Найти в Дзене
Месье Кто? Где? С кем?

"Стыд и срам!": Николай Цискаридзе в гневе из-за фотосессии ведущей «России 24» и потребовал её мыть полы

Представьте себе: позолоченная лепнина, бархат лож, торжественная тишина, которая висит в воздухе даже без зрителей. Большой театр. Для многих - храм. Место, где даже шепот кажется святотатством. А теперь представьте в этом храме другую картину: молодая женщина в полупрозрачном платье лежит на ограждении ложи, задрав ногу. Не спектакль, а фотосессия для инстаграма. Этот диссонанс взорвал соцсети и заставил говорить о правилах, вкусе и публичном поведении всерьез. Героиня скандала - ведущая телеканала «Россия 24» Мария Григорьева. Казалось бы, человек из мира строгого эфира и официальных новостей. Но её личный блог живёт по другим законам - законам внимания и личного бренда. И вот этот персональный бренд решил «освоить» одно из самых статусных пространств страны. История началась с нескольких кадров. На них Мария не просто пришла в "Большой" в откровенном наряде. Она устроила полноценную съёмку. Позы, ракурсы, томные взгляды в объектив. Апофеозом стал кадр, где она буквально возлегла на
Оглавление

Представьте себе: позолоченная лепнина, бархат лож, торжественная тишина, которая висит в воздухе даже без зрителей. Большой театр. Для многих - храм. Место, где даже шепот кажется святотатством. А теперь представьте в этом храме другую картину: молодая женщина в полупрозрачном платье лежит на ограждении ложи, задрав ногу. Не спектакль, а фотосессия для инстаграма. Этот диссонанс взорвал соцсети и заставил говорить о правилах, вкусе и публичном поведении всерьез.

Героиня скандала - ведущая телеканала «Россия 24» Мария Григорьева. Казалось бы, человек из мира строгого эфира и официальных новостей. Но её личный блог живёт по другим законам - законам внимания и личного бренда. И вот этот персональный бренд решил «освоить» одно из самых статусных пространств страны.

Не просто платье. Вызов на фоне бархата

История началась с нескольких кадров. На них Мария не просто пришла в "Большой" в откровенном наряде. Она устроила полноценную съёмку. Позы, ракурсы, томные взгляды в объектив. Апофеозом стал кадр, где она буквально возлегла на парапет ложи. Получилось ли эффектно с точки зрения инста-эстетики? Возможно. Уместно ли это в стенах Большого? Этот вопрос и вызвал бурю.

-2

Первой забила тревогу журналистка Анастасия Меняйлова. В своём канале она не стала кривить душой: "Опущу кадры в откровенных нарядах. Для человека это норма. О таком нельзя молчать… что так в театрах делать нельзя, неуместно, некультурно, неправильно, некрасиво".

Но самый жёсткий и эмоциональный удар нанёс человек, для которого Большой - дом и судьба. Николай Цискаридзе, ректор Академии русского балета, бывший премьер Большого, написал в сердцах: "Стыд и срам! Стыд и позор! Её обязали бы две недели мыть полы в театре за такое неуважение к храму искусства!"

-3

И тут же дал "домашнее задание": прочитать книгу «Мозаика. Балет. Щелкунчик». "Я понял, что этот труд надо читать всем в обязательном порядке", - добавил он, намекая, что проблема глубже одного случая. Это проблема уважения к пространству, которое для многих сакрально.

Удалить не значит раскаяться

Реакция Марии Григорьевой была типичной для современного цифрового мира: скандальный кадр из блога исчез. Но никаких объяснений, извинений или хотя бы комментариев не последовало. Вместо этого ведущая продолжила вести блог в обычном режиме, как ни в чём не бывало. В одной из следующих публикаций она рассуждала об экономике: "Инфляция замедляется, рубль демонстрирует стабильность..."

-4

Этот контраст - между бурным общественным осуждением и её спокойным игнорированием - многих возмутил ещё сильнее. Создалось впечатление, что для неё это не вопрос этики, а просто небольшой технический сбой в пиаре: "зашкварился" пост - удалили, жизнь продолжается.

Анастасия Меняйлова позже отметила этот момент с иронией: "Телеведущая скандальный кадр удалила, но, похоже, особо не переживает, судя по шуточкам. При этом она же констатировала факт: общественное мнение сработало. О скандале написали десятки СМИ по всей стране. Фото удалили. Можно считать это маленькой победой «правил» над вседозволенностью.

Что на самом деле обсуждает общество: платье или лицемерие?

-5

Если копнуть глубже, скандал вышел далеко за рамки обсуждения дресс-кода. В центре оказалось несколько острых тем:

  1. Двойные стандарты. Ведущая федерального канала, который олицетворяет официальную точку зрения и традиционные ценности, в личном блоге ведёт себя как инфлюенсер, для которого главное - эпатаж и engagement. У зрителей возникает закономерный вопрос: где настоящая Мария Григорьева? Та, что в кадре с сухими экономическими цифрами, или та, что ложится на бархат лож?
  2. Уважение к символам. Большой театр - не просто красивое здание. Это национальный символ, место с колоссальной историей и аурой. Отношение к нему - это лакмусовая бумажка. Для Цискаридзе и многих других это храм, где неуместны фотосессии в стиле бьюти-блога. Для других - просто красивая локация для контента. Столкновение этих двух подходов и породило такой накал страстей.
  3. Публичность vs. приватность. Где грань между личным блогом журналиста и его профессиональной репутацией? Можно ли, будучи лицом официального СМИ, позволять себе любой контент в соцсетях? История с Григорьевой показала, что аудитория эту грань проводит очень чётко и прощает такое поведение не всем.

Тишина в ответ на шум - лучшая тактика?

Пока артисты Большого и культурная общественность негодуют, а журналисты разбирают случившееся по косточкам, сама виновница скандала выбрала стратегию молчания. В эпоху, когда любое ЧП обрастает многосерийными разбирательствами в сторис и прямых эфирах, её тишина выглядит либо как высокомерное игнорирование, либо как расчёт.

-6

Возможно, это и есть самый холодный и современный ответ: не оправдываться, не раздувать историю дальше. Удалила фото - и точка. Через неделю все забудут, останется только трафик упоминаний. В этом есть своя циничная логика.

Но есть и другой итог. Николай Цискаридзе, кажется, указал на главное: "Этот труд надо читать всем". Скандал с Григорьевой - лишь симптом. Симптом того, что для части современной публики культурные коды и правила поведения в определенных местах просто стёрлись. Театр стал фоном, а не событием. И в этом, пожалуй, корень всей этой истории, который куда важнее одного удалённого кадра.

А как вы считаете, позволительно ли такое поведение в Большом театре? Прав ли Николай Цискаридзе?

Пишите свое мнение в комментариях!

Читайте также: