Добрый день!
Лас-Вегас, 1971 год. На ринге советский боксер Олег Коротаев, прозванный в прессе «Русским танком», отправляет в нокаут чемпиона США и спарринг-партнера самого Мохаммеда Али. Арена, на мгновение замершая в тишине, взрывается овациями. После боя к советской делегации подходит легендарный менеджер Анджело Данди и делает неслыханное предложение: контракт на миллион долларов, переход в профессионалы и переезд в США. Но покинуть Союз спортсмен не может. Возможно, именно этот отказ и стал точкой, с которой яркая и стремительная карьера одного из лучших боксеров СССР покатилась под откос.
В 1970 году на Кубе, в финале престижного турнира, он нокаутировал местного спортсмена на глазах у Фиделя Кастро. Кубинский лидер был так впечатлен, что стоя приветствовал чемпиона, а после боя лично подвез его до гостиницы и подарил на память мачете.
Коротаев был звездой. Его мощь, техника и невероятная статистика — 160 побед нокаутом в 196 боях — делали его кумиром миллионов. Поэтому, когда в Лас-Вегасе ему предложили миллионный контракт, советское руководство настоятельно «порекомендовало» отказаться. На пресс-конференции Олег послушно произнес заученные слова о том, что 250 миллионов соотечественников дороже любых денег. «Я остался честен перед родиной, — напишет он много лет спустя в своем дневнике. — Но время проверяет все».
Время действительно все проверило. Мечта Коротаева об олимпийском золоте столкнулась с суровой реальностью в лице главного тренера сборной СССР Анатолия Степанова, с которым у боксера был давний конфликт. Это противостояние и череда травм не позволили Коротаеву попасть на Олимпиаду-1972. Хотя позже он вернулся в спорт и даже стал серебряным призером первого чемпионата мира, удача, казалось, окончательно от него отвернулась.
Разочарование в боксе привело Коротаева в сомнительные компании. К началу 1976 года 26-летний чемпион, пользуясь громкой славой, все чаще проводил время в московских ресторанах, где нередко ввязывался в конфликты. Однажды в подмосковном ресторане «Сказка» судьба свела его с другим частым посетителем злачных мест — Игорем Щелоковым, сыном министра внутренних дел Николая Щелокова.
Что послужило причиной ссоры между захмелевшими мужчинами, точно не известно. По одной из версий, Щелоков-младший сам спровоцировал конфликт, бросившись на боксера с графином в руках. Результат был предсказуем: сын министра был отправлен в нокаут. Следующие два месяца он провел в больнице, а на Коротаева началась настоящая охота.
Примечательно, что сам боксер не подозревал, с кем связался, и продолжал вести привычный образ жизни. Всего за пару часов до ареста он устроил еще одну драку в ресторане гостиницы «Варшавская», ограбив бизнесмена из ФРГ. Именно этот эпизод и стал формальным поводом для его задержания.
Во время обыска в квартире чемпиона милиция нашла то самое мачете, подаренное Кастро, которое следствие квалифицировало как холодное оружие. Подарочные патроны от американского полицейского — как «боеприпасы». Кроме того, по официальной версии, у него были обнаружены наркотики, хотя друзья боксера утверждали, что он никогда их не употреблял.
Несмотря на давление со стороны Щелокова, у Коротаева нашлись влиятельные покровители, и дело поначалу пытались «замять». Но в феврале 1976 года, во время XXV съезда КПСС, было зачитано анонимное письмо, посвященное скандальному поведению боксера. Расследование возобновили. В марте Коротаев успел в последний раз выступить на первенстве СССР, после чего отправился в СИЗО. В 1977 году суд приговорил его к пяти годам лишения свободы.
С этого момента его спортивная карьера была окончена, Олег Коротаев попал в совершенно другой мир. Начальник колонии, большой поклонник бокса, создал для него условия для тренировок, но Олега это уже не интересовало. Он с головой ушел в криминальную среду. Его друзьями стали известные воры в законе и авторитеты, такие как Вячеслав Иваньков (Япончик) и Отари Квантришвили.
Освободившись в начале 80-х, Коротаев почти сразу вернулся в тюрьму: очередная драка принесла ему новый пятилетний срок. И только в 1988 году, освободившись досрочно уже во второй раз, он попытался начать новую жизнь. Занялся бизнесом, производил спортивную одежду. Появились деньги, дорогая машина. Жизнь, казалось, налаживалась.
Но прошлое не отпускало. Успешный бизнес бывшего чемпиона, связанного с криминалом, не давал покоя завистникам. В 1992 году старый товарищ по сборной, ставший сотрудником органов, предупредил Олега: «Тебя заказали». Коротаев ответил, что разберется сам, и уехал в США — якобы по делам.
Там он, чтобы легально остаться в стране, фиктивно женился на американке. 12 января 1994 года жизнь спортсмена оборвалась. У входа в русский ресторан на Брайтон-Бич его настигла пуля. Полиция Бруклина так и не смогла найти ни заказчика, ни исполнителя.
Коротаева привезли на родину. Проститься с ним на Ваганьковское кладбище пришли сотни людей. Так оборвалась жизнь человека, чье имя одинаково громко звучало и в спортивных хрониках 70-х, и в криминальных сводках 80-х и 90-х.
Подписывайтесь на канал Особое дело и читайте другие статьи: