Статья из рубрики - "Исправляем ошибки в мемуарах".
Военные мемуары – важный исторический источник. Однако в воспоминаниях командиров и военачальников допущено немало ошибок и неточностей. По разным причинам. Некоторые - на совести литературных обработчиков, писавших эти мемуары. Где-то цензура подчистила. Действовала и самоцензура генералов и маршалов...
Другие публикации из этой рубрики:
В этой трагической истории многое остается неясным. Хотя суть известна - 28 января 1945 года заместитель командира 8-го гвардейского мехкорпуса Герой Советского Союза гвардии полковник Владимир Михайлович Горелов трагически погиб в районе города Познань (Польша) от выстрела в спину, произведенного красноармейцем. А далее идут разночтения - что именно пытался остановить Горелов - мародёрство?, пьянство на переправе? или была другая причина? кто стрелял в Горелова - сотрудник СМЕРШа, солдат похоронной команды или еще кто-то? И т.д.
Гибель настоящего человека и храброго офицера оплакивала вся 1-я танковая армия - его любили и уважали все - от простого солдата до командарма Катукова. Но в своих мемуарах ни Михаил Ефимович, ни другие военачальники, причины гибели одного из своих талантливейших командиров не раскрыли. При чтении воспоминаний складывается впечатление, что они не просто что-то недоговаривают, а скрывают истинные причины произошедшего.
М.Е. Катуков написал следующее:
"Когда он возглавлял 1-ю гвардейскую танковую бригаду, она всегда шла впереди корпуса. Горелов выходил целым и невредимым из сложнейших боевых операций. И вот шальная пуля оборвала жизнь этого замечательного человека..."(1).
Мемуары Катукова изданы в 1974 году, а в 1975 г. тайну слегка приоткрыл маршал бронетанковых войск А.Х. Бабаджанян, написавший, что это была не шальная пуля, а умышленное убийство:
"Погиб Владимир Михайлович Горелов. Погиб нелепо, глупо. Непростительно, хотя и некого винить в том, что нe уберегли его. Не знаю человека в армии, который бы не любил Володю Горелова. Да и поди попробуй не полюби его - он словно сошел с полотна художника, изобразившего славного голубоглазого гиганта - русского богатыря. В сентиментальности меня трудно заподозрить, но и сейчас, спустя два с лишним десятилетия, не могу говорить о гибели Володи без спазм в горле. Подлая пуля пьяного бандита скосила его, угодив в спину"(2).
Владимир Горелов родился 22 июля 1909 года в деревне Колышкино (ныне - в Лежневском районе Ивановской области). Рано осиротел, с 9 лет работал подпаском. Весной 1924 года был помещен в детский дом № 6 в городе Шуе. Окончив ФЗУ, работал на заводе в г Иваново. В 1928 году Горелов зачислен в Иваново-Вознесенскую пехотную школу имени М.В. Фрунзе (с 1930 года реорганизована в Орловское бронетанковое училище имени М.В. Фрунзе). После ее окончания проходил военную службу в танковых войсках. В 1939 году капитан Горелов окончил Военную академию механизации и моторизации РККА и был назначен на должность заместителя командира 81-го танкового полка 41-й танковой дивизии (г. Владимир-Волынский). Войну встретил заместителем командира танковой бригады.
19 сентября 1942 года подполковник В.М. Горелов был назначен на должность командира 1-й гвардейской танковой бригады, сменив на этой должности М.Е. Катукова. Бригада под его командованием воевала успешно, отличилась на Курской дуге, при освобождении от врага Украины и Польши.
Бригада была награждена орденами Ленина, Красного Знамени, Суворова, Кутузова и Богдана Хмельницкого. За освобождение города Черткова Тернопольской области заслужила почётное наименование "Чертковской".
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 апреля 1944 года за умелое руководство частями, за личные подвиги в боях при форсировании реки Днестр гвардии полковнику Горелову Владимиру Михайловичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда".
5 июля 1944 года В.М. Горелов был назначен заместителем командира 8-го гвардейского механизированного корпуса. Он проявил свои качества боевого военачальника в ходе Львовско-Сандомирской и Висло-Одерской операций, был представлен к званию генерала. Но получить его не успел.
Очень много рассказал Н.К. Попель о своем друге в двух книгах воспоминаний, но о его гибели тоже написал скупо:
"Володя, Володя! Невредимым прошел сотни боев, тысячи раз неустрашимо смотрел смерти в глаза. Но настигла подлая пуля в тылу, со спины. Какая нелепая гибель! Ты привык встречать врагов грудью, а тут погиб от пули бандита..."(3).
Командир мехкорпуса генерал-лейтенант И.Ф. Дрёмов тоже ничего нового о гибели своего заместителя не написал:
"Радость успеха омрачила горькая весть о гибели в районе Познани
моего заместителя, Героя Советского Союза гвардии полковника В.М.
Горелова, одного из талантливых, мужественных и храбрых командиров-танкистов. Владимир Михайлович прошел с боями от Москвы до
Познани, всегда был впереди, там, где всего труднее и опаснее. Одна
только его фамилия наводила ужас на гитлеровцев"(4).
Что же в действительности произошло? Приведу две версии, которые отличаются в существенных деталях.
Точно известны время и место преступления - 28 января 1945 года, дер. Овиньска, примерно в 10 км от Познани (Польша). Разночтения имеются в вопросе - кто стрелял и каков был мотив у стрелявшего?
Версия 1. Отряд пехотинцев Красной Армии, следовавший за наступавшими впереди танкистами, недалеко от польского города Познань набрёл на оставленный немцами обоз, в котором был бочонок шнапса. Напившись, подожгли в оставленном жителями посёлке несколько домов, набили вещмешки чужим добром. Командарм Катуков, узнав об этом, поручил Горелову навести порядок, самых буйных - арестовать, а возле имущества выставить охранение. Прибыв на место, полковник Горелов принялся стыдить распоясавшихся солдат, потом обернулся к своим подчинённым, чтобы отдать какое-то распоряжение, и в это время кто-то из мародёров выстрелил ему в спину.
Версия 2. На переправе через реку Варту возникла пробка, поскольку части 8-го мехкорпуса смешались со 2-м танковым корпусом. Горелов в поисках начальника переправы, которым оказался подполковник, командир одной из бригад 2-го корпуса, нашел его в домике на берегу реки, где тот пьянствовал с группой офицеров. Когда Горелов потребовал навести порядок подвыпившие танкисты послали его куда подальше, а один из них бросился на командира бригады с кулаками. Горелов дал ему отпор, вышел из дома, решив что сам ликвидирует пробку. Но обиженный офицер выскочивший за ним следом, выстрелил Горелову в спину. Когда поняли, кого убили, участники пьянки разбежались, скрывшись с места преступления. Убийцу нашли не сразу, поскольку им оказался сотрудник СМЕРШа.
Версия № 1 более близка по своему содержанию кратким или более развернутым упоминаниям о гибели В.А. Горелова в мемуарной литературе. Так, Екатерина Катукова, жена и боевая подруга М.Е. Катукова, писала:
"Вот как это произошло. Мы захватили огромные трофеи в районе г. Казатина, и шедшие за нами части пехоты не всегда по-государственному относились к захваченному добру — пили, жгли, разбивали, разоряли добро. Михаил Ефимович, узнав об этом, поручил В. М. Горелову навести порядок: выставить охранение и прекратить разграбление. Когда Владимир Михайлович призвал к порядку распоясавшихся, один из них не пожелал подчиниться требованию командира и в упор застрелил его. Смерть Володи была мгновенной"(5).
Версия № 2 изложена в книге фронтовика-артиллериста полковника Петра Михайловича Демидова(6). Между тем, он называет убийцу - "обиженный офицер", да к тому же "сотрудник СМЕРШа". Между тем, в других публикациях утверждается, что выстрелил в Горелова "солдат похоронной команды".
Пытаясь разобраться, нашел на форумах много интересной информации, но она требует дополнительной проверки. В частности, на сайте «Военный альбом» размещена публикация В.В. Плотникова "История одной семьи в войнах конца XIX и первой половины XX века". Статья объемная, путаная, противоречивая, но при чтении складывается впечатление, что убийца в ней назван верно. Это - дядя автора публикации - Владимир Дмитриевич Сердюков, в 41-м - военный летчик, в 45 г. – старшина похоронной команды…
Из рассказа Плотникова следует, что дядя вместе со своими подельниками Ковалёвым, Шубиным, Семёновым и Воробьёвым (все они присутствовали при убийстве) занимался разными нехорошими делами. В частности, они собирали с убитых золото, в том числе кольца, коронки и др. Хранили все это в бочке с бензином, которую возил на автомашине ГазАА Ковалев.
По всей видимости, об этих фактах мародерства стало известно Горелову, возможно , от жены, врача Агнии (Агнессы) Федоровны Артемьевой, которая до брака с ним состояла, по версии Плотникова, "в отношениях" с его дядей...
Про врача Агнию Федоровну с теплотой написали и Екатерина Катукова, и Петр Демидов. Последний, видимо, был дружен с В.М. Гореловым и тот посвящал его в свои личные дела. П.М. Демидов, например, писал:
"Я знал о разладе в семье полковника. Его жена Валерия, врач по профессии, встретила на фронте свою новую любовь, и комбриг подал на развод. У них от совместного брака осталась дочь, которую Владимир Михайлович очень любил. Совершенно неожиданно он женился вторично. Когда корпус находился в Обояни, комбриг встретил Агнию Федоровну...".
Не касаясь полуфантастической версии Плотникова о том, что на самом деле под именем Владимира Горелова(7) жил и храбро воевал его родной брат Борис, 1899 г.р., служивший в годы Гражданской войны у атамана Анненкова, приведу лишь краткие сведения об убийце.
Старший сержант Владимир Дмитриевич Сердюков, 1920 года рождения. В 1938 году окончил Лисичанский аэроклуб, потом обучался в Ворошиловградской военной авиашколе, окончив ее в 1941 году. В начале Великой Отечественной войны воевал пилотом бомбардировщика ТБ-3 в 861-м бомбардировочном авиаполку (244-я бомбардировочная авиадивизия).
6 августа 1942 г. экипаж В.Д. Сердюкова в составе 4 сержантов совершил огненный таран на станции Касторная Курской области и считался погибшим. Позже выяснилось, что погиб только штурман Е.Н. Кононенко, который направил самолет на колонну немецких танков. Сердюкова выбросило из кабины при взрыве. За пьянство и ряд других проступков был направлен в запасной авиаполк, а потом вообще отстранен от летной работы. Одна из причин - в часть пришло сообщение, что его отец дезертировал с фронта...
В итоге, к лету 1944 года летчик В.Д. Сердюков, оказался во внештатной похоронной команде 1-й Гвардейской танковой армии, где и встал на путь мародерства. Похоже с целью скрыть факты преступной деятельности он и застрелил полковника В.М. Горелова. Но нельзя исключать и другие мотивы. Было заведено следственное дело, но, опять же со слов племянника, Сердюкову удалось скрыться и избежать суда.
Тело Героя Советского Союза В.М. Горелова было перевезено во Львов и захоронено на холме Славы...
2 мая 2025 года было принято решение демонтировать этот мемориал.16 мая 2025 года мэр Львова объявил об окончании демонтажа...
(1)Катуков М.Е. "На острие главного удара" М. Воениздат, 1974.
(2)Бабаджанян А. X. "Дороги победы". М. «Молодая гвардия», 1975.
(3)Попель Н.К. "Впереди - Берлин!" М. ACT; СПб.: Terra Fantastica, 2001.
(4)Дрёмов И.Ф. "Наступала грозная броня". Киев, Политиздат Украины, 1981.
(5)Катукова Е. С. Памятное. М., 2002.
(6)Демидов П. М. На службе у бога войны. В прицеле черный крест. М.: Яуза, Эксмо, 2007.
(7) На сайте «Военный альбом» - История одной семьи в войнах конца XIX и первой половины XX века, написанная В.В. Плотниковым. Убийцей Горелова был его дядя - В.Д. Сердюков.