Стоило «оно» того?
Оформление документов в строевой части заняло немного времени. Гораздо дольше мы просидели в коридоре политотдела. Ничего не поделаешь: постановка на партийный учёт - мероприятие чрезвычайно ответственное и не терпит спешки. Как бы там ни было, но через четыре часа после знакомства у штаба бригады мы уже подлетали к гарнизону.
Весь перелёт новички наблюдали за пустыней, которая начиналась сразу за взлёткой, а я следил за ними из-под полуприкрытых век и пытался понять, почему не испытываю радости от скорого окончания двухгодичной командировки. «Я просто ревную. – Думал я. – Дурацкое чувство, но тем не менее. Когда я впервые привёл роту в батальон, там стояли только парочка хибарок и палатки. Теперь всё по-настоящему: и казармы, и баня со столовой и даже клуб. Только и всего? Типа, майор на всё готовое приехал? Маловато будет. Царёк, блин, нашёлся! По большому счёту, казармы и прочее - заслуга Андреича и бойцов. Может, меня злит, что заменщик похож на Брунова? Ротного, которого я менял два года назад? А ведь и вправду похож. Только усы не тараканьи и в звании постарше. Ну да. Витюша пришёл ко мне в госпиталь, мягко сказать, не в очень дружелюбном настроении. Не поверил, что я реально зацепил какую-то заразу. И всё-таки дело не в этом. Скорее всего, причина в исповеди Бориса и ночных кошмарах. Я подсознательно боюсь оказаться на его месте. Получается, я сомневаюсь в Саше? Вот это поворот, приятель! Выбрось из головы дурь и больше не возвращайся …»
Неизвестно, до чего бы я успел додуматься, если бы вертолёт не пошёл на посадку.
***
На площадке нас встречали командиры рот и офицеры управления во главе с начальником штаба батальона. «Не обманул-таки Равиль», - успел подумать я и тут же оказался в крепких объятиях Борисыча.
- Ну ты даёшь, командир! – Воскликнул майор. - Улетал в неизвестность, а вернулся с такими, не в обиду будет сказано, «подарками». Да мы тут все чуть с ума не посходили, когда дежурный про заменщиков сообщил! Разве так бывает?
- Успокойся, Виктор Борисович! – Придержал начальника штаба замполит батальона капитан Бабков. Валентин лишь месяц назад прибыл по замене, но быстро освоился и как-то незаметно стал своим. – Дай командиру вновь прибывших офицеров представить.
- И то верно. – Согласился Борисыч, отступая в сторону. – Хорошо, что ты у нас есть, а то я со своим кавказским темпераментом чуть всю обедню не испортил.
Как ни старался я держаться непринуждённо, мой голос всё-таки дрогнул, когда пришло время объявить, что до возвращения штатного комбата его обязанности будет исполнять майор Белов Сергей Фёдорович. Наверное, это было слишком заметно, поскольку в воздухе повисла неловкая пауза, которую тут же разрядил многоопытный Виктор Борисович.
- Прошу следовать за мной, товарищи офицеры! – Скомандовал он, подхватывая сумки своего преемника. - Банька протоплена, места проживания подготовлены. Дело за малым: вечером отметить ваше личное прибытие и наше общее знакомство. Если, конечно, нынешний командир не против. Впрочем, не думаю, что он будет возражать. К традициям надо с уважением относиться.
***
Пробыв в компании полчаса, я сослался на усталость и ушёл к себе. Мне хотелось побыть в одиночестве, чтобы попытаться найти ответ на не дававший покоя вопрос. «Ерунда какая-то. – Думал я, лежа на кровати. – Где-то читал, что ревность без повода - признак тупоумия и низкой самооценки. Нельзя унижать или унижаться ревностью. Конечно, не стоит кривить душой: любой нормальный мужик примерит на себя историю Бориса. Хватит об этом. А то я точно в доморощенного Отелло превращусь. Новый майор вообще не при делах. Белов не виноват, что оказался за речкой на два года позже меня. В городке ещё много чего надо сделать, чтоб до ума довести. Так что на его век стройки хватит. Дело в Афгане. Здесь я почувствовал себя настоящим командиром. Что меня ждёт в Союзе? Дай Бог, если в развёрнутый полк попаду. Стрельбы, учения … боевая подготовка одним словом ... вернее, двумя. А если кадрированный? Тоска зелёная. В газетах пишут, что Горбачёв решительно взялся за сокращение армии. По уму давно пора, только у нас вечно всё шиворот-навыворот. Как в той поговорке: «Наказать невиновных, наградить непричастных». Жалею, что закончилась моя эпопея? Конечно. Но, с другой стороны, не было бы Афгана, остались бы в живых Володя Якут, братья Дадашевы и тысячи других парней. Стоило оно того? Не знаю. Время рассудит».
***
Номинально комбату достаточно собрать рапорта командиров подразделений, на их основе составить свой, и дело можно считать сделанным. Но мне не хотелось подходить к вопросу с формальной стороны. Напротив, я старался ввести Сергея в курс дела в полном объёме. Первые два дня майор с энтузиазмом вникал в дела, затем заметно поубавил пыл и стал поглядывать на меня не то чтобы свысока, но с какой-то насмешкой. Я, конечно, сразу заметил перемену в настроении, но решил не подавать виду.
- Послушай, - заявил Сергей утром третьего дня, когда мы собирались на завтрак, - в общих чертах мне всё понятно. Заставы почти все объехали, с командованием гарнизона познакомились. Не вижу необходимости напрягать тебя лишний раз. Сам разберусь. Опыта у меня достаточно, как говорится, не первый раз замужем. Короче, капитан. Позавтракаем, ты иди отдыхать, а я займусь наведением порядка.
- Не понял? - Опешил я. - Хочешь сказать, что в батальоне бардак? Так, что ли?
- Есть маленько. – Усмехнулся Белов. – На мой незамутнённый взгляд, естественно. Ничего удивительного, новая метла метёт по-новому. Да и зачем тебе лишний раз мотаться туда-сюда? Все командиры подразделений уже отчитались, один лишь четвёртый ротный волынку тянет, но сегодня я ему придам ускорение. Так что будем считать процесс завершённым. Завтра доложим комбригу, отметим как следует отвальную, а послезавтра смело можете вылетать. Если, конечно, вертушки будут, и состояние здоровья позволит.
- Как знаешь. – С напускным равнодушием пожал я плечами. - Напрашиваться не стану. Иди в столовую, я попозже подойду.
Майор хмыкнул, развернулся и быстрым шагом вышел из комнаты отдыха.
За восемь лет мне дважды приходилось менять место службы, но сегодня я впервые почувствовал себя вычеркнутым из жизни. Осознание собственной ненужности настолько потрясло меня, что я не сразу начал соображать. Просто стоял и молча разглядывал носки берцев. «Лихо он со мной. – Первая связная мысль заставила собраться. – А что ты хотел? Чтоб заменщик ходил за тобой на цырлах и в рот заглядывал? Обидно, конечно, за «бардак», но ему действительно виднее. Как-никак, новая метла. Жалко, не узнаю, что ему Андреич ответит, когда вернётся. Схожу-ка я к Борисычу. Вместе за нардами время скоротаем. Он ещё вчера дела передал».
***
- Не спишь?
Вопрос был глупым, поскольку я читал книгу, лёжа на кровати.
- Как видишь. Послушай. – Развернулся я к Белову. – Если я тебе мешаю, могу к Борисычу переселиться.
- Не говори ерунды. – Отмахнулся Сергей. – Я вообще не об этом.
- Тогда о чём? Неужели совет «старой метлы» потребовался? Спрашивай. Помогу, чем смогу.
- Да нет. – Вздохнул майор, присаживаясь напротив. – В советах не нуждаемся. Просто мне тут нашептали о тебе кое-что. Реально стало любопытно, ты в самом деле такой правильный или прикидываешься?
- Давай-ка поподробней, а то я в суть вопроса не врубился. Видать, отупел от безделья. Ты в общем и целом или о чём-то конкретном?
- Я о том выходе, где ты чуть не погиб вместе с бойцами. Скажи, оно того стоило собственную головёшку под пулю подставлять? Никто бы слова худого не сказал, если бы ты с ротой остался. В конце концов, есть боевой устав. Не мне тебя судить …
— Вот именно, майор! – Резко оборвал я Белова. – Не тебе меня судить. И ещё совет на будущее: не слушай шептунов, Сергей Фёдорович, а то ненароком сам в сплетника превратишься. Оно того стоит?
Продолжение следует.
Начало. https://dzen.ru/a/aTZxsYhg_lCirgUU
Предыдущая часть. https://dzen.ru/a/aT-nR2VHpAJVUOdk
Повести и рассказы «афганского» цикла Николая Шамрина, а также обе книги романа «Баловень» опубликованы на портале «Литрес.ру» https://www.litres.ru/