Здравствуйте, дорогие читатели.
Сегодня, когда мы покупаем билеты в театр одним кликом в интернете, трудно представить себе то время, когда заветный билетик на спектакль был не просто пропуском в зал. Он был сокровищем. Документом, подтверждающим твою принадлежность к особой касте. Его доставали по блату, за него переплачивали втридорога, на него выменивали дефицитные товары. И одним из главных таких «сокровищ» в 70-е годы был билет в один московский театр — Театр на Таганке.
Почему? Почему люди ночами стояли в очередях, рискуя быть разогнанными милицией? Почему на спектакли этого театра так стремилась попасть думающая, активная часть московской интеллигенции, от студентов до академиков?
Потому что это был не просто театр. Это был глоток свободы.
Театр, где говорили правду
В застойные, брежневские времена, когда с официальных трибун лился нескончаемый поток бодрых, но лживых речей, существовало несколько островков, где можно было услышать живое, честное слово. Это был и «Современник» Ефремова, и некоторые постановки в БДТ у Товстоногова, и авторская песня... Но, пожалуй, самым знаковым, самым дерзким и символичным из этих островков была именно Таганка.
Юрий Любимов, гениальный создатель этого театра, был мастером говорить правду эзоповым языком, языком метафор, намёков, стихов. Но зритель в зале всё прекрасно понимал. Он брал классические произведения — Пушкина, Шекспира, Брехта — и ставил их так, что они звучали обжигающе современно. Каждый спектакль был не просто зрелищем, а событием. Общественным, политическим, нравственным. Люди шли на Таганку не развлекаться. Они шли туда — думать.
Высоцкий, Золотухин, Филатов: нерв эпохи
И, конечно, Таганка — это были её актёры. Не просто труппа, а созвездие невероятных личностей, настоящих титанов.
Владимир Высоцкий. Его Гамлет с гитарой, в простом чёрном свитере, был не датским принцем из учебника. Это был наш современник, который задавал вечные вопросы не небу, а прямо в лицо залу, в лицо власти, в лицо каждому из нас. Когда он хрипел своё «Быть или не быть?», в зале стояла такая тишина, что, казалось, останавливалось время.
Валерий Золотухин, Леонид Филатов, Алла Демидова, Вениамин Смехов... Это были не просто исполнители. Это были соавторы, мыслители. Они не играли роли, они проживали их, выплёскивая на сцену всю боль, всю иронию, всю ярость своего времени. Они были нервом эпохи.
Спектакли, которые меняли сознание
Спектакли Таганки не были похожи на то, что шло в других театрах. Вместо пышных декораций — голая кирпичная стена. Вместо бархатных костюмов — простые свитера и шинели. Любимов создавал театр аскетичный, метафорический, где главным было не «что», а «как».
Легендарный «А зори здесь тихие...». Девушки-зенитчицы в этом спектакле не погибали героически. Они просто уходили в темноту, и на их место ставили грубые доски с их именами. И этот простой приём действовал сильнее любых батальных сцен.
«Добрый человек из Сезуана» Брехта. Спектакль-притча о том, можно ли оставаться добрым в злом мире. Вопрос, который и сегодня актуален как никогда.
Каждый спектакль был как сеанс психотерапии для целой страны. Люди выходили из зала другими — очищенными, взбудораженными, с новыми вопросами к себе и к миру.
Вместо финала: куда ушла магия?
Сегодня у нас много хороших театров. Есть дорогие, модные постановки со спецэффектами. Есть смелые, экспериментальные спектакли. Но, скажите честно, есть ли сегодня театр, на который люди готовы стоять в очереди всю ночь? Театр, каждый спектакль которого становится событием, обсуждаемым на каждой кухне?
Мне кажется, нет. И дело не в том, что нет талантливых режиссёров или актёров. Они есть. Но ушла та атмосфера, ушёл тот нерв. Театру больше не нужно говорить намёками. Можно говорить всё, что угодно. И от этой вседозволенности слово, как ни странно, потеряло в весе.
Театр на Таганке времён Любимова был уникален, потому что он был больше, чем театр. Это было место силы, место правды, место общего дыхания для тысяч людей. И, возможно, именно такого места нам сегодня отчаянно не хватает.
Какой спектакль вам запомнился больше всего? И как вы думаете, почему сегодня театры, на ваш взгляд, перестали быть таким важным общественным явлением?
Очень жду ваших воспоминаний и мыслей.
Удачи вам, и давайте не забывать наших настоящих героев сцены.
До встречи!
С уважением, Дмитрий.
Если вам понравилось, подпишитесь, пожалуйста, на канал и прочтите также мои прошлые лучшие статьи: