Найти в Дзене

Куда смотрим, туда и приезжаем

В своей книге «Solution Building in Couples Therapy» Эллиотт Конни рассказывает такой случай: много лет назад он поехал в Лондон на обучение. Это была его первая поездка за границу и, конечно, он рассчитывал осмотреть город, сколько получится. Что он и сделал: после обучения пошел бродить по городу, слушая музыку на телефоне, пока не исчерпал и себя, и заряд аккумулятора. Он оказался в центре незнакомого города без связи, без знакомых, без карты. Прохожий предложил ему спросить помощи у таксиста. Это была блестящая идея: лондонские таксисты славятся своим знанием города. Эллиотт поймал такси, но, когда таксист задал вопрос: «Куда едем?» с ужасом понял, что забыл название отеля. Он не знал не только адрес, но и название! Водитель заглушил двигатель и спросил: «А можете описать его? Если опишете подробно, я, возможно, смогу понять, о каком отеле идет речь». И Эллиотт начал говорить. Он вспомнил, что от аэропорта до отеля он ехал примерно 30 минут. Проезжал мимо Букингемского дворца. Ре

В своей книге «Solution Building in Couples Therapy» Эллиотт Конни рассказывает такой случай: много лет назад он поехал в Лондон на обучение. Это была его первая поездка за границу и, конечно, он рассчитывал осмотреть город, сколько получится. Что он и сделал: после обучения пошел бродить по городу, слушая музыку на телефоне, пока не исчерпал и себя, и заряд аккумулятора. Он оказался в центре незнакомого города без связи, без знакомых, без карты. Прохожий предложил ему спросить помощи у таксиста.

Это была блестящая идея: лондонские таксисты славятся своим знанием города. Эллиотт поймал такси, но, когда таксист задал вопрос: «Куда едем?» с ужасом понял, что забыл название отеля. Он не знал не только адрес, но и название! Водитель заглушил двигатель и спросил: «А можете описать его? Если опишете подробно, я, возможно, смогу понять, о каком отеле идет речь».

И Эллиотт начал говорить. Он вспомнил, что от аэропорта до отеля он ехал примерно 30 минут. Проезжал мимо Букингемского дворца. Реку не пересекал. Таксист задавал вопросы, и Эллиотт называл всё больше деталей. Наконец, таксист сказал, что понял, о каком районе и каком отеле идёт речь.

Эллиотт говорит, что происходящее было очень похоже на сессию ориентированной на решение терапии. Он описывал пункт назначения, и, чем больше деталей вспоминал, тем больше у него становилось надежды, что он туда доберется.

Клиенты часто приходят к психологу с чувством, что «заблудились»: в своих чувствах, в отношениях, в жизни. Они точно знают, где им НЕ хорошо, но где должно быть ХОРОШО — туманно и неясно. И первый шаг — это не рытьё в причинах тумана, а медленное, по деталям, описание того самого «отеля», куда вы хотите попасть.

Куда смотрим, туда и приезжаем. Если мы фокусируемся только на проблеме, на том, что не так, мы, по сути, продолжаем кружить вокруг неё, как вокруг разбитого фонарного столба. Наш «внутренний таксист» ждёт описания цели. Что я хочу чувствовать? Как будет выглядеть мой день, когда станет немного легче? Какая маленькая деталь подскажет, что я на верном пути? Когда мы начинаем описывать желаемое состояние, даже самое скромное, мы буквально поворачиваем голову — и колеса нашего внимания начинают движение в эту сторону.

Это не означает, что мы игнорируем выбоины на дороге. Просто мы перестаем принимать их за конечный пункт назначения. Можно, конечно, продолжать с упоением изучать каждую трещину в асфальте, приговаривая: «Ну вот, я же знал, что дорога разбита!». В этом столько же смысла, сколько в попытке успокоиться, непрерывно повторяя себе: «Успокойся, ты чего, ну нельзя же так, возьми себя в руки!».

Так что в следующий раз, когда почувствуете, что зашли в тупик или ходите по кругу, попробуйте задать себе вместо «Почему всё так?» вопрос «А куда я, собственно, еду?». Опишите это место. Самому себе. Чем больше деталей — запах, свет, ощущения, — тем лучше. Вы удивитесь, но просто эта практика описания уже включает внутреннюю систему навигации. Помните, даже самый лучший таксист не сможет вам помочь, если вы твердите только о том, откуда и зачем сбежали. Ему нужно услышать, куда держим путь.