Здравствуйте, дорогие читатели.
Вот и наступило время, которого мы все, с трепетом и изрядной долей скепсиса, ждали. На экраны вышел новый «Буратино». Не просто фильм, а, как нам обещают, целое событие, «дань уважения» и «переосмысление». И знаете, когда я читаю о том, как его снимали, у меня возникает два совершенно противоположных чувства.
С одной стороны — огромное уважение к мастерам. А с другой — один-единственный, но очень навязчивый вопрос: «А зачем?».
Город за 4 месяца и борода Бондарчука: титанический труд
Давайте будем честны: это не халтура. Это не очередной «ремейк», снятый на коленке за три копейки. Масштаб проделанной работы поражает.
Вы только вдумайтесь. Специально для фильма за четыре месяца отстроили целый итальянский городок площадью 7000 квадратных метров. С настоящей булыжной мостовой, ратушей, театром и каморкой папы Карло. Сам Фёдор Бондарчук, сыгравший Карабаса, назвал это «чудом».
На его грим уходило по два часа в день. Ему накладывали сложную пластику и клеили бороду длиной 125 сантиметров, которых за время съёмок износили целых три штуки. Грим был таким, что Александр Петров, сыгравший кота Базилио, не узнал Фёдора Сергеевича на площадке и шарахался от него, как от странного мужика из массовки.
Художники по костюмам проделали невероятную работу. Курточка Буратино сшита из старого бархатного покрывала. Костюм Арлекина (Рузиль Минекаев) — театральный панк с вручную вышитыми ромбами. У Мальвины (Анастасия Талызина) — корсет из осколков фарфоровых чашек. Для Пьеро (Степан Белозёров) нашли подлинный старинный бретонский воротник... Каждая пуговица, каждая складка — всё продумано, всё наполнено смыслом.
Сам Буратино — это чудо технологий. Его «сыграла» 15-летняя актриса Виталия Корниенко в костюме с датчиками, а её мимику и движения перенесли на компьютерную модель.
Это гимн кинематографическому ремеслу. Это труд сотен людей. И за это им — низкий поклон.
А теперь — ложка дёгтя. И она, увы, не одна
И вот, отдав должное мастерам, я смотрю трейлер, читаю первые отзывы... и моё уважение сменяется недоумением.
Во-первых, сам Буратино. Да, это технологии, это прорыв. Но то, что мы видим на экране, — это бездушная, пугающая компьютерная кукла. В ней нет того озорства, того живого, хулиганского обаяния, которое было у Димы Иосифова в фильме 1975 года. Тот мальчишка с приклеенным носом был настоящим, живым. А этот, нарисованный на компьютере, вызывает скорее отторжение.
Во-вторых, актёры. Мальвине, «девочке с голубыми волосами», по сюжету лет 25. Её друг Пьеро выглядит так, будто сбежал из фильма ужасов про злых клоунов. Это точно положительные персонажи? Они должны вызывать у детей симпатию?
В-третьих, атмосфера. Вместо яркой, солнечной, сказочной Италии из советского фильма — какой-то мрачный, серый, почти депрессивный мир. Люди в серых одеждах на серых улицах... Где праздник? Где сказка?
Так зачем?
И вот тут я возвращаюсь к своему главному вопросу. Зачем был нужен этот фильм?
Да, в него вложены огромные деньги. Да, над ним трудились талантливые люди. Но они потратили все эти силы, чтобы создать красивую, технически совершенную, но абсолютно бездушную оболочку.
Советский фильм «Приключения Буратино» — это не просто экранизация. Это магия. Магия гениальной музыки Алексея Рыбникова, которую мы знаем наизусть. Магия незабываемых актёрских работ: уморительного кота Базилио — Ролана Быкова, трогательной лисы Алисы — Елены Санаевой, грозного, но в глубине души несчастного Карабаса — Владимира Этуша. Их нельзя «переиграть». Их нельзя заменить спецэффектами.
Новый «Буратино» — это как очень дорогая, идеально сделанная пластиковая ёлка. Она не осыпается, у неё ровные веточки, она сверкает всеми лампочками. Но она никогда не будет пахнуть лесом и смолой. Она никогда не подарит того самого, настоящего ощущения праздника.
Вместо финала
Я уверен, что новый фильм соберёт свою кассу. Детей поведут в кино, потому что «Буратино» — это бренд. Но я также уверен в другом. Когда эти дети вырастут и захотят показать сказку уже своим детям, они включат не эту мрачную, технологичную версию 2025 года.
Они включат тот самый, наш, родной фильм 1975 года. Где звучит «Бу-ра-ти-но!», где живые, настоящие актёры поют, танцуют и заставляют нас смеяться и плакать. Потому что душу, в отличие от спецэффектов, на компьютере не нарисуешь.
А вы как думаете, дорогие читатели? Пойдёте смотреть нового «Буратино»? И верите ли вы, что хоть какой-то ремейк сможет когда-нибудь превзойти душевность советской классики?
Очень жду ваших мнений.
Удачи вам, и пересматривайте хорошее кино!
До встречи!
С уважением, Дмитрий.
Если вам понравилось, подпишитесь, пожалуйста, на канал и прочтите также мои прошлые лучшие статьи: