Найти в Дзене
Особое дело

У них было всё: слава, деньги, поездки за границу. Зачем дети советской элиты пошли на угон самолёта?

Добрый день! Тбилиси, 18 ноября 1983 года. На борту обычного рейса Ту-134, следующего в Батуми, царит праздничное оживление. Среди пассажиров выделяется нарядная компания — молодожены и их гости. Они смеются, принимают поздравления. Никто из экипажа или других пассажиров не догадывается, что через несколько минут эта «свадьба» превратится в один из самых резонансных захватов самолета в истории СССР. Ту-134А, идентичный захваченному. Фото: Eduard Marmet / Wikimedia Кем же были эти люди? Не отчаявшимися диссидентами, не политическими фанатиками. Попытку угона организовали представители тбилисской «золотой молодёжи» — дети известных ученых, режиссеров, врачей. Художники, актеры, студенты престижных вузов — те, кому, казалось, была открыта любая дверь. Идейным центром группы стал человек, от которого подобного ожидали меньше всего, — священник Теймураз Чихладзе. Его церковь была модным местом сбора для творческой интеллигенции грузинской столицы. В беседах с пастырем амбициозные молодые лю

Добрый день!

Тбилиси, 18 ноября 1983 года. На борту обычного рейса Ту-134, следующего в Батуми, царит праздничное оживление. Среди пассажиров выделяется нарядная компания — молодожены и их гости. Они смеются, принимают поздравления. Никто из экипажа или других пассажиров не догадывается, что через несколько минут эта «свадьба» превратится в один из самых резонансных захватов самолета в истории СССР.

Ту-134А, идентичный захваченному. Фото: Eduard Marmet / Wikimedia
Ту-134А, идентичный захваченному. Фото: Eduard Marmet / Wikimedia

Кем же были эти люди? Не отчаявшимися диссидентами, не политическими фанатиками. Попытку угона организовали представители тбилисской «золотой молодёжи» — дети известных ученых, режиссеров, врачей. Художники, актеры, студенты престижных вузов — те, кому, казалось, была открыта любая дверь.

Идейным центром группы стал человек, от которого подобного ожидали меньше всего, — священник Теймураз Чихладзе. Его церковь была модным местом сбора для творческой интеллигенции грузинской столицы. В беседах с пастырем амбициозные молодые люди и загорелись идеей громкого, демонстративного побега за границу. Задумка заключалась не в простом отъезде, а в «жесте», политическом перформансе, который, как они верили, вызовет резонанс на Западе.

Священник Теймураз Чихладзе. Фото: Specnaz.ru
Священник Теймураз Чихладзе. Фото: Specnaz.ru

Поначалу священнослужитель поддерживал их и даже планировал лететь вместе со всеми. Однако незадолго до назначенной даты у него появилась возможность легально эмигрировать по церковной линии. Чихладзе начал тянуть с решением, а затем и вовсе отказался от участия, оставив своих последователей одних. Но молодые люди, опьяненные идеей собственной исключительности, решили действовать самостоятельно.

Лидером группы стал Иосиф Церетели, художник-постановщик киностудии «Грузия-фильм» и отпрыск известного ученого. Его ближайшим соратником был Гега Кобахидзе — актер той же киностудии, с детства вращавшийся в богемной среде. Именно в доме последнего проходили все обсуждения. К ним примкнули братья Каха и Паата Ивериели, оба с медицинским образованием, студент Академии художеств Давид Микаберидзе и студентка архитектурного факультета Тинатин Петвиашвили.

Давид Микаберидзе (Финансист). Кадр: фильм «Бандиты»
Давид Микаберидзе (Финансист). Кадр: фильм «Бандиты»

Что двигало этими людьми? У них не было реальных причин для побега. Большинство уже бывали за границей, имели доступ к западной культуре и прекрасные карьерные перспективы на родине. Но их манил не бытовой комфорт, а образ. Заговорщики видели себя героями громкой драмы, о которой напишут в зарубежной прессе.

Готовились они тоже как к съемкам фильма. Используя связи в киноиндустрии, раздобыли и изучили учебную ленту для пилотов о действиях при угоне. А чтобы безупречно пройти досмотр в аэропорту, придумали идеальное прикрытие. Накануне вылета Гега Кобахидзе и Тинатин Петвиашвили сыграли настоящую свадьбу. Их «свадебная компания» не вызвала никаких подозрений у службы безопасности, тем более что среди гостей была знакомая сотрудница аэропорта, которая помогла пронести на борт спортивные сумки без лишних вопросов.

Тинатин Петвиашвили и Гега Кобахидзе. Фото: operkor.wordpress.com
Тинатин Петвиашвили и Гега Кобахидзе. Фото: operkor.wordpress.com

18 ноября 1983 года молодожены и их «гости» заняли свои места в самолете. Однако почти сразу все пошло не так. Из-за плохой погоды маршрут рейса изменили, и лайнер не должен был приземляться в Батуми, откуда было рукой подать до границы с Турцией. Поняв, что первоначальный замысел рухнул, угонщики решили действовать по запасному варианту. Попытка взять управление самолетом в свои руки привела к хаосу на борту.

Экипаж проявил невероятное мужество и профессионализм. Пилоты смогли передать на землю сигнал тревоги и, несмотря на угрозы, приняли решение развернуть воздушное судно и возвращаться в Тбилиси.

После посадки лайнер был немедленно оцеплен и отведен на дальнюю стоянку. Начались долгие часы переговоров. К аэропорту стянулись руководство республики и силовые структуры. К урегулированию ситуации пытались привлечь даже родителей захватчиков, надеясь, что те смогут вразумить своих детей. Но все попытки убедить их сдаться провалились.

Ранним утром в аэропорт прибыла элитная спецгруппа КГБ «Альфа». После короткой оценки обстановки было принято решение о штурме. Операция заняла считанные минуты. Профессиональные действия спецназа позволили полностью нейтрализовать угрозу.

Следствие длилось девять месяцев. Была детально восстановлена вся цепочка событий — от первых разговоров у Чихладзе до штурма в аэропорту. Суд признал действия группы тягчайшим преступлением. По действовавшим тогда законам организаторы Иосиф Церетели, Гега Кобахидзе, братья Ивериели и Давид Микаберидзе были приговорены к высшей мере наказания. Тинатин Петвиашвили, как единственная девушка, получила длительный срок заключения. Священник Теймураз Чихладзе, хоть и не участвовал в захвате, был осужден как организатор и также приговорен к высшей мере.

Это преступление часто обрастает мифами. Его пытаются представить то романтической трагедией, то борьбой за свободу. Но факты говорят о другом. Речь шла не о политике, а о молодых людях, чьи непомерные амбиции, иллюзии и вера в собственную исключительность привели к трагической развязке.

Подписывайтесь на канал Особое дело и читайте другие статьи: