Еще вчера она была эталоном «правильной» дочки знаменитости. Вечерние платья, аккуратные локоны, элегантные туфли на каблуке - ее публичный образ дышал благонравием и женственностью.
Вера, младшая дочь Глюкозы, всегда была той, кого хвалили: "Какая скромница! Какое изящество!". Ее сестра Лидия давно экспериментировала со стилем, сама Наталья Ионова - Глюкоза - в этом году и вовсе взорвала общественное сознание чередой эпатажных образов. Но Вера, казалось, оставалась тихой гаванью в этом море семейного бунтарства.
До одного декабрьского вечера в галерее «Триумф».
Выставка американского художника Генри Александра Леви собрала богемную Москву: Цекало, Собчак, Цигаль... Но главным арт-объектом этого вечера стала не картина на стене, а живая метаморфоза. 12-летняя Вера Чистякова предстала перед фотографами в образе, который мгновенно разлетелся по сети, вызвав шквал от недоумения до восторга.
Прежней Веры не осталось и в помине. Вместо платья - черный облегающий топ, шорты и нарочито рваные колготки. Вместе светлых волос - угольно-черная грива. Ее шею сдавливал жесткий чокер, на запястье сверкал браслет с шипами.
Но главный удар - взгляд. Интенсивный, подчеркнутый дымчатым смоки-айз, взрослый и вызывающий взгляд бунтарки. Это была не детская игра в мамину косметику, а осознанная, дерзкая эстетическая декларация.
Реакция публики была мгновенной и полярной, как всегда, когда ломают кумиров - даже таких юных.
- "Видимо, это у них семейное" - вздохнули консерваторы.
- "Ооо, я думала, эта странность обошла Веру стороной" - удивились те, кто считал ее "нормальной".
- "Глюкоза плохой пример подает!" - осудили строгие моралисты.
- "Круто! Настоящий бунт подростка!" - аплодировали те, кто увидел в этом акт самоопределения.
Этот выход стал кульминацией, но не началом. Ранее Вера уже мелькала на ярмарке современного искусства с выбеленным лицом и эксцентричным головным убором. Однако контраст с образом «девочки в вечернем платье на папиной руке» был настолько разительным, что публика не была готова.
Матрица бунтарства: почему эксперименты Веры - не случайность
Чтобы понять этот взрывной подростковый протест, нужно посмотреть на семейный фон, который стал для Веры и питательной средой, и вызовом одновременно.
Глюкоза-мама в этом году пережила собственную революцию. Певица, чей образ два десятилетия ассоциировался с розовыми бантами и игривой непосредственностью, кардинально сменила курс.
Платиновые волосы, обесцвеченные брови, латекс, смелые крой и цвета - ее новая эстетика кричит о внутренней трансформации. На премии «Яндекс.Музыки» Наталья откровенно объяснила суть перемен:
"Я как будто узнала себя с другой стороны... Видимо, когда страх уходит — ты больше не боишься экспериментировать и узнавать, на что ты еще способна".
Это ключевая фраза. Мать через внешние изменения проживает внутреннюю свободу. Дочь, наблюдая за этим, получает негласное разрешение на собственный поиск.
Отец, Александр Чистяков, - фигура, уравновешивающая этот хаос. Как признается Глюкоза, его первая реакция на ее метаморфозы — «шок». Но художник и продюсер, коллекционирующий современное искусство, в итоге принимает эту «неординарность».
Его реакция - не запрет, а привыкание и принятие. Это создает уникальную среду: можно бунтовать, будучи уверенным, что семья не оттолкнет.
Старшая сестра Лидия давно находится в авангарде семейного эксперимента, строя музыкальную карьеру и смело заявляя о себе. Вера, всегда бывшая в тени этого яркого света, теперь, похоже, нашла свой, совершенно отличный, способ быть замеченной.
Что на самом деле означает этот черный чокер?
За кадром остается главный вопрос: это бунт ради бунта, подростковое желание эпатировать, или первый шаг к собственной идентичности?
Психологи давно говорят, что подростковая мода - это внешний язык для внутренних процессов. Черный цвет, шипы, рваный трикотаж - это архетипические символы защиты, отделения от мира взрослых, попытки выглядеть сильнее и недоступнее.
Вера, живущая с детства под прицелом камер, возможно, через этот «панк-гот» образ выстраивает личные границы. Это ее способ сказать: "Я не та милая куколка, которую вы себе представляли. У меня есть право на тьму, на сложность, на протест".
Ее преображение - не изолированный случай. Это часть большой семейной саги о поиске себя после славы. Глюкоза ломает образ «девочки-конфетки», Лидия ищет себя в музыке, а Вера, самая юная, делает, пожалуй, самый резкий шаг - отказывается от навязанной ей роли «тихой и женственной».
Стоит ли осуждать? Или лучше увидеть в этом здоровый процесс взросления в уникальных, но принимающих условиях? Ведь самое страшное для подростка - не черная помада, а непонимание в глазах самых близких.
А в семье Чистяковых, судя по всему, с пониманием все в порядке. И это, пожалуй, главный вывод всей этой истории с шипами, латексом и дымчатыми тенями.