Найти в Дзене

Аристон (Ч. 65). Цена Жизни: Почему Ноосферное Учение Спрашивает О Жертвах и «Большой Красоте».

Предыдущая статья цикла здесь. 1. Дилемма Ценности: Постхристианство против Ноосферы В условиях биполярного мира индивидуальная жизнь и индивидуальная Карма – категория относительная. Однако абсолютно недопустимо как их обожествление, так и полное обесценивание, поскольку это ведёт к извращению Кармы не только отдельного человека, но и целых народов. С позиций постхристианской морали вопрос о цене жизни вообще не встаёт: жизнь объявлена высшей драгоценностью, и всё. Моралисты предлагают не забивать голову «глупыми вопросами» типа: «Чем жизнь одного человека дороже жизни другого?! Жизнь каждого неповторима и бесценна». Но ноосферное мировоззрение не абсолютизирует индивидуальную жизнь. С его позиций, выше человеческой жизни могут быть две категории: 1. Жизнь многих (сообщества, вида). 2. Красота (высшее достижение, идеал). Именно поэтому ноосферная теория ставит неудобный вопрос, который на практике встаёт постоянно: вопрос цены жизни и вопрос о жертве (вернее, о жертвах). На практике
Оглавление
 "Цена жизни", иллюстрация создана сетью Грок
"Цена жизни", иллюстрация создана сетью Грок

Предыдущая статья цикла здесь.

1. Дилемма Ценности: Постхристианство против Ноосферы

В условиях биполярного мира индивидуальная жизнь и индивидуальная Карма – категория относительная. Однако абсолютно недопустимо как их обожествление, так и полное обесценивание, поскольку это ведёт к извращению Кармы не только отдельного человека, но и целых народов.

С позиций постхристианской морали вопрос о цене жизни вообще не встаёт: жизнь объявлена высшей драгоценностью, и всё. Моралисты предлагают не забивать голову «глупыми вопросами» типа: «Чем жизнь одного человека дороже жизни другого?! Жизнь каждого неповторима и бесценна».

Но ноосферное мировоззрение не абсолютизирует индивидуальную жизнь. С его позиций, выше человеческой жизни могут быть две категории:

1. Жизнь многих (сообщества, вида).

2. Красота (высшее достижение, идеал).

Именно поэтому ноосферная теория ставит неудобный вопрос, который на практике встаёт постоянно: вопрос цены жизни и вопрос о жертве (вернее, о жертвах).

2. Разная Цена

На практике мы постоянно сталкиваемся с тем, что цена жизни варьирует.

Сколько бы моралисты ни старались, всем интуитивно понятно:

Жизнь, например, талантливого учёного и жизнь беспутного пьяницы имеют разную цену.

Жизнь кристально честного человека куда дороже жизни подлеца и убийцы.

Цена жизни это переменная величина. Она зависит как от обстоятельств, так и от личности, в которую сформировался индивид. И, как и все переменные величины в биполярном мире, она способна иметь как положительное (способность к великому вкладу), так и отрицательное значение (ущерб, наносимый обществу).

3. Жертвы в Борьбе с Инферно

Борьба с инферно в любом его проявлении всегда требует жертв. Их не избежать, и единственное, что возможно – это их минимизировать и переводить на более высокий уровень.

Ефремов, описывая будущее в «Туманности Андромеды», подчеркивал эту неизбежность. Погибают лучшие:

«Постройка спутников всегда берёт свои жертвы – и кто будет следующим?.. И на переднем крае борьбы с инферно всегда будут погибать лучшие.»

Именно поэтому судьбы погибших лучших имеют огромное положительное значение, равно как и большее отрицательное значение имеют судьбы беспутных и подонков. Чего, повторяем, постхристианская мораль «в упор не желает видеть».

Вопрос для читателей Дзена

Если жизнь действительно не является абсолютной и бесценной, и выше неё стоит «Жизнь Многих» или «Красота» – как, по-вашему, должно выглядеть общество, которое способно честно и нелицемерно отвечать на вопрос о жертвах и цене жизни?

Продолжение здесь.