Как-то кучно пошло у наших «кинотворцов» с «хрониками русской революции». Не успели закончиться одни от маэстро Кончаловского, так тут как тут новые — от Дмитрия Месхиева, восьмисерийный сериал «Царь ночи». В «Царе» и замах пониже, и бюджет пожиже. Но смотреть интереснее. Хотя задача ставилась та же, что и Кончаловским, — показать, что в «русской революции» виноваты «предатели и враги, которые и сейчас крадутся изо всех углов».
Понятно, что полтыщи книг о «русской революции», как Кончаловский, авторы фильма не прочитали, и правильно сделали. Всё равно ничего путного из этого, как показал пример Андрея Сергеевича, не вышло бы. Но у них была своя изюминка.
Первоначально в СМИ распространились данные, что основным действующим лицом сериала будет известный религиозный деятель времен царизма, многолетний настоятель Андреевского собора в Кронштадте; проповедник, духовный писатель, общественно-политический деятель правоконсервативных и монархических взглядов, вдохновитель создания и почётный член «Союза русского народа» протоиерей Иоанн Кронштадский. Почитался весьма широко как молитвенник, чудотворец и прозорливец уже при жизни. В 1990 г. причислен РПЦ к лику святых.
Действие фильма разворачивается в Петербурге и Кронштадте в начале XX века. Это было время, когда рушилась Империя, и миллионы людей теряли свои жизни. В центре сюжета — фигура Святого Праведного Иоанна Кронштадтского — священника, который верил в ведущую роль Церкви в спасении человека. Он помогал тысячам обездоленных, используя молитву, деньги и личное участие. Фильм покажет, как люди пытались выжить в эпоху перемен, как они искали надежду и опору в вере и друг в друге. Это будет история о том, как важно сохранять человечность и сострадание даже в самые трудные времена.
А дальше СМИ зашли с козырей — написали, кто участвует в фильме. Наверное, чтобы зритель понял, что всё очень серьезно. Такие величины участвуют.
Главную женскую роль в картине исполнит Елизавета Боярская, которая родилась и выросла в Санкт-Петербурге, а ее отец, Михаил Боярский,
стал одним из живых символов Северной столицы. Актриса дебютировала в кино в 2001 году, сыграв в сериале «Агент национальной безопасности 3». В фильмографии Боярской около пятидесяти ролей в кино и сериалах, среди
которых «Юнкера», «Адмиралъ», «Пять невест», «Zолушка», «Куприн.
Впотьмах», «Анна Каренина. История Вронского», «Седьмая симфония»,
«Великая. Фильм второй».
Про то, как Елизавета Боярская, дочь ещё живого символа Северной столицы, сыграла Анну Каренину, у нас тут.
Также в фильме сыграет Владимир Вдовиченков, который
прославился благодаря участию в отечественных боевиках: за ним
закрепился образ брутального героя, способного свернуть горы. Признание к
актеру пришло после съемок в фильме сериале «Бригада», а вскоре
фильмография Вдовиченкова пополнилась не менее популярным киносюжетом двух частей «Бумера». Вдовиченков снялся более, чем в 80 фильмах, среди которых «Параграф 78», «Рэкетир», «Левиафан», «Нелюбовь», «Салют-7» и «Батя».
И про Владимира Вдовиченкова, как актера, мы тоже писали, вот тут
Скажем сразу, чтобы успокоить зрителей: «брутальный» Владимир Вдовиченков не играет Иоанна Кронштадтского. И фильм, как оказалось в итоге, вообще не о нём. Ну ходит там время от времени какой-то благообразный дедушка, изображающий какого-то отца Иоанна, которого изображает Александр Галибин, смотрит на всех пронизительно-всезнающе и произносит какие-то банальности.
Один из авторов сценария и одновременно продюсер — Дмитрий Рощин, сын уважаемых родителей — актрисы Екатерины Васильевой и драматурга и писателя Михаила Рощина, в молодости закончил ВГИК, снялся в нескольких фильмах, затем окончил Московскую духовную семинарию. Сейчас протоиерей Димитрий Рощин, отец восьми детей, является настоятелем храма Святого Николая на Трех горах. Он часто дает интервью в прессе, рассуждает на духовные темы, рассказывает о себе и своих взглядах на те или иные проблемы, связанные с духовными ценностями, взаимоотношениями в семье, культурой и т. д.
Так вот Дмитрий Рощин так пояснил о чем фильм
- Мы снимаем сериал для простых людей, поэтому у нас задача, как все в
этой индустрии, простая. Те, кто знают о.Иоанна, увидят какие-то
ассоциации и поймут, что мы хотели сказать. А те, кто не знают о.Иоанна, для них будет просто вот такой священник – добрый пастырь, который защищает людей. Ведь о батюшке Иоанне в целом многие ничего не знают. В таком мире мы живем.
- Фильм про 1906 год. Показаны петербургские банды, разложение верхушки,
все, что было после первой революции и привело к революции второй. Для
нас важна идея, что такое концентрирующееся зло, которое есть и сейчас,
которое крадется из всех углов – всякие предатели и враги. И как они
потихоньку привели все к разрушению.
Ну, то есть никакого опиума для простого народа, а только то, что ему понятно и к чему его приучили - петербургские банды, разложение верхушки, концентрирующееся зло, кругом враги и предатели.
Поэтому вместо духовного фильма получилась очередная вариация «Слова пацана», тем более что одним из авторов идеи сценария фильма является сценарист Андрей Золотарев, на все руки мастер. Он и «в штос, и в рамс, и в преферанс», как говорится, — и про пацанские банды, и про Петра Первого, и про фигурное катание, и про солдат, в общем, человек-сценарий.
Но так как это всё-таки 1906 г., на дворе «русская революция», то про одни молодежные криминальные банды в стилистике «острых козырьков» вроде бы как маловато будет. Поэтому добавили жандармов, масонов, шарлатанов-спиритистов, народных целителей в стиле Григория Ефимовича Распутина, коррумпированных полицейских, неких террористов-революционеров, представителей аристократии и Петра Аркадьевича Столыпина.
Всё это свалили в кучу, пошмякали, помякали — «я тебя слепила из того, что было», и получился «Царь ночи». Кто это или что это — «Царь ночи», зрителю так до конца сериала и не объяснили. Наверное, авторы сериала являются фанатами импортного сериала «Игры престолов», где одним из героев является некий «Король Ночи» — полумифический персонаж сказок и страшных историй.
Вот и переделали они этого «Короля» в более понятного для отечественного зрителя «Царя». Но в фильме никакого ни Короля, ни Царя не просматривается, и кто бы мог подходить на эту роль из героев фильма, тоже нам не сказали. Может, кто и понял. Но мы — нет.
В очень многих моментах «Царь ночи», что называется, проявляет сходство до степени смешения с небезызвестными «Хрониками русской революции». Оба эти сериала и вышли почти одновременно — к 108-й годовщине Великой Октябрьской социалистической революции. Наверное, где-то там, у них, «кинотварцов», существует методичка, как снимать фильмы о «русской революции».
Начало действия и «Хроник», и «Царя» примерно одно и то же — 1905–1906 гг. Правда, авторы «Царя» не ставили перед собой таких глобальных задач, как А. С. Кончаловский, — разобраться в предпосылках, ходе и движущих силах «русской революции». У них задачи поскромнее — соединить перенесенное в начало ХХ века «Слово пацана» с добавлением жандармов, масонов, народных целителей, революционеров-террористов непонятной принадлежности, плюс любовные похождения жандармского офицера и дамы, приятной во всех отношениях.
О сходстве с «Хрониками». Вот есть в «Хрониках» главная героиня по имени Ариадна, такая прошаренная дамочка, прыгающая из одной постели в другую, у которой основной роман крутится с жандармским полковником Мишей. И в «Царе» есть такая дамочка, и зовут её Аделаида Романовна ла Мот, такая «Сонька Золотая ручка». Фальшивомонетчица, мошенница. И в любовниках у неё помощник начальника Корпуса жандармов МВД РИ.
Играет Аделаиду Романовну «сама» Елизавета Боярская. Почему «сама»? А так её обозначила ассистент режиссера сериала, когда съемочная группа хотела снимать некоторые эпизоды в церковном музее-квартире Иоанна Кронштадтского. Смотритель музея спросил, кто играет в фильме, а ему и ответили: «Сама Елизавета Боярская». Но даже с учетом, что в фильме главную роль играет «сама Елизавета Боярская», к тому же дочь ещё «живого символа Северной столицы», святые отцы отказали в разрешении съёмок в музее-квартире. Вот она. Та самая «сама».
Конечно, Аделаида Романовна (а почему именно Аделаида Романовна, а, наверное, авторы сценария когда-то смотрели «Игроков» Н. В. Гоголя, там у карточного шулера Ихарева была заветная дюжина колод крапленых карт, которых он любовно называл «Аделаида Ивановна») в исполнении «самой» Боярской на порядок выше исполнения всероссийской кухаркой Юлией Высоцкой роли Ариадны в «Хрониках русской революции». Тут даже и сравнивать нельзя. Все-таки Лиза и статью, и грудным трубным голосом, и актерскими шаблонами гораздо превосходит худосочную, писклявую неумеху Юлю.
Одно плохо — роль прописана отвратительно. Никак не может Елизавета развернуться как эта самая «Сонька Золотая ручка». Авторы никак не смогли определиться с амплуа Аделаиды Романовны. Или это светская дама, масонка, спиритистка, целительница или лихая мошенница и очаровательная проходимка. Вот и мечется Елизавета между светской дамой и «Сонькой Золотой ручкой». В итоге та же невнятица, что с Анной Карениной. Но вот если бы она сосредоточилась на «Соньке», то могла бы получиться крепкая острохарактерная роль с долей сарказма и юмора. В некоторых эпизодах Елизавете это удалось.
А вот это её любовник, помощник начальника Корпуса жандармов Алексей Родионович Раздорский. Серый кардинал всех спецслужб Российской империи за спиной у совершенно никакого начальника Корпуса жандармов Веремеева.
В "Хрониках" Кончаловского тоже имелся жандарма Миша. Но там его очень неудачно сыграл Юра Борисов. Вернее вообще никак. Почему? Не знаю. Может, как актер этот Юра никакой, несмотря на весь его пиар, которым зрителя в последнее время прямо-таки пичкают. Но вот этот жандарм в исполнении Максима Митяшина очень даже хорош. Настоящий такой жандарм, сейчас бы сказали настоящий чекист. Холодный, изощренный ум; умелые стреляющие обе руки; и горячее сердце любовника. Алексей Родионович ведет свою тонкую политическую игру в целях спасения государства Российского.
Жандарм Миша из «Хроник» тоже чего-то там пытался спасти, но в силу своей наивности и прямолинейности, и как только таких брали в жандармы, всё провалил. А жандарм Алексей Родионович, он плетёт свою тонкую сеть из бандитов, революционеров-террористов, жуликов и воров, народных целителей, чтобы как-то предотвратить революцию.
При этом не он самый главный в этом благородном деле. Руководит и направляет Раздорского некий врач-патологоанатом Гейгер. А от этого Гейгера за версту несёт жидомасонским заговором и разведками недружественных стран. Вон у него и руки все в крови.
Начальника корпуса жандармов, который и должен стоять на страже устоев государства Российского, Павла Петровича Веремеева играет "брутальный" Владимир Вдовиченков.
Никакой якобы «брутальности» у Вдовиченкова в этом фильме и в помине нет. Может, она у него и была когда-то в «Бригаде» или «Бумере», где он играл бандосов из «святых 90-х», но вот в роли начальника Корпуса жандармов ему брутальности не придают даже подвитые наклеенные ему усы. Как в «Противостоянии», где он играл лучшего опера-розыскника Союза ССР полковника Костенко, так и в роли Веремеева Вдовиченков просто никакой. Просто ходит туда-сюда и бесцветным голосом повторяет порученный ему текст. Чувствуется, заскочил на пять минут на съемочную площадку, по-быстрому отстрелялся, расписался в ведомости и рванул дальше.
В общем, из всех взрослых героев сериала только Максим Митяшин производит вполне пристойное впечатление. Очень перспективный актер, пресловутому Юре Борисову до него как до Луны.
Но самыми главными героями фильма являются молоденькие брат и сестра Яша и Соня, а также члены молодежных бандитских группировок, обретающихся в Кронштадте. Им и посвящено основное время сериала, а все эти «Соньки», жандармы, жидомасоны — они на периферии сюжета.
И об этих юных героях, и о самом сюжете — в следующей части.
Продолжение следует.