Найти в Дзене
Мысли автомобилиста

Вы не замечаете, а шины перегреты

Об автомобиле заботятся многие: меняют масло вовремя, следят за тормозами, проверяют уровень охлаждающей жидкости. Но шины, зачастую самая недооценённая часть полицейского автомобиля. Между тем именно они держат всю массу машины на асфальте, скользят по лужам, «держат удар» ям и кочек и... ежедневно сталкиваются с перегревом. Перегрев шин, тема не только для гонщиков и дальнобойщиков, но и для каждого человека за рулём современной машины. Актуальна она не только летом: даже зимой, при езде с перегрузом или неправильным давлением в покрышках, последствия могут быть ощутимыми. Вот почему фраза из уст шиномонтажника: «У вас шины, кажется, поплавились», не такая уж редкость. Перегрев - это состояние, когда температура шин превышает рабочий диапазон, заложенный производителем. Для большинства легковых шин эта граница +70...+90°C. Изнутри же шина перегревается прежде всего из-за трения составов резины друг о друга и о дорогу. Как понять, что шина перегрелась? Немного статистики: летние и з
Оглавление

Об автомобиле заботятся многие: меняют масло вовремя, следят за тормозами, проверяют уровень охлаждающей жидкости. Но шины, зачастую самая недооценённая часть полицейского автомобиля.

Между тем именно они держат всю массу машины на асфальте, скользят по лужам, «держат удар» ям и кочек и... ежедневно сталкиваются с перегревом. Перегрев шин, тема не только для гонщиков и дальнобойщиков, но и для каждого человека за рулём современной машины.

Актуальна она не только летом: даже зимой, при езде с перегрузом или неправильным давлением в покрышках, последствия могут быть ощутимыми. Вот почему фраза из уст шиномонтажника: «У вас шины, кажется, поплавились», не такая уж редкость.

Что значит «перегрев шин»?

Перегрев - это состояние, когда температура шин превышает рабочий диапазон, заложенный производителем. Для большинства легковых шин эта граница +70...+90°C. Изнутри же шина перегревается прежде всего из-за трения составов резины друг о друга и о дорогу.

Как понять, что шина перегрелась?

  • На ощупь боковина шины становится очень горячей (но трогайте только осторожно, можно обжечься).
  • Появляются пузыри, вздутия, расслоения протектора или боковых частей.
  • Резина становится мягкой, «вязкой».
  • В особо тяжёлых случаях, идет специфический резиновый запах.

Немного статистики: летние и зимние шины по-разному переносят перегрев. Зимняя шина быстро начинает «плыть» уже при +40°C, летняя держится дольше, но в обеих случаях последствия могут быть критичными.

Основные причины перегрева шин:

Существует несколько типичных сценариев, когда перегрев становится реальным:

  • Длительная езда на дальняк в жаркую погоду: трасса, асфальт разогрет до +50°C и выше, резина нагревается от трения и излучения.
  • Недостаточное или чрезмерно высокое давление в шинах: если давление ниже нормы, шина «раскатывается», увеличивается зона контакта и трение, растёт температура. Перекачанная шина теряет эластичность и хуже рассеивает тепло.
  • Износ и повреждения: протектор почти «лысый», боковины ослаблены, такие шины греются и повреждаются быстрее.
  • Чересчур спортивная езда: быстрые повороты, резкие разгоны и торможения поднимают температуру мгновенно.
  • Перегруз автомобиля: чем тяжелее машина, тем больше нагружаются шины и тем выше температура.
  • Неподходящая резина по сезону: зимние шины летом или наоборот.
  • Древние или поддельные покрышки: состав старой или некачественной резины выдерживает малую температуру.

Когда перегрев становится реально опасен (разбор сценариев и мифов)?

Миф 1: «Шина взорвётся только на гоночной трассе».

Реальность: даже на обычной кольцевой развязке летом при малом давлении можно получить разрушение боковины «в ноль», если ехать быстро.

Миф 2: «На новых шинах ничего не грозит».

Реальность: новые, но сильно недокачанные шины перегреть настолько же просто, как и изношенные, — именно из-за увеличенного пятна контакта.

Опасные ситуации:

  • Климатические экстремумы: летом на трассе, когда температура поверхности +70°C, поездка на высокой скорости с низким давлением чревата разрывом.
  • Городские пробки при перегрузе: резина регулярно закипает даже при маленькой скорости, если машина гружёная, удобно иллюстрирует такси после смены шин на более мягкие.

Случаи на трассе и в городе:

Пример из практики:

Владелец внедорожника отправился летом в путешествие к морю. Давление в колёсах чуть снизил для мягкости, больше пассажиров и багажник под завязку. На выезде из город еле заметная трещина по боковой поверхности.

Через 100 километров, хлопок, резкий занос, чудом обошлось без ДТП. Экспертиза показала: перегрев из-за сочетания жары, перегруза и снижения давления.

В городе подобные истории случаются в жару на маршрутках и коммерческих фургонах, шина «плывёт», появляются вздутия, «грыжи», и срабатывает «разлом по живому»: куски протектора буквально слетают с колеса.

Последствия перегрева:

  • Разрушение конструкции: разрыв корда, отслаивание протектора, появление грыж и трещин.
  • Потеря управляемости: особенно на скорости, резкое "виляние", сложность в управлении, может привести к аварии.
  • Взрыв шины: в ряде случаев шина может разорваться мгновенно, а это на скорости, предпосылка к серьёзному ДТП.
  • Быстрый износ: "поплывшая" резина теряет форму, сцепление становится хуже обычного, особенно, на мокрой дороге.

Правила предотвращения: что делать и чего не делать...

  • Регулярно проверяйте давление — минимум каждые 1-2 недели и перед дальними поездками.
  • Контролируйте степень износа — протектор меньше 2 мм летом (и 4 мм зимой) опасен не только в дождь.
  • Не перегружайте машину — см. паспортная нагрузка на ось, обычно указана на самом бортике двери.
  • Используйте шины по сезону: зимой - зимние, летом - летние.
  • После перегрева — замените шину: если произошёл ощутимый перегрев даже без внешних повреждений, лучше перестраховаться.
  • Выбирайте только надёжных производителей и следите за сроком годности шин — не храните резину по 7-8 лет.

Памятка:

  • Не перегружайте авто;
  • Регулярно проверяйте давление;
  • Используйте подходящую резину;
  • При малейших признаках перегрева, остановитесь, дайте шинам остыть;
  • Не игнорируйте вздутия, грыжи и запах жжёной резины.

Перегрев шин, это не только вопрос ремонта, экономии и комфорта, а ваша и чужая безопасность. Не ждите «хлопка»: однажды вовремя остановившись, вы сохраните не только шину, но и здоровье.

В условиях российской жары и дорог лучше немного переоценить риски, чем потом искать, где купить новые колёса по цене «с доставкой и срочно».

Вы согласны с доводами данной статьи? Надеюсь она была вам полезна и принесет много пользы. Делитесь личным опытом и поддержите канал лайком, подпиской и комментарием, вам е трудно, а мне приятно.