Найти в Дзене
AutoHS - история автомобилей

«Гордость Турции»: неудачная попытка построить народный автомобиль

После окончания Второй мировой войны многие государства, ранее бывшие исключительно аграрными, взяли курс на индустриализацию. Турция не стала исключением. Амбиции молодой республики требовали не только развития сельского хозяйства, но и создания собственной промышленности, венцом которой традиционно считалось автомобилестроение. Однако путь к первому национальному автомобилю оказался тернистым, и пройти его удалось лишь благодаря настойчивости одного человека... Официальной точкой отсчета в истории первого турецкого автомобиля принято считать 29 октября 1961 года, когда в день празднования Дня Республики президент Джемаль Гюрсель торжественно представил публике автомобиль с говорящим названием Devrim («Революция»). За полгода до памятного события президент публично заявил: аграрная специализация не принесет Турции международного признания, машиностроение - вот что обеспечит стране процветание. Генерал Гюрсель, пришедший к власти посредством государственного переворота, обладал высоким

После окончания Второй мировой войны многие государства, ранее бывшие исключительно аграрными, взяли курс на индустриализацию. Турция не стала исключением. Амбиции молодой республики требовали не только развития сельского хозяйства, но и создания собственной промышленности, венцом которой традиционно считалось автомобилестроение. Однако путь к первому национальному автомобилю оказался тернистым, и пройти его удалось лишь благодаря настойчивости одного человека...

Автомобиль Devrim с помпой анонсировал президент Турции Джемаль Гюрсель (на фото), но какого-либо продолжения проект не получил
Автомобиль Devrim с помпой анонсировал президент Турции Джемаль Гюрсель (на фото), но какого-либо продолжения проект не получил

Официальной точкой отсчета в истории первого турецкого автомобиля принято считать 29 октября 1961 года, когда в день празднования Дня Республики президент Джемаль Гюрсель торжественно представил публике автомобиль с говорящим названием Devrim («Революция»). За полгода до памятного события президент публично заявил: аграрная специализация не принесет Турции международного признания, машиностроение - вот что обеспечит стране процветание. Генерал Гюрсель, пришедший к власти посредством государственного переворота, обладал высоким авторитетом, поэтому слова президента турецкое общество восприняло весьма однозначно, и в стране началась активная индустриализация.

Турецкие инженеры действительно совершили невозможное. Всего за 130 дней они практически с нуля спроектировали семейный седан с оригинальным дизайном, 2-литровым мотором на 50 сил и 3-ступенчатой механической коробкой передач. Правда, проект не имел продолжения - Devrim оказался значительно дороже импортных машин, представленных на местном рынке, а президент, получив нужный медийный эффект, быстро охладел к идее национального автомобиля.

Anadol A1
Anadol A1

Стало очевидно, что для создания народного автомобиля одной политической воли недостаточно - нужен рыночный подход и серьезный капитал. За эту непростую задачу взялся Вехби Коч, бизнесмен, чья биография могла послужить пособием по коммерции. Начав карьеру в 1917 году в скромной бакалейной лавке отца, в середине 1920-х он превратился во влиятельного бизнесмена, в орбите деятельности которого находилась строительная компания и фирма по продаже импортных автомобилей. После Второй мировой Коч совместно с американским концерном General Electric открыл завод по производству электрооборудования, а в 1959 году основал автосборочное предприятие Otosan, которое и по сей день осуществляет производство автомобилей Ford.

Параллельно с созданием Otosan Коч задумался о легковом автомобиле турецкого производства. Понимая, что в одиночку освоить такой проект ему не по силам, Коч приступил к поискам партнера, готового предоставить не только проект массового автомобиля, но технологии по его производству. Таким партнером стала британская фирма Reliant, у которой имелся подходящий проект 2-дверного седана FW5. Его ключевой особенностью стала технология производства стеклопластиковых кузовов. В 1960-е годы этот материал считался революционным: он имел маленький вес, не был подвержен коррозии и, что самое главное, не требовал многомиллионных инвестиций в штамповочное оборудование.

В 1970 году автомобиль претерпел рестайлинг и получил новый 1,3-литровый мотор на 54 л.с.
В 1970 году автомобиль претерпел рестайлинг и получил новый 1,3-литровый мотор на 54 л.с.

Под композитным кузовом FW5 скрывались массовые узлы и агрегаты европейского подразделения Ford, с которым у Коча были прекрасные отношения. Собственно, Форд и стал главным техническим партнером турецкого предприятия. Имя автомобилю выбрали всем миром. Из ста с лишним тысяч предложений победило название Anadol - производное от слова Anadolu (региона «Анатолия», являвшегося сердцем Османской империи). Конвейер стамбульского завода запустили в декабре 1966 года.

Первый серийный турецкий автомобиль представлял собой заднеприводный седан с рамной конструкцией и композитным кузовом. Под капотом Anadol A1 находился 4-цилиндровый 1,2-литровый мотор мощностью 49 л.с. от Ford Cortina. С ним в связке находилась 4-ступенчатая механическая коробка передач. При весе всего в 828 кг автомобиль развивал 120 км/ч, что было вполне достойно для тех лет.

В 1973 году в гамме появился 5-дверный универсал
В 1973 году в гамме появился 5-дверный универсал

Обилие импортных запчастей закономерно увеличило стоимость автомобиля, но постепенно с локализацией производства и введением новых типов кузова (в 1970 году в гамме появились 4-дверный седан и пикап, а в 1973-м универсал), Anadol стал обретать популярность. В модернизированном виде Anadol выпускался вплоть до 1981 года, но уже в начале 1970-х ему конкуренцию стал составлять малолитражный 4-дверный седан Murat, он же Fiat 124, собираемый на заводе Tofas, основанном Вехби Кочем в 1968 году.

В 1991 году марку Anadol упразднили. Она проиграла конкуренцию локализованным иномаркам. Турецкие покупатели голосовали лирой за Ford, Fiat и Renault, но главную свою функцию Anadol все же выполнил. Турция вошла в клуб стран-автопроизводителей, став первой в мире страной, где массово производили легковые машины с композитными кузовами.

Если понравился материал, поддержите его лайком 👍 и комментарием. Спасибо!

Красочная рекламная брошюра Pontiac Fiero в моем телеграм!

Читайте также: