выносливость будет повышаться по мере повышения нагрузки.

Сеть выявления значимости — она не про то, что вы суперконцентрированно решаете задачу. Она про принятие решения. Это реально знакомое или что-то новое? То есть она включается в момент перехода. Это есть переключение режима внутреннего направленного познания на внешне направленное познание. И вот эти моменты переключения очень важны.

➤ Слушаем друг друга

Признак качественного общения — когда «мы слушали друг друга». За это отвечает префронтальная кора. Она включается в момент, когда вы реально пытаетесь понять, что говорит на самом деле другой человек. Представьте, вы с кем-то ведете разговор, и вам человек говорит: «Я не понимаю, зачем это нужно». Скорее всего, вы начнете объяснять, зачем это нужно. Но по факту — не было же запроса «объясни». Вероятно, что это скорее сообщение о том, что «это не нужно». Пропозиция, то есть главная мысль, некорректно определена. Не работает эта функция «слушания другого». Потому что в 9 из 10 случаев «зачем нам это нужно» — это риторический вопрос. Это утверждение в форме вопроса. И задается он с единственной целью, чтобы вы начали что-то объяснять и потом вас поймать на ваших словах.

Человек уже знает, что это не нужно. И надо работать с этими мыслями, а не с вопросом. За реальное распознавание, что вообще происходит, отвечает «префронталка». Развивать это можно через сознательный перевод внимания на собеседника. Ваша задача — научиться смотреть на коммуникацию его глазами. Нельзя ни в коем случае торопиться. Вот вам задали вопрос, а вы подумайте: есть ли какое-то пространство для интерпретации этого вопроса? Вас никто не лишает права переспросить: «Скажите, а вам правда интересно, зачем это нужно?» И вы задумаетесь, и человек задумается. Ваша задача — целиком концентрироваться на реплике собеседника, а не на общем плане или цели разговора.

И единственное, что мешает нам слушать другого человека — это ор мыслей в нашей собственной голове.

Вот простое упражнение. У вас что-то спрашивают. Закончите ответ и спросите: «Я ответил на ваш вопрос?». Или, например, «я правильно понял ваш вопрос? Это то, что вы хотели узнать?». Сформируйте такую привычку у себя. Вы узнаете столько нового о мире, я вас уверяю.

Потому что огромное количество искажений связано с тем, как нас видят люди другие. Мы дали ответ и рассчитываем, что если собеседника что-то не устроит, он нам скажет. А он сделает свои выводы и будет молча сидеть. И вы будете думать, что прекрасно ответили, блестяще выступили. Получается дискоммуникация. То есть, непонимание. Попробуйте довести эту привычку задавать вопрос после ответа до такой степени автоматизма, чтобы не делать этого сознательным усилием.

-4

➤ Ошибки и реакция на них

Сколько ошибок в речи мы совершаем? За поиск вообще ошибок в речи своей и в речи другого человека отвечает поясная кора. Это еще одна зона мозга, которая должна быть в норме включена в качественное общение. Обычно люди крайне негативно вообще реагируют на сам намек, что у них в речи может быть вообще какая-то ошибка. А это штука довольно серьезная, бьющая по когнитивному статусу.

Ошибки чаще всего находятся в плоскости причинно-следственных связей. Нужен навык распознавания этих ошибок и проблематизации ошибок через вопрос.

➤ Калибровка реальности — социализация

Я периодически слышу фразу: «Мне не нужен чужой опыт, у меня есть свой». Всё, билет в деменцию уже куплен. Это уход в этот пузырь, в свою реальность. И прекращение калибровки своей реальности и общей реальности, которая как раз формируется из опыта разных людей.

Калибровка своей картины реальности относительно картины реальности других людей — это социализация. К сожалению, иллюзию социализации дает вот это автоматическое общение. Все пришли, каждый что-то потрындел — и нет ощущения разговора как такового. Нет ощущения коммуникации. И это фейковая социализация. А человеку очень важно находиться в подлинной социализации.

Чтобы назвать акт коммуникации качественным, осмысленным и положительно влияющим на когнитивный статус, в нем должно быть все то, о чем мы говорили на этой лекции. Если чего-то из этого нет, уже неполноценная коммуникация происходит. Теперь, я думаю, вы понимаете, почему вообще общение относится к этому из сложнейших вообще актов на самом деле. И насколько то, что мы привыкли считать общением, вообще далеко от общения.

Посмотреть запись лекции «Осторожно, деменция!» можно в видеоархиве «Прямой речи».